Автоматизация звука [Р] в словах

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ: Закрепить правильное произношение звука “Р” в словах.

ЗАДАЧИ:

  1. Развитие фонематического слуха и восприятия.
  2. Совершенствовать артикуляционную моторику.
  3. Расширить предметный и качественный словарь.

ОБОРУДОВАНИЕ: зеркала, счётные палочки, картинки: табурет, кровать, кресло, роза, сирень, ирис, маргаритка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

ЛОГОПЕД: Ребята, я сейчас прочитаю стихотворение, а вы обратите внимание, какой звук я пропускаю в словах:

КО …АБЛИК

Мат…оская шапка,
Ве…ёвка в …уке,
Тяну я ко..аблик
По быст…ой …еке.
И скачут лягушки
За мной по пятам,
И п..осят меня:
- П…окати капитан!

2. Объявление темы занятия.

ЛОГОПЕД: Правильно, я пропускала звук “Р”. Сегодня мы с вами закрепим произношение звука “Р” в словах.

3. Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения).

Упражнения для губ:

Лягушка – улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

Хоботок – губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой.

Лягушка – хоботок – на счёт “раз-два” чередовать упражнения.

Упражнения для языка:

Качели – улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт “раз-два” из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной.

Маляр – улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Лошадка – пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыть, кончик языка не вытянут и не заострён.

Посчитай верхние зубы – кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны.

4. Игра “Кто больше?”

ЛОГОПЕД: Давайте представим, что мы художники, и будем рисовать картину, на которой изображён домик за городом, в деревне. Стены уже готовы, остаётся подрисовать детали – части дома, в названиях которых должен быть звук “Р”. Произносить слово нужно так, чтобы этот звук прозвучал отчётливо. Тот, кто подобрал правильное слово, кладёт перед собой счётную палочку, чтобы в конце можно было легко посчитать очки и определить победителя. Итак, начнём!

- Какие части дома имеют в своём названии звук “Р”? (Крыша, труба, дверь, дверная ручка, рама, крыльцо).

(Дети на доске пририсовывают к уже имеющимся стенам называемые части дома и четко произносят данные слова).

- Из какого материала будет построен наш дом? (Из дерева или кирпича).

- А если кирпичный (или из дерева), то в какой цвет покрасим его? (красный, оранжевый).

- Какая мебель и другие предметы, необходимые для жизни людей, могли бы находится внутри дома? (дети берут картинки со звуком “Р” и крепят магнитом на доску: табурет, кровать, кресло).

- А что нарисуем мы около дома? (Деревья и кустарники).

- Какие бы цветы вы посадили около дома, чтобы в их названиях слышался звук “Р”? (Розы, ромашки, сирень, ирис, маргаритка).

Давайте подсчитаем, у кого, сколько палочек и определим победителя.

5. Физкультминутка.

Шли мы после школы, - взмах рукой назад.

Шли мы просто так. -

Прямо – идти вперёд, указывая рукой вперёд.

И направо, - идти направо, небольшое движение рукой направо.

А потом - жест “внимание”, указательный палец поднять вверх.

Назад, - идти назад, махнуть рукой назад, за спину.

А потом обратно, - повернутся на месте, показав рукой поворот.

А потом кругом, - повернутся на месте вокруг себя.

А потом вприпрыжку, - подпрыгивать на месте.

А потом бегом. – бежать по кругу друг за другом.

6. Игра “Определи на слух какое слово самое длинное”.

ЛОГОПЕД:

- рак, рысь, ручей, рукавица;

- роза, рот, ракета, рыба;

- утро, ура, уговор, узор;

- дверь, перья, фонарь, календарь.

7. Итог занятия.

- Какой звук мы сегодня повторили?

- О чем мы сегодня говорили?

- Какие новые слова вы узнали?