Адаптационный период в 5-м классе

Разделы: Школьная психологическая служба


Работая психологом десять лет, могу сказать, что первые недели сентября – самые сложные для пятиклассников и их классных руководителей. Дети и учителя изучают друг друга. Психолог может ускорить процесс знакомства и помочь классным руководителям быстрее изучить детский коллектив. Предлагаю для этого несколько игр и игровых методик.

СЦЕНАРИЙ БОЛЬШОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ “В ПОИСКАХ ДРУЖБЫ”

Задачи игры:

  • диагностика группового взаимодействия, умения выстраивать отношения со сверстниками;
  • создание ситуации сотрудничества, взаимоподдержки;
  • определение лидерского потенциала в классе.

Описание проблем или задач, на решение которых направлена данная игра.

Игра предлагается для детей 5-го класса. Проводится в начале учебного года.

При переходе в среднее звено некоторые дети строят свои отношения со сверстниками как бы заново, находят новое место в системе межличностных отношений класса, по-новому воспринимают позицию школьника. На фоне адаптационного периода это не всегда проходит гладко и безболезненно. Поэтому серия игр, объединённых общим сюжетом, помогает детям быстрее определить своё место в коллективе, выбрать “своих” ребят из всего состава класса. Особенно это важно вновь прибывшим детям.

Кроме того, классный руководитель, наблюдая за ходом игры и участвуя в ней, быстрее знакомится со своими воспитанниками, определяет лидерский потенциал класса.

Совместное продвижение к цели создаёт благоприятный эмоциональный фон, естественное единение учащихся.

Предполагаемый психологический результат.

На каждом этапе игры дети выполняют задание в разных составах. Поэтому, кроме своей малой группы, ребёнок учится договариваться, подчиняться интересам и работать в одинаковом темпе с другими одноклассниками. Это расширяет его круг общения.

Описание сюжетной канвы, игровой результат, тип сюжета.

АДЖАРВ (вражда) прячет ДРУЖБУ от ребят 5-го класса. Поэтому детям предлагаются разные задания, чтобы ДРУЖБУ вернуть в класс. В поисках ДРУЖБЫ они отправляются на острова Интересов, в Радужную страну. Затем создают фотографию своего класса. Выполняя эти задания, дети понимают, как важно уметь договариваться, учитывать мнение одноклассников. Они учатся давать положительную оценку работам других детей и радоваться их успехам. Дети отмечают, что получить результат можно только при хорошем руководстве, при правильном распределении обязанностей. Только после этого ДРУЖБА возвращается в класс, АДЖАРВ не удаётся её победить и овладеть сердцами детей. Но чтобы её сохранить в классе, необходимо каждый день, каждый час, каждый миг помнить о том, что резкое замечание, насмешка, отказ от взаимопомощи позволяют одержать победу АДЖАРВ.

Время на игру и обсуждение.

Игра занимает 1 час 40 минут – два этапа. Каждый этап представляет собой самостоятельный сюжет, решает свои задачи. По окончании каждого этапа организуется обсуждение.

Участники.

Учащиеся 5-го класса (возраст 11-12 лет) и их классный руководитель в качестве помощника ведущего и наблюдателя. Ведущим является педагог-психолог.

Подробный сценарий игры с указанием задач каждого этапа.

ПЕРВЫЙ ЭТАП. ВРЕМЯ – 40 МИНУТ.

ЗАДАЧИ.

  1. Выявление интересов детей.
  2. Диагностика умения договариваться в группе, строить свои отношения с одноклассниками.
  3. Развитие навыков рефлексии.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ.

  1. Заготовка карты с изображением островов-интересов, в том числе без названия.
  2. Чистые листы ватмана по количеству “островов”.
  3. Цветные карандаши и фломастеры.

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ (первая часть).

Ведущий.

Уж множество веков среди людей
Две разные волшебницы живут.
Одну привыкли ДРУЖБОЙ называть,
АДЖАРВ другую средь людей зовут.

Нас ДРУЖБА учит жизнью рисковать,
В огонь и в воду за друзей идти.
АДЖАРВ нас заставляет враждовать,
И злость, и зависть для людей нести.

– Ребята, это вступление к нашей игре не случайно. Дело в том, что без ДРУЖБЫ жизнь в классе невозможна, и вы своими делами должны сегодня доказать, что выбираете дружбу, а не вражду для своих отношений в классе. Только с ДРУЖБОЙ жизнь в классе будет интересной. Но волшебница АДЖАРВ решила спрятать от вас ДРУЖБУ. На её поиски вам предстоит сегодня отправиться на острова Интересов. Итак, скорее в путь!

Для путешествия нам понадобится карта. Вот она перед вами. На ней различные острова, каждый остров имеет свои бухты.

Мы с вами будем “проплывать” разные острова, а вы должны выбрать тот остров, который вам покажется наиболее интересным.

Первым на нашем пути оказался остров Мастеров. Они любят шить, вязать, вышивать, выжигать, выпиливать, ухаживать за животными и растениями, изготавливать игрушки, плести из бисера и многое другое. Одним словом, мастерить.

Следующий наш остров – остров Красоты. На нём можно петь, танцевать, рисовать, ходить на концерты и ездить на экскурсии, готовить для детей и учителей поздравления к различным праздникам.

Остальные ребята высаживаются на острове Игр. Здесь можно играть в подвижные игры, шашки и шахматы, устраивать для ребят развлечения и конкурсы.

Если кому-то ни один остров не понравился, вы можете продолжить путешествие самостоятельно и остановиться на своём острове.

После этого ребята делятся на группы, согласно своему выбору. Каждая группа получает лист ватмана и рисует на нём свой остров, отмечает его бухты.

Затем идёт представление и обсуждение получившихся работ.

– Отражает ли изображение острова его название?

– Получился остров красочным, нарядным и весёлым? Хочется ли на нём побывать?

– Дружно ли работала группа, выбравшая данный остров?

– Удалось ли нам сегодня повстречать ДРУЖБУ на островах Интересов?

В обсуждении последнего вопроса участвует учитель и комментирует свои наблюдения за ходом работы групп. Она говорит, насколько сплочённо работала каждая группа, сумели ли ребята договориться об оформлении своего острова. Весь класс решает, продолжать ли поиски ДРУЖБЫ, или она есть в классе. В зависимости от решения второй этап игры проводится на следующий день (если решили, что ДРУЖБА не найдена), или через неделю.

ВТОРОЙ ЭТАП. ВРЕМЯ – 1 ЧАС.

ЗАДАЧИ.

  1. Создание ситуаций, требующих сотрудничества и взаимной договорённости в группе.
  2. Умение представлять итоги своей деятельности и радоваться результатам одноклассников.
  3. Определение лидерского потенциала в классе.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ.

  1. Набор цветных кругов для деления детей на группы.
  2. Листы ватмана по количеству групп.
  3. Карандаши и фломастеры.
  4. Ножницы и клей.
  5. Использованные красочные журналы (заранее приносят из дома).
  6. Открытки.
  7. Частицы стеклопластика с написанным словом ДРУЖБА.

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ (вторая часть).

Перед тем, как зайти в класс, детям предлагается выбрать кружок определённого цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, фиолетовый. Затем они рассаживаются, согласно выбранному цвету (на столе лежит такой же кружок). Таким образом, класс делится на 6 групп в зависимости от количества детей в классе.

Ведущий.

– Сегодня мы вновь попробуем доказать АДЖАРВ, что ей не место в нашем классе. А показать это мы ей сможем, выполнив быстро и дружно работу в группах. Поэтому в каждой группе нужно выбрать капитана или ответственного за группу. Выберите, пожалуйста, и попробуйте объяснить, почему именно этому человеку вы доверяете руководить работой вашей группы.

Через 2-3 минуты происходит представление капитанов с комментарием сделанного выбора.

– А сейчас представьте, пожалуйста, что мы оказались в Радужной стране. Каждая группа смотрит на мир через свой цвет. Он соответствует цвету вашего кружка. Каждой команде предлагается доказать, что мир интересен, что ваш цвет необходим, что очень много вещей вашего цвета и без него не обойтись. Для этого вы из журналов и открыток сделаете вырезки только своего цвета. Затем наклеите их на ватман. Получается коллаж, выполненный в одном цвете. Чтобы ваша картина выглядела завершённой, можно дорисовать что-нибудь карандашом или фломастерами. После этого продумаете доказательство, что ваш цвет необходим: в какой форме оно будет происходить, кто его будет делать – вся команда или один человек.

В ходе работы психолог и классный руководитель помогают найти нужные вырезки, организуют работу примерно в одном темпе, объясняют в случае затруднения, как составить презентацию своего цвета. Учитель наблюдает, как в командах распределяются обязанности, кто берёт на себя роль организатора в каждой группе.

Через 20 минут начинается представление своего цвета командами.

Хотя качество работ может быть различным, предлагается заметить интересные моменты, оригинальные находки и порадоваться за другую команду.

– Дорогие ребята, вы представили прекрасные доказательства, насколько важен и нужен нам каждый цвет. На память о Радужной стране вы получаете цветные осколки. На каждом из них написаны какие-то знаки. Если вы сумеете сложить осколки правильно, то прочитаете слово.

На прямоугольном куске стеклопластика написано слово ДРУЖБА, и он разрезан произвольно на шесть частей. Если дети правильно соединят осколки, то составят слово.

Учитель наблюдает, как идёт работа: все ли участвуют в работе, или некоторые ребята выбрали роль наблюдателей; кто выступает лидером-организатором; спокойно ли идёт обсуждение и т. п.

– Ребята, я могу вас поздравить: вы нашли ДРУЖБУ! Вы не только правильно сложили это слово, но и на двух наших занятиях показали, что умеете работать в группах с разным составом. Берегите её! АДЖАРВ всегда рада её заменить.

Дружба школьная прекрасна!
Не страшны ей и года!
Где бы ни были, ребята,
Помните друзей всегда!

Закончить можно исполнением песен о дружбе, о друзьях.

Вот ещё несколько методик определения сплочённости коллектива и уровня удовлетворённости взаимоотношениями в нём.

МЕТОДИКА “ГЕРБ КОЛЛЕКТИВА”

Цель: определить понимание учащимися направленности коллектива и уровень его сплочённости.

Материалы:

- символы, вырезанные из бумаги: зонт, книга, глобус, кактус, маяк, “скорая помощь” и др.,

- листы ватмана, листа А4;

- фломастеры, карандаши.

Ход проведения. Методика включает два этапа. На первом этапе каждый учащийся должен изобразить на альбомном листе свою эмблему. На ней отображается собственное имя, любимые занятия и увлечения. Эмблема должна быть помещена в круг, квадрат, треугольник или прямоугольник по выбору ребенка.

Оценка первого этапа.

Учитель отмечает, какую форму выбрал каждый из учащихся.

Круг – символ гармонии. Тот, кто выбирает круг, искренне заинтересован в хороших межличностных отношениях.

Квадрат – неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, – вот чем, прежде всего, знамениты истинные квадраты.

Треугольник – очень уверенный человек, который хочет быть первым во всём. Энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их.

Прямоугольник символизирует состояние перехода и изменения. Это – люди, неудовлетворённые тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поиском лучшего положения.

Кроме того, учитель обращает внимание на наличие зигзагов в эмблеме, что говорит о творческой личности.

Написание собственного имени говорит об отношении ребенка к самому себе, о его самооценке и уровне притязаний.

На втором этапе предлагается коллективная работа. Учащиеся разбиваются на три подгруппы. Каждая из них получают символы, вырезанные из бумаги: зонт, книга, глобус, кактус, маяк, “скорая помощь” и др.. Учитель разъясняет каждый символ. Например, книга – интерес к знаниям; зонт – желание “укрыть” одноклассников от проблем, переживаний; глобус – желание путешествовать, изучать мир и т. д. Из этих символов нужно составить герб класса, отразив главное назначение коллектива и направление его деятельности. Полученные гербы рассматриваются всем классом, выбирается лучший, к нему добавляются символы, которых не достаёт по мнению ребят. После чего окончательный вариант помещается в уголке класса.

Оценка второго этапа.

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ СПЛОЧЁННОСТИ КОЛЛЕКТИВА И ЕГО ЛИДЕРОВ

Цель: выявить лидеров классного коллектива и содействовать его сплочению

Участники: учащиеся одного класса, классный руководитель, старшеклассники – ведущие игры.

Ход проведения. Коллектив разбивается на микрогруппы по 5-9 человек. В течение игры они должны выполнить ряд заданий, сложность которых увеличивается от первого к последнему.

Ведущий рассказывает, что у игры есть секрет, который будет раскрыт по окончании. О нём знают старшеклассники, закреплённые за каждой микрогруппой. Старшеклассники следят за участием каждого ученика и выдают жетоны, ничего не поясняя.

Белый жетон – лидер-организатор;

Желтый жетон – лидер-вдохновитель;

Красный – исполнитель;

Зелёный – зритель.

Для знакомства ведущий предлагает придумать название группы.

Через 30 секунд проводится их перекличка. Затем начинается конкурс, включающий следующие задания:

  1. Сложить быстрее всех разрезанную открытку или фигуру.
  2. Нарисовать коллективный рисунок по заданной теме (предмет, чувства, настроение). Время работы 5 минут.
  3. Конкурс-буриме. Сочинить стихотворение за 3-4 минуты. Например: птице – снится; лодка – селёдка; сонно – ворона; смело – улетела.
  4. Написать рассказ, где все слова начинаются на одну букву (“с”, “к”, “о”, “л”, “п”) за 3 минуты.
  5. Инсценировать сказку в различных жанрах. Подготовка 5 минут.

После окончания всех конкурсов организаторы каждой группы фиксируют количество жетонов, полученных каждым участником.

Определяются лидеры групп, вдохновители, исполнители, зрители (вот и секрет игры). Классному руководителю это необходимо для изучения межличностных отношений и распределения обязанностей учащихся.

МЕТОДИКА “КАКОЙ У НАС КОЛЛЕКТИВ”

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом.

Ход проведения. Школьникам предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива. Учащиеся выбирают уровень, соответствующий, по их мнению, развитию собственного коллектива и указывают его. Учитель может определить, как школьники оценивают сплочённость и единство, кто недооценивает или переоценивает уровень развития коллективистских отношений по сравнению со средней оценкой.

“Песчаная россыпь”.

Присмотритесь к песчаной россыпи – сколько песчинок вместе, и в то же время каждая сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесёт часть песка в сторону, а дунет ветер посильнее – не станет россыпи.

Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что “сцепляло” бы, соединяло людей. Здесь люди или мало знают друг друга, или не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Группа эта существует формально, не приносит радости и удовлетворения всем, кто в неё входит.

“Мягкая глина”.

Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддаётся воздействию. В руках хорошего мастера этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. В коллективе таким “мастером” может быть командир или организатор дел. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределённые формы.

На этом уровне в группе заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они робки и не всё получается у организаторов. Скрепляющим звеном здесь могут стать нормальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера – хорошего организатора – пока нет или ему трудно проявить себя.

“Мерцающий маяк”.

В штормовом море маяк и опытному, и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, так держать! Маяк не горит постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря, что готов прийти на помощь.

Формирующийся коллектив озабочен тем, чтобы каждый шёл верным путём. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. Но желание – это ещё не всё. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны “смотрители” маяка, те, кто не даст огню погаснуть – организаторы, актив.

Иногда бывает трудно найти общий язык со всеми, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не у всех хватает сил подчиниться коллективным требованиям. Мы видим проявление активности всплесками, вспышками, да и то не у всех.

“Алый парус”

Алый парус – это символ устремлённости вперёд, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы. К ним обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают её. У большинства членов экипажа проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь в случае неудачи. Коллектив интересуется делами других коллективов, и приходят на помощь, когда их об этом просят.

Хотя коллектив сплочён, бывают моменты, что он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки, но постепенно положение может быть исправлено.

“Горящий факел”

Горящий факел – это живое пламя. Горючим материалом для него является тесная дружба, единая воля, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно. Настоящий коллектив всегда приходит на помощь другим.