Педагогический проект "Англия глазами детей"

Разделы: Иностранные языки


Актуальность

Невозможно переоценить роль английского языка, который помогает людям познавать окружающий мир и является средством международного общения. Именно младший школьный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой и красивой английской речи, для пробуждения интереса к английскому языку.

Важнейшими задачами преподавания английского языка является повышение социокультурной компетенции детей, воспитание любви к английскому языку, привитие чувства уважения к культуре англоговорящих стран. Поэтому использование на уроках дополнительного материала лингвострановедческого характера наиболее актуально. Широкое распространение английского языка, а так же разносторонние отношения между странами в различных сферах (экономика, образование, культура, обмены туристами, школьниками, студентами)- все это утвердило значимость этого языка в международном сотрудничестве и вызывает интерес к культуре англоговорящих народов и к английскому языку, мотивирует потребность его изучения. Поэтому вопрос более эффективного обучения английскому языку приобретает большую остроту и актуальность.

Одним из его положительных моментов является использование на уроках английского языка проектного метода, игровых проблемных ситуаций. Доминирующая игровая проблема, которая всегда используется в процессе проектной деятельности – это всегда интерес непосредственно для ребенка и непроизвольное запоминание, и прочное овладение речевой деятельностью в естественных жизненных ситуациях.

Существующие противоречия

Во всех образовательных учреждениях, наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, учителя используют методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательскую деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок. Однако, такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер. Поэтому в работе возникли проблемы:

  • традиционная методика изучения английского языка детьми требует заучивания достаточно обширных языковых форм.
  • недостаточное включение в традиционную программу страноведческих знаний.
  • у ребенка не существует эмоциональной привязки к пониманию значения английского слова в силу недостаточного использования игровых и исследовательских методов.
  • традиционная система урока не позволяет ребенку активно и заинтересованно включаться в процесс обучения.

Поиск решения этих проблем привел к необходимости вывести гипотезу: “Повышение эффективности процесса изучения английского языка детьми младшего школьного возраста через использование проектной деятельности на уроках”.

В ходе реализации проекта дети приобретают ценный опыт мотивированного “неискусственного” иноязычного общения, в атмосфере партнерства и дружбы происходит осмысленная активизация лексических единиц и грамматических структур, страноведческих реалий. Дети начнут проявлять огромный интерес к традициям и культуре англо-говорящих стран и отразят свои впечатления в продуктивной и поисковой деятельности, что позволит привить и воспитать уважение к англоязычной культуре. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви и уважения к изучаемому языку, но если дети в рамках проекта ознакомятся с предоставленной информацией, проявят огромное желание и отразят свое впечатления, исходя из проблемных ситуаций в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта полностью выполнены.

Новизна

Новизна проекта проявляется в интеграции различных областей знаний, а именно английский язык и художественно-творческая деятельность. Кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-исследовательской деятельности детей, педагогов, родителей. Через приобщение к художественной культуре другой страны происходит самореализация скрытых талантов детей, а через активизацию изученных лексико-грамматических структур в лингвострановедческой сфере происходит свободное общение детей, педагога на английском языке.

Материально-техническое оснащение работы по проекту: В процессе работы над проектом используются необходимые материалы: энциклопедии: “Все обо всем”, “Большая энциклопедия школьника”, “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, видеофильм о Великобритании, фотоматериалы с видами страны и архитектурных памятников, Интернет-страницы, иллюстративный материал, художественные альбомы, аудиозаписи песен на английском языке, карта Англии, костюмы, маски героев английских мультфильмов, схемы изготовления блюд английской кухни, кулинарный альбом, костюм повара из Макдональдса, флажки, продукты питания, телевизор, видео-магнитофон, музыкальный цент.

Механизм реализации проекта

В процессе реализации проекта учителем и учениками осуществляется активная взаимосвязь с окружающим социумом:

  1. детской библиотекой имени “Журнала Смена”(знакомство с содержанием энциклопедий, имеющих страноведческие сведения, исторической информацией об Англии, подбор иллюстраций об Англии, сведения об архитектуре, кулинарии Англии).
  2. Школой искусств – музыкальная школа (знакомство с английскими народными песнями).
  3. Детское кафе “Лиза”( знакомство с традиционными блюдами английской кухни- cheeseburger, chickenburger, royal cheeseburger, ice-cream, coca – cola, fanta, chicken, milk shakes).
  4. музей изобразительных искусств

Авторы проекта: творческая группа - учитель английского языка д\с “Снежинка” учитель английского языка Лаврентьева Зоя Петровна, воспитатель(педагог по изобразительной деятельности д/с “Снежинка” Управления дошкольных подразделений ООО “Уренгойгазпром” г. Новый Уренгой Седельникова Замира Эмировна

Педагогический проект “Англия глазами детей”

Проект: творческо-исследовательский, долгосрочный, многопроектный.

Участники проекта: дети 2 класса, учитель английского языка, педагог по изобразительной деятельности, учитель 2 класса, воспитатель 2 класса, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, повара, родители.

Цель проекта: Повышение социокультурной компетентности детей через расширение знаний о Соединенном Королевстве Великобритания и Северная Ирландия (Великобритания). Создание предметно-развивающей среды, способствующей расширению знаний о географии, архитектуре, культуре, обычаях и традициях страны изучаемого языка.

Задачи:

  1. Формировать прочные речевые навыки в активной познавательной деятельности, открывать новые возможности свободного общения на английском языке.
  2. Продолжать учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач.
  3. Активизировать лексико-грамматический и языковой материал, тренировать языковую догадку.
  4. Закреплять умения пользоваться различными художественными материалами и средствами.
  5. Развивать и формировать элементарные представления о Соединенном Королевстве Великобритания и Северная Ирландия.
  6. Развивать способности к поисковой деятельности:
    • определению задач, исходя из поставленной цели;
    • планированию этапов своих действий;
    • выбору материалов и способов действий;
    • умению аргументировать свой выбор;
    • экспериментированию и речевому планированию деятельности;
    • коммуникативные навыки.
  7. Развивать умение использовать английский язык в социальной и культурных ситуациях.
  8. Развивать способность к эстетической оценке продуктов деятельности.
  9. Стимулировать творческую активность в художественно-творческом, речевом самовыражении, самореализации личности.
  10. Приобщать к культуре, этикету, быту, традициям англоговорящих стран.
  11. Приобщать детей к искусству, многообразию художественных образов.
  12. Воспитывать чувство уважения к культуре, традициям, обычаям страны изучаемого языка.
  13. Воспитывать товарищеские взаимоотношения, доброжелательность в культуре общения, умению работать в коллективе.

Предполагаемые результаты:

  • повышение стимула для дальнейшего изучения английского языка;
  • расширение знаний о географии, архитектуре, особенностях кулинарии и этикета, традициях, обычаях, фольклоре Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии;
  • свободное использование усвоенного лексико-грамматического языкового материала в социальных и культурных ситуациях общения;
  • самостоятельное определение форм и материалов для художественно-творческого исполнения;
  • уважительное отношение к традициям, обычаям и культуре другой страны.

Методическая литература:

  1. Л.С.Киселева, Т.А. Данилина “Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения”, М.,2005.
  2. В. Бойко, Н Жидких “220 тем английского языка для школьников”, Донецк. 2001.
  3. Е.С.Евдокимова “Технология проектирования в ДОУ”, м., 2006.
  4. А.А.Максимова “Учим общаться детей 6-10 лет”, М., 2005.
  5. В.Д.Дмитриева, Т.Б.Королева “Ознакомление дошкольников с архитектурой”, М., 2005
  6. Н.А. Рыжова “Экологический проект “Мое дерево”, М., 2006
  7. О.В. Абашева “Проектная деятельность по английскому языку с детьми дошкольного возраста” Раздел “Преподавание иностранных языков/Работа с дошкольниками”
  8. И.А.Рыжова “Мой первый учебник по английскому языку”, М., 1998.
  9. Н.Г.Брюсова “Приглашаем к столу”, М., 1997.
  10. Н.Г.Брюсова, Н.А.Лебедева “Страна и континенты”, М., 1997.
  11. Т.О. Трубникова, Ю.С. Шеварихина “Сценарии тематических вечеров и предметной недели английского языка”, Ростов на Дону, 1997.
  12. Л.А. Бунаева “Праздник Halloween” :Журнал “Иностранные языки в школе” № 5, 1999.

Оборудование: энциклопедии: “Все обо всем”, “Большая энциклопедия школьника”, “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, видеофильм о Великобритании, фотоматериалы с видами страны, Интернет страницы, иллюстративный материал, художественные альбомы, аудиозаписи.

Работа с родителями:

  1. Выступление на родительском собрании с вопросом: “Популяризация деятельности детей по созданию творческих проектов”.
  2. Оказание методической помощи родителям в поиске энциклопедического и справочного материала.
  3. Анкетирование “Запросы родителей по направлению работы с детьми на уроках английского языка”.
  4. Помощь родителей в подготовке видеофильма о работе по проекту.
  5. Помощь родителей в создании элементов костюмов для театрализации.
  6. Участие родителей в музыкальном спектакле “Halloween”
  7. Выставка совместных творческих работ “Архитектурная Англия”
  8. Консультирование по запросам родителей.
  9. Осуществление совместного проекта детей, родителей, педагогов.

Педагогический проект “Великое Королевство”

Тип: творческий, групповой, среднесрочный

Участники проекта: дети 2-го класса, учитель английского языка, педагог по изобразительной деятельности, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Проблема: “В какой стране живет Вини-Пух?”

Игровая мотивация: “Помочь Эльфу определить в какую страну пригласил его Вини-Пух в гости”

Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.

Задачи:

  1. формировать представления о традициях и обычаях Соединенного Королевства Великобритания и Северная Ирландия;
  2. расширять знания детей в области географии;
  3. развивать поисковую деятельность детей:
    • способность к определению задач на основе поставленной проблемы;
    • умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор.
  4. развивать у детей способность к созданию определенного продукта, отражая полученные знания в аппликации;
  5. развивать у детей способность к созданию выразительного художественного образа посредством дизайна и коллажа.
  6. развивать художественный вкус;
  7. воспитывать уважение к истории, традициям, обычаям изучаемой страны.

Предварительная работа:

  1. Уточнение и расширение знания о Соединенном Королевстве Великобритания и Северная Ирландия.
  2. Работа с энциклопедическим, справочным и иллюстративным материалами по теме.
  3. Просмотр видеофильма о Соединенном Королевстве.
  4. Рассматривание карты Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.
  5. Уроки по изобразительной деятельности, труду с использование технологий коллажа.

Оборудование: письмо от Эльфа, конверт с приглашением от Вини-Пуха, иллюстративный (фотографии, репродукции) материал по теме, карта Соединенного Королевства Великобритания и Северная Ирландия.

Приложение № 1.

Педагогический проект “Архитектурная Англия”.

Тип: творческий, групповой, среднесрочный.

Участники проекта: дети 2-го класса, учитель английского языка, педагог по изобразительной деятельности, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Проблема: “Выяснение представлений о самых знаменитых архитектурных сооружениях Англии”.

Игровая ситуация: “Помочь Эльфу узнать и посетить самые знаменитые архитектурные сооружения Англии”.

Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.

Задачи:

  1. формировать представления об архитектуре Соединенного Королевства Великобритания и Северная Ирландия;
  2. формировать навыки коммуникативного общения;
  3. учить выделять средства архитектурной выразительности,
  4. закрепить приемы лепки, рисования, конструирования;
  5. расширять знания детей о различных видах архитектурных сооружений;
  6. развивать поисковую деятельность детей:
  7. способность к определению задач на основе поставленной проблемы;
  8. умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор.
  9. развивать у детей способность к созданию определенного продукта;
  10. развивать у детей способность к созданию выразительного художественного образа посредством изобразительной деятельности, конструирования, лепки.
  11. развивать художественный вкус;
  12. воспитывать уважение к истории, традициям, обычаям изучаемой страны.
  13. воспитывать у детей чувство прекрасного.

Предварительная работа:

  1. Занятие по изобразительной деятельности. Тема: “Архитекторы”
  2. Конструирование из строительных наборов (здания, мосты…)
  3. Разучивание и проведение подвижной игры “Биг – Бен” (Big Ben)
  4. Создание макета Лондонского моста (Tower Bridge) из набора для конструирования.

Оборудование: письмо от Эльфа, иллюстративный материал по теме архитектура Англии (фотографии, репродукции), статьи о самых известных людях Англии, энциклопедический и справочный материал.

Приложение № 2

Педагогический проект “Путешествие в Англокулинарию”.

Тип: творческий, долгосрочный, групповой.

Участники проекта: дети 2-го класса, учитель английского языка, педагог по изобразительной деятельности, воспитатель, музыкальный руководитель, родители, повар.

Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе приготовления блюд английской кухни.

Задачи:

  1. учить детей использовать полученные знания путем активизации лексико-грамматического материала по теме “Особенности британской кулинарии” в сюжетных ситуациях, используемых в проекте.
  2. развитие способностей к поисковой деятельности,
  3. расширять и закреплять знания об особенностях британской кулинарии и британского этикета, о технологии приготовления блюд,
  4. развивать художественный вкус при оформлении блюд,
  5. воспитывать и совершенствовать стиль партнерских отношений.

Предварительная работа:

  1. Беседа с родителями и детьми о праздничной еде англичан;
  2. Ознакомление с предметами сервировки стола;
  3. Работа со справочной литературой;
  4. Путешествие в “MacDonald`s”. Изготовление флажков с буквой “М”;
  5. Разучивание английских песен и игр;
  6. Подбор иллюстративного и печатного материала;
  7. Составление схем приготовления блюд (создание опорных карт).

Оборудование: костюм повара, тележка, флажки, продукты питания, предметы сервировки стола, опорные карты, печатно-иллюстративный материал, аудиоряд.

Приложение № 3

Педагогический проект “ВЕСЕЛЫЕ ПРАЗДНИКИ”.

Тип: творческий, групповой, среднесрочный

Участники проекта: дети 2-го класса, учитель английского языка, педагог по изобразительной деятельности, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Цель: Развитие творческих способностей и привитие эстетического вкуса ученикам начальной школы в процессе ознакомления с английской культурой.

Задачи:

  1. Развивать и формировать с помощью английского языка представление о фольклорных традициях Великобритании;
  2. Активизировать изученный лексико-грамматический материал, тренировать языковую догадку и фонематический слух,
  3. Воспитывать интерес и уважение к культуре, обычаям, традициям англо-говорящих стран;
  4. Обогащать детско-родительские отношения опытом введения исследовательской и творческой продуктивной деятельности.

Предварительная работа:

  1. Работа со справочной и энциклопедической литературой
  2. Беседы о праздниках
  3. Подбор художественного материала
  4. Изготовление костюмов, маскарадных масок, поделок
  5. Разучивание английских подвижных игр, стихов, песен, обсуждение и утверждение героев спектакля, распределение ролей.
  6. Просмотр видеофильма

Оборудование: костюмы, маски, чистые листы, карандаши, цветная бумага, ножницы, клей, тыква, литература о праздниках, аудио-ряд, пирог.

Приложение № 4.