Использование технологии конструирования культуротворческой ситуации во внеурочной деятельности (на примере детского творческого объединения "Поэтический клуб "Зеленая лампа"

Разделы: Внеклассная работа


Введение

Жизнь человеческая начинается с наивного детства. В наших детях живет потребность размышлять о жизни, анализировать те или иные её проявления, обращать внимание на себя самого.

В разных формах выражается детское философское отношение к миру, но есть особенная из них – поэзия.

Мысль берет начало с довольно неприметного истока. Таким истоком являются и детские стихи, в которых поднимаются вопросы о смысле жизни человека, о его счастье, любви и т.д.

И пусть самостоятельность детских суждений трудно сочетается с научно-философскими взглядами, все-таки дети – великие философы.

Важно понять и сохранить у ребенка это видение мира, поэтому и уделяется сегодня такое внимание детскому поэтическому творчеству, издаются сборники стихов. Это тем более актуально, что мы взрослеем, меняются внутренние ощущения и наше отношение к миру, утрачивается связь с маленькими философами. А нам, педагогам, необходимо поддерживать эту связь, бережно относиться к внутреннему миру ребенка, пытавшегося выразить себя в слове, предложить путь организации духовного поиска, в котором бы сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и его жизни в том смысле, который подразумевает философия.

Роль педагога не сводится к роли поводыря или корректора, он – соучастник, стратег, инструктор, помощник в нелегком движении вперед и выше. Это соучастие вылилось в создание детского творческого объединения “Поэтический клуб “Зеленая лампа””, который существует в МОУ “Гимназия № 75” г. Омска уже с 1998 года.

Ежегодно я составляю программы занятий клуба, в которых учитываю возрастные особенности членов клуба. Состав клуба разновозрастной, и тем он ещё интереснее: одна и та же тема приобретает многогранность восприятия и многоаспектность обсуждения.

Целью работы клуба является создание условий для самореализации личности учащегося в процессе освоения им культурно-образовательного пространства. Своей задачей я вижу эмоционально-интеллектуальное развитие личности учащегося.

Гуманитарное образование – это, прежде всего, гуманизация всех субъектов педагогического процесса, раскрепощение их внутренних возможностей, которое влияет на качественные изменения в их взаимодействии. В современном информационном обществе актуальным становится не процесс накопления знаний, а приобретение опыта самовыражения, в том числе эмоционального опыта осознания собственной индивидуальности, поиск личностных смыслов и опыта другодоминантности, т.е. ценности других людей и мировоззренческих систем. Поэтому главной задачей работы клуба стало создание оптимальных условий для предоставления всем учащимся-членам клуба возможности становления индивидного, индивидуального и личностного опыта.

Исходя из вышеизложенного, я поставила задачу использования технологии, направленной на развитие творческого потенциала личности. В результате проблемно - ориентированного анализа состояния образовательного и воспитательного процессов в гимназии мною были выявлены следующие противоречия:

  • между постоянно возрастающим объемом информации и отсутствием оптимальных способов ее использования для создания целостной картины мира;
  • между традиционными способами усвоения знаний и внутренней направленностью учащихся на творческо-поисковую деятельность;
  • между необходимостью усиления воспитывающей роли образования и отсутствием системы эффективных способов ее реализации;
  • между общепринятыми культурными нормами, регулирующими жизнь общества, и отсутствием условий для “проживания”, становления их личностнозначимыми в образовательном процессе;
  • между необходимостью внутренней творческой активности личности для успешной самореализации в изменяющемся мире и ориентацией образовательного процесса на внешние результаты.

Поиски оптимальных путей разрешения вышеназванных противоречий привели к конструированию механизма взаимодействия обучения, воспитания и развития личности средствами культуротворческой ситуации.

Теоретические основы образовательных концепций и подходов, работа в составе творческой группы учителей-экспериментаторов городской экспериментальной площадки, открывшейся в 1999 году на базе нашей гимназии “Конструирование системы культуротворческих ситуаций (КТС) как условие реализации единства обучения и воспитания в современной гимназии” привели меня к идее конструирования культуротворческих ситуаций на занятиях поэтического клуба.

КТС – это ситуация разрешения психологического напряжения, возникшего в процессе выявления противоречий между новыми знаниями, ценностями, смыслами и субъектным опытом, направленная на организацию внутреннего мира индивида и стимулирующая развитие эмоционально-ценностных отношений и творческих способностей личности.

Предлагаемый мною подход основан на системном использовании в работе поэтического клуба культурологических ориентиров, противоречий, ситуаций культуротворчества, что позволяет сформировать целостное видение картины реального мира путем разрешения диалектических противоречий, направленных на поиск существования культуры в человеке и человека в культуре, стимулирующего развитие творческих способностей учащихся и духовного освоения ими действительности.

Конструирование культуротворческих ситуаций (КТС) на занятиях клуба позволяет сделать их воспитывающими личность. В этом случае КТС является механизмом взаимодействия обучения и воспитания.

Целью КТС на занятиях клуба является познание и самореализация личности в процессе освоения культурно-образовательного пространства, а главная задача – эмоционально-интеллектуальное, творческое развитие личности.

Использование КТС на занятиях поэтического клуба “Зеленая лампа” нацелено на

1. Расширение образовательного пространства.

Этому способствуют занятия, интегрирующие различные области науки и искусства: “Науки юношей питают”, “Поэзия и музыка”, “Искусство балета и поэзия” и т.д.; устные журналы “Мой город вчера, сегодня, завтра”, “Кибернетический Пегас” и т.п.

2. Создание условий для духовного и социального самоопределения личности.

Для этого проводятся обсуждения таких тем, как “Место творчества в моей жизни”, “Я – автор”, “Моя будущая профессия”, “Когда б вы знали, из какого сора растут стихи…” и т.п. Предлагается написать на эти темы стихи и эссе.

3. Объединение процесса внутреннего осознания диалектических противоречий и внешнего воздействия на субъект через его интеллект и эмоции.

Это реализуется на выездных заседаниях, экскурсиях: “Архитектура – застывшая музыка”, “Моя малая Родина”, а так же посредством посещения театров, музеев с последующим обсуждением, рецензированием увиденного. Эту же цель реализуют занятия “Фотоархив моей семьи”, “История страны в семейных фотоальбомах”.

4. Присвоение культурных ценностей и становление их личностно значимыми.

Для повышения интереса к творчеству проводим открытые заседания, на которых члены клуба читают свои стихи одноклассникам, друзьям – это помогает осознать значимость творческого самовыражения, дает новые впечатления от осознания собственного творчества. Обсуждаемые на занятиях темы литературоведческого плана: “Пока в России длится Пушкин”, “Религиозные мотивы в творчестве русских поэтов” и т.п. способствуют присвоению культурных ценностей и становление их личностнозначимыми.

5. Вхождение в контекст культуры и способность жить в “поле культуры”, совершенствуя свою индивидуальность.

Например, обсуждая тему “Прекрасная Дама” сравниваются женские образы в поэзии средневековья, XVIII–XIX веков и в поэзии современных авторов, вскрываются эволюционные, культурные, социальные причины различий и сходства обсуждаемых образов.

Необходимо осознавать условия возникновения (создания) КТС

1. Наличие противоречия, ведущего к самостоятельному поиску и включению детей в активную творческую деятельность.

Например, предлагается понять, почему о Музе поэт сказал так: “Для иных ты – и Муза, и чудо. Для меня ты – мученье и ад”. Учащимся предлагается исследовать родственность понятий “муки творчества” и “радость созидания”. Обсуждаем стихи учеников на подобные темы, говорим о любви и ненависти, о единстве и борьбе противоположностей.

2. Наличие психологического напряжения, порожденного конфликтом между усвоенным новым знанием и личностным опытом.

Учащиеся школьного возраста, как правило, максималисты, для них существует только “черное” и “белое”. Поэтому им трудно понять и осознать необходимость компромисса, необходимость иногда уступить, не отступаясь от своей идеи. Помочь это понять могут темы, обсуждаемые на занятиях клуба, “Что такое дружба”, “Как избежать конфликтов”, “Не надобен и клад, коль в семье лад” и т.п.

3. Отбор знаний, где пересекаются культура – общество – человек.

Например, на заседании клуба “Человек эпохи” используются хронологические таблицы появления направлений, течений в искусстве, обсуждается их связь с политическими, научными, экономическими событиями. Например, открываются параллели, внутренние связи между такими, казалось бы, не связанными друг с другом течениями, направлениями, как эклектика в искусстве, кубизм в живописи (П.Пикассо), импрессионизм в поэзии (А.Фет) и теория относительности А. Эйнштейна, народничество. Ребята приходят к осознанию комплексности процессов, происходящих в общественной, культурной и научной сферах.

4. Включение ребенка в процесс творчества средствами создания атмосферы радости поиска

Придумывание шуточных стихов-шаржей, эпиграмм, составление сценариев праздничных заседаний клуба, чтение стихов, их обсуждение, совместная работа над темами, которые всем близки: “Моя мама”, “Скоро каникулы” и т.п., обсуждение просмотренных вместе фильмов и спектаклей.

5. Сотворчество учителя и учащихся.

Оно выражается в изменении позиции учителя, где учитель не ретранслятор знаний, а равноправный участник дискуссий, бесед, диспутов; он задаёт вектор, не доминирует и не оценивает категорично высказывания детей, а даёт простор творчеству. Кроме того, на занятиях-практикумах не только члены клуба читают друг другу свои произведения, но и я предлагаю ребятам свою “творческую лабораторию”.

6. Наличие воспитывающей идеи занятия (художественно-педагогической идеи (ХПИ)).

Наличие в занятии главной мысли, позволяющей объединить единым замыслом все этапы занятия, позволяющей не только сделать маленькие личные открытия, но и вывести детей на нравственно значимые человеческие ценности часто бывает необходимым. Это, например, такие ХПИ, как “Наш общий дом – Земля”, “Природа, мир, тайник Вселенной”, “Твои возможности, человек” и т.д.

Принципы создания и разрешения культуротворческих ситуаций

  1. Мыслительное затруднение. Поисковое поведение.
  2. Многофункциональность информации.
  3. Контекстность (учет жизненной ситуации ребенка).
  4. Связь с жизнью (имитация жизненных ситуаций).
  5. Диалоговость.
  6. Субъектность.
  7. Личностная (эмоциональная) включенность.
  8. Интеграция.
  9. Радость сотворчества. Включенность в творческий поиск всех детей.

Реализация технологии КТС на занятиях детского творческого объединения

“Поэтический клуб “Зеленая лампа””.

Опишу реализацию технологии на примере обсуждения темы “Моя малая Родина”.

Тема включает в себя 5 занятий:

  1. “Красота родного края”.
  2. “Мой любимый дворик”.
  3. “Родной город Омск”.
  4. “Моя семья”.
  5. “Стихи о Родине”.

Ведущая идея всей темы: человек душой привязан к улицам детства, дворику, родительскому дому – месту, где ему было хорошо, где он был счастлив, где прошло его детство, где он чувствовал себя защищенным. Это малая Родина. Поэт, конечно, не может не писать о ней.

Основные цели темы в свете эмоционально-интеллектуального развития: осознавать, что в понятие родина вмещается очень многое: это и место рождения, это и друзья детства, это любимые улицы, переулки, дома, это твоя семья с её историей и традициями;

воспитывать уважение к малой родине, формирование гражданской позиции, в основе которой любовь к близким, к тому месту, где ты живёшь;

развивать творческие способности, критичность мышления.

Основные этапы в развитии центральной идеи:

  1. Загородное заседание клуба (поездка в Чернолучье).
  2. Выставка фотографий, картин, других творческих работ членов клуба, посвященных родному дому, городу, семье, друзьям.
  3. Конференция “Мой домашний архив”.
  4. Устный журнал “История моего города”.
  5. Экскурсия по родному городу с посещением краеведческого музея, литературно-краеведческого музея Ф.М. Достоевского, музея изобразительных искусств им. Врубеля.
  6. Прогулка членов клуба по Иртышу (на теплоходе).
  7. Чтение, обсуждение стихов членов клуба.

Основные противоречия – источники культуротворческих ситуаций

1. Основные противоречия "культура – культура".

1.1. Патриотизм в понимании подростков 10–16 лет – это, скорее, внешние проявления, атрибутика которых портреты вождей, гимн, флаги, пышные речи. Дети обычно считают, что любовь к Родине – это нечто показное: то, что свойственно выражать высоким стилем. Они не думают о том, что любовь к родному городу, своей семье, стремление поддержать порядок в своем подъезде, на улице – это и есть проявления истинного патриотизма. Не звуки фанфар, а каждодневные поступки – вот слагаемые истинной любви к Родине.

1.2. Ребенок, как правило, не включает в понятие “малая Родина” свою семью, её историю, традиции. Знание своего генеалогического древа обычно не кажется ученикам 8–10 классов проявлением патриотизма. А между тем, каждая семья, каждый человек, несомненно, вносит свою лепту в историю страны. Мы участвуем в выборах, работаем на производстве, организуем частные предприятия, делаем сегодняшний день все более насыщенным событиями, информацией, изобретениями, открытиями. Мы свидетели исторических событий, и от каждого из нас зависит жизнь страны. Это трудно осознать ребенку, но это осознание и определяет его гражданскую личностную позицию.

2. Основные противоречия "человек – человек".

Современные подростки стесняются проявления патриотических чувств, опасаясь показаться среди сверстников излишне сентиментальными. Между тем, открытое проявление своих чувств – это характерно для сильного и цельного человека, каким, несомненно, станет каждый член клуба “Зеленая лампа”.

КТС (от общих к частным) по теме “Моя малая Родина ”

Красив родной край. Какие чувства рождает у вас наступление вашего любимого времени года в городе Омске?

Омск – город-сад. Согласны ли вы с этим определением?

Чем интересна природа нашего региона? Что вам больше по душе: сосновые боры, золотые поля, быстрый Иртыш с отмелями и заводями, Птичья гавань, березовые рощицы, цветущие поляны?

Мой любимый уголок (двор, улица, подъезд, скамейка и т.д.). Чем интересен, хорош, прекрасен уголок вашего детства?

Любимый город в фотографиях. Как изменился город? Почему? Любят ли его омичи? В чем вы видите проявление любви к родному городу?

Какие тайны хранят ваши семейные архивы? Нужны ли семейные архивы?

Как связана история города (страны) с историей вашей семьи?

Изменились ли с возрастом ваши впечатления и размышления о Родине? Проследите эволюцию.

Способы разрешения КТС в этой теме.

1. Поисковая и эвристическая беседа.

Учащиеся отвечают на пирамиду вопросов, выстраиваемых учителем, используя мозговой штурм, групповое обсуждение, т.е. выстраивают логические цепочки, ведущие к решению вопроса, привлекая жизненный опыт, приводя примеры из окружающего мира.

2. Эмпатия.

Учащиеся для наилучшего понимания обсуждаемых вопросов отождествляют себя с взрослыми гражданами города, то есть учащиеся меняют угол зрения на рассматриваемую тему, это позволяет охватить недоступные прежнему полю зрения аспекты проблемы.

3. Свободные ассоциации.

Использование этого способа очень эффективно для разрешения противоречий “человек – человек”, "культура-культура". Учащиеся используют свое воображение, для того чтобы найти ассоциации (любые) изучаемого объекта, явления с любым другим явлением, объектом, хорошо известным ребенку.

4. Диспут.

Этот способ разрешения КТС предполагает коллективное обсуждение учащимися вопросов темы. Убеждая друг друга, высказываясь, аргументируя свою точку зрения, приобретают коммуникативные, ораторские навыки.

Предполагаемый творческий продукт, организация рефлексии

- Стихи членов клуба на тему “Малая Родина”;

- Подготовка публикаций по данной теме для литературной странички в школьной газете “Гимназия XXI века”;

- Составление альбомов “История моей малой Родины”;

- Подготовка сочинений “Мой город – моё будущее”;

- Съёмка видеофильма “Мой дворик детства”, “Мой любимый город”.

Образовательная система гимназии интегрирует разные культурно-образовательные области, обеспечивая освоение ценностно-смысловых характеристик культуры, полученных в учебно-воспитательном процессе. При этом внеклассная работа, в том числе и работа клуба “Зеленая лампа”, акцентирует содержание, достраивает целостное образовательное пространство гимназии. Если в учебном процессе преобладает “взрослое” сознание (язык учителя, обогащенный опытом культурной жизни), то во внеклассной работе преобладает “детское” сознание, которое вбирает в себя основные элементы различных подсистем (социального и индивидуального, эмоционального и эстетического и др. опыта). Система внеклассной работы способствует продвижению детей от созерцательной позиции к деятельностной, от гносеологического подхода к личностно-ориентированному. Поскольку внеклассная работа жестко не регламентирована и открывает простор для вариативности действий, то она представляет большие возможности для индивидуально-личностного развития учащихся с учетом их интересов, потребностей и способностей. КТС является универсальным средством организации творческо-познавательной деятельности учащихся на уроке и во внеклассной работе.

Происходит тесное взаимодействие процессов обучения и воспитания, наполняется духовный мир одарённого ребёнка, расширяется его кругозор, воспитывается культура самовыражения через творчество, пробуждается чувство.

Заключение

Осознанная позиция учителя в реализации этой технологии играет первостепенную роль: учитель является не транслятором знаний, он трансформирует образовательные и воспитательные цели, развиваясь вместе с учеником. Личность учителя, его духовный мир, умение и желание проявлять жизненную и гражданскую позицию, утверждать нравственные приоритеты, позволяет ему стать одним из главных субъектов образовательного и воспитательного процесса. Технология конструирования КТС требует от учителя эмоциональных затрат, готовности к разрешению спонтанно возникших ситуаций культуротворчества, инициируемых учащимися или возникающих стихийно в силу сложившихся особым образом обстоятельств в научной, культурной, социальной, субъективной сферах. Учитель, проявляя свою активную творческую позицию, применяя в совместной с учащимися деятельности разнообразие навыков поискового поведения, является одним из субъектов создания и разрешения КТС.

В совместной с учителем деятельности по организации и разрешению КТС ученик получает возможность гармоничного развития интеллектуально-эмоциональной сферы, особенностей характера, формируются мироощущения, миропонимание, мировоззрение. Ребенок учится видеть противоречия, проблемы, ставить перед собой задачи, разрешать их, выбирая наиболее эффективные методы, реализовывать свой творческий потенциал. Все эти умения необходимы ему в жизни.