"Открытый урок" по теме: "Кресло Царя Гороха"

Разделы: МХК и ИЗО


(занятие следует за занятием-лекцией об основных стилях искусства, рассказе о стиле ампир)

Группа: углубленный уровень третий год обучения.

Возраст: 12–13 лет.

Тип: Занятие углубления и расширения темы.

Вид: Эвристическая деятельность в структуре поиска нового.

Цель: Раскрыть особенности стиля ампир с точки зрения нового воплощения кресла для “Царя Гороха.”

Задачи:

  1. Расширить знания о стиле ампир.
  2. Создать условия, в которых ученики смогут показать свои знания и умения в новой ситуации.
  3. Сформировать навыки креативного мышления.

Методы обучения: эвристический (метод ТРИЗ), информационно-рецептивный.

Материально-техническое обеспечение: доска, слайдопроектор, слайды с изображением архитектуры, мебели, одежды стиля ампир, иллюстрации художников: Жак-Луи Давид, Клод Лоррен, рисунки педагога с элементами одежды, стульев.

Ход занятия.

 

Раздел

занятия

Задача

Содержание

Время

Организационно-методические указания.

I

Погружение учащихся в атмосферу эпохи классицизма.

Педагог: Мы знаем, что искусство помогает нам узнать, как развивалось человеческая цивилизация

История раскрывает нам цифры и факты, а искусство показывает нам тот дух, мироощущения людей, которые жили в разные эпохи. Это не может сделать ни одна наука.

Искусство нам поможет продолжить путешествие, которое мы начали на прошлом занятии.

Начало XVIII века – новые веяния шли прямиком из Парижа, который превратился в мировой центр всевозможной моды.

Я напомню, что на смену барокко, наполненное бурными эмоциями и контрастами приходит классицизм. Этот стиль, сознательно ориентировавшийся на образы классической древности, изображавший в качестве главного декоративного элемента классический ордер и названный поэтому классицизмом.

Как переводится само понятие “классицизм” с латинского?

Пожалуйста, напомните, после каких археологических раскопок по-новому увидели античность?

Возвращаются представления о прекрасном как о рациональном, симметричном, разумном, гармоничном и упорядоченном.

 

Какие моральные качества становятся главными ?

К каким сюжетам обращается классицизм?

10 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показываются элементы классического ордера.

 

(Ответы учеников).

Переводится как “образцовое”

Всплеск повышенного интереса к древности подкрепляется открытием замечательных памятников художественной культуры во время раскопок некогда засыпанных при извержении вулкана древних городов Помпеи и Гераланума.

 

Это чувство общественного долга и добродетель.

Классицизм обращается к историческим сюжетам событий Древнего Рима.

Вывод: Археологические раскопки позволили увидеть античность как бы новыми глазами.

II.

Закрепление пройденного материала. Дополнительная информация.

Конец XVIII, начало XIX века классицизм во Франции переживает свое третье рождение. Подскажите, пожалуйста, как он называется и почему.

 

 

 

 

 

 

 

Стиль ампир нашел отражение не только в архитектуре и изобразительном искусстве, но и в одежде и предметах прикладного искусства.

Культ античности раскрыл для женщин красоту обнаженного человеческого тела, освобожденного от понятия греховности, влиявшего в той или иной мере на европейский костюм в течение длительного времени. Естественные, прекрасные формы и линии тела становятся предметом поклонения.

На кого хотели походить француженки?

“Новое стилистическое единство женского костюма и интерьера было даже поводом вводить изображение костюма в рисунки проектов мебели, настолько гармонично они дополняли друг друга” (М.Н.Мерцалова).

Как сочеталась одежда и архитектура?

У буржуазии был свой образ жизни.

Какие главные особенности мебели стиля ампир?

 

 

 

 

 

Вдохновленный искусством Античности, стиль ампир поддерживает торжественность и героический пафос. Идея самопожертвования во имя гражданского долга составляют основное содержание сурового и холодного ампира. Пафосные идеи стиля ампир нацелены на сообщение парадности, не лишенной, однако гармонии и чувства меры. По сравнению с мебелью предыдущего стиля она имеет торжественный и холодный вид.

Какая древесина была символом стиля ампир?

 

20мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ответы учеников)

В течение десяти лет правления Наполеон вел бесконечные захватнические воины. Милитаризация охватила все стороны жизни общества. Художники и архитекторы выполняли многочисленные заказы своего покровителя. Художественный стиль “ампир” (от фр. Empire – империя).

(рассказ педагога сопровождается показом слайдов и иллюстраций)

 

 

 

 

(ответы учеников)

На античные статуи.

 

 

 

 

Легкие пропорции делали костюм созвучным архитектуре классицизма и подчеркивали массивность окружающих предметов.

Мебель ампира была далеко не такой удобной, комфортом сознательно жертвовали ради величественных форм. Массивная, с гладкими полированными поверхностями, декоративными накладными бронзовыми рельефами, деталями в виде карнизов, сфинксов, львиных лап, она напоминала архитектурные сооружения.

(в подтверждение правильных ответов педагог показывает иллюстрации)

Символом стиля ампир стало так называемое красное дерево - красивая экзотическая древесина, которой покрывали все предметы мебели люкс (высшего класса). Она была крепкой, с четкими красивыми разводами и цветом напоминала старое вино. Во Франции его называли “акажу”. В Англии – “мэхогани”, а в России – красное дерево.

` Вывод: Стиль ампир призван был прославлять власть и могущество Наполеона, его военные победы.

 

III.

Кульминация занятия.

Поиск и зарождение нового.

Человек западной культуры не представляет своего повседневного существования без стула.

Герой романа Дефо “Робинзон Крузо”, оказавшись на необитаемом острове, рассказывает: “Всего нужнее были мне стол и стул: без стола и стула я не мог ни есть по-человечески, ни писать, ни читать…”.

Однако в настоящее время две трети населения земного шара не пользуются специальной мебелью для сидения: народы Востока до сего дня сохранили обычай сидеть на полу или корточках.

Однако человек западной культуры не представляет своего повседневного существования без стула.

Стулья, табуреты, скамьи, лавки, кресла и троны кроме своего прямого назначения на протяжении веков служили одним из признаков социального различия между людьми: место сидения часто зависело от положения человека в обществе.

На иллюстрациях и слайдах мы видели как работали художники времен Наполеона. Как вы думаете, можно ли выполнить стулья в стиле ампир в наше время?

Представим себе, что мы художники, которые работают в театре. Режиссер дал нам задание придумать реквизиты к сказке о “Царе Горохе”.

Нам необходимо с помощью стиля ампир, с его характерными особенностями, придумать кресло. Непростое кресло, а для царя. Хотя царь и сказочный, но характер у него - как у Наполеона, воинствующий, желающий подчинить всех вокруг. Царь Горох из мира растений. Что характерным будет для мебели из растительного мира? Необходимо помнить, что место для сидения зависит от положения героя в сказочном обществе.

Чтобы придумать что новое, мы знаем, что существуют много способов для получения разнообразных вариантов объекта. Один из способов, с которым вы уже были знакомы раньше, называется “морфологический анализ”.

Последовательность работы по приему:

1.Выбирается объект (кресло Царя Гороха).

2.Заполняется левая сторона таблицы – “части”

( спинка, сиденье, подлокотники, ножки)

3.Заполняется правая часть таблицы – “варианты частей”: стручки гороха, горошины, цветы, листья, усики гороха, пушки, пистоли, щиты, шпаги, кинжалы, военные шлемы, медали, ордена, банты и аксельбанты…

4.Создаются новые объекты комбинаций различных вариантов.

Таблица заполняется учениками под руководством педагога.

После заполнения таблицы предлагается нарисовать кресла, произвольно комбинируя части.

50 мин.

Показ иллюстраций кресел и стульев различных культур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможно.

 

 

Постановка проблемы.

 

 

(ответы учеников)

Стручки гороха, горошины, цветы, листья, усики гороха, пушки, пистоли, щиты, шпаги, кинжалы, военные шлемы, медали, ордена, банты и аксельбанты…

 

Вывод: С помощью метода “Морфологический анализ” можно придумать различные виды кресел, которые будут являться не только частью культа, но уже самоценным явлением, отражающим жизнь Царя Гороха, его внутреннее состояние. Возникает момент ощущения зарождения собственно искусства, как эмоционального состояния Личности художника, его отношения к воплощенному образу.

IV.

Итог занятия.

Стимулирование инициативы и самостоятельности учащихся, оценка их творческой деятельности.

10 мин.

Обсуждение выполненных работ. При оценке рисунков учитывается оригинальность и необычность идеи.