Урок физики в 10-м классе по теме: "Представляем электростатику"

Разделы: Физика


Цели урока:

  • обучающие: повторить и закрепить знания учащихся по электростатике.
  • развивающие: умение логически мыслить, обобщать, делать выводы, умение выделять главное, умение организовывать в классе и дома подготовку к уроку одаренных детей, развивать теоретическое мышление.
  • воспитательные: воспитывать интерес к трудовой деятельности, сплоченность коллектива, воспитывать стремление к познавательной деятельности, умения слушать выступления.

Оборудование: таблицы, плакаты, изготовленные детьми.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка цели урока.

Вступительное слово учителя.

Ребята, мы с вами прошли тему “Электрическое поле” и должны сдать зачет. Поэтому нам необходимо с Вами сегодня повторить основные вопросы, формулы и определения физических величин.

3. Проверка домашнего задания.

- Что является источником электростатического поля?

- Дайте определение электрического поля?

- Перечислите основное, главное свойство электростатического поля.

По заданным формулам найти величины, входящие в формулу.

Написать единицы измерения физических величин и назвать величину.

Написать названия физических величин согласно представленным единицам измерения.

Н; М; В/м; Н/Кл; Кл; В; Дж; Ф; Ф/м;

- Какие факты подтверждают реальность существования электрического поля?

- Как взаимодействуют между собой заряды?

- Как графически можно представить электрическое поле?

- Какие поля являются однородными? Неоднородными?

- Сформулировать закон Кулона.

- Для каких зарядов он выполняется?

- Физический смысл коэффициента пропорциональности?

Сравнить напряженность поля в точках 1, 2, 3 и 4

Рис. 1

E1=8 Н/Кл

Чему равна напряженность в точках 2, 3, 4.

Рис. 2

Ответ обосновать.

- Что характеризует напряженность?

- Величина напряженности поля?

- В чем смысл принципа суперпозиции полей?

Какие поля называются потенциальными?

Чему равна работа электрического поля?

А1, 2; А3, 4;

Рис. 3

- Что характеризует потенциал?

- Дайте определения потенциала. Формула для его расчета. Чему равна разность потенциалов?

- Что означает утверждение: Потенциал в данной точке равен 30 В; 500В.

- Что означает, что U=220В;

- Как связаны между собой E и U?

- Что понимаем под эквипотенциальной поверхностью?

Рис. 4

Указать линии напряженности.

- В какой точке потенциал больше. Почему?

Рис. 5

- Какая величина характеризует способность проводников накапливать электрический заряд?

- Дать определение электроемкости.

- Записать формулу для ее расчета. Единицы измерения.

- Что означает утверждение, электроемкость равна 3Ф.

Мы провели разминку. Группа учащихся работает с кроссвордами.

Кроссворд “Электростатика”

Пока 6 человек разгадывают кроссворд, у доски работают 2 человека по формулам:

Затем кроссворды передаются группе детей, которые их проверяют и поставят оценку. Два человека проверяют формулы у доски. После выполнения работы переходим к аукциону формул. Работа на “бирже”. Кто “купит” большее количество формул, тот и окажется победителем.

Назвать формулу, единицу измерения величин.

Итак, как видите, сейчас на уроке по представлению электростатики у нас выделились основные главные жители города.

  • Отрицательный заряд,
  • Положительный заряд
  • Электрическое поле
  • Напряженность поля
  • Потенциал
  • Работа поля

Для закрепления материала, послушаем выступление ребят.

Отрицательный заряд:

Мы наш урок посвятили электростатике родной
Итак, мы поле представляли,
А это главный наш герой!

Поле:

Нет ничего приятней роли:
Ведь я таинственно и всемогуще
Я, как вы догадались, электрическое поле
В уроке – я ведущий.
Отрицательный заряд:
Не понимаю в чем ваша таинственность?

Поле:

В чем? А в том, что...
Мы ничего про то не знаем,
Из чего состоит это поле
И откуда оно взялось
Но зато мы все понимаем
То, что изучаем в школе
То, есть ряд необычных, новых
Целый ряд дивных поля свойств.

Положительный заряд:

Свойство первое.

Поле:

Я существую денно и нощно,
Тела, заряженные, я окружаю.
На каждое тело я действую точно
И в действии этом себя проявляю.
Положительный заряд:
Свойство второе.

Поле:

Я. Материально, хоть не тело,
Не вещество и не частица
Я существую, хоть глазами
Меня увидеть Вам нельзя.
Но как только что пропела
Могу я ясно проявиться.
Когда подействую на тело
И этим покажу себя.
Положительный заряд:
Свойство третье.

Поле: Позвольте, прежде чем перейти к третьему свойству познакомить вас с одной знакомой.

Напряженность:

Я - Напряженность,
Силовая характеристика его:
С которой действует оно
На единичный. На зарядик
Что в точку данную внесен
И я сегодня очень рада,
Что мой визит к вам нанесен.

Поле: Ну вот! Теперь можно перейти к следующему свойству.

Положительный заряд:

Свойство четвертое.

Напряженность:

  • Если во всех точках пространства напряженность электрического поля одинакова, то тогда поле однородно.
    Если же во всех точках пространства напряженность электрического поля неодинакова, то тогда поле неоднородно.

Положительный заряд:

Свойство пятое.

Работа:

Себе заряженное тело представьте,
Которое перемещается где-то от формы его траектории, кстати
Поле работы не зависит при этом,
Когда ж траектория замкнута эта,
То поля работу к нулю приравняли
И поле такое мы в случаях этих
Потенциальным всегда называем.

Положительный заряд:

Позвольте же, куда вы так торопитесь?
Сейчас выход другого героя.

Потенциал:

Поле всегда характеризовал
Я – очень важный потенциал!
Кстати характеристика я
Поля энергетическая.

Отрицательный заряд:

Что вы такое?

Потенциал:

Я просто отношение потенциальности энергии заряда в поле к этому заряду. Ясно?

Отрицательный заряд:

Вполне.

Положительный заряд:

Свойство седьмое.

Потенциал:

Вот есть у нас дивная точка пространства
Частицы, допустим, здесь две заряженные
Поле создают в этой точке. Представьте.
И есть у полей этих две напряженности,
А напряженность вообще в результате
У поля у этого в точке пространства
Их геометрической сумме равняется.
И принцип такой суперпозицией называется.

Все – Поле – это пространство, в котором, поверьте нам, друзья, проявляется действие сил электрических на заряженные тела.

Подведем итог урока.

Мы с вами рассмотрели основные свойства электрического поля, много узнали о величинах, характеризующих это поле.

Закрепление.

  1. Что называется электрическим полем?
  2. Перечислите основные свойства поля.
  3. Силовая характеристика поля.
  4. Чему равна работа?
  5. Особенности работы поля.
  6. Какое поле называется потенциальным?
  7. Что называется потенциалом?
  8. Что характеризует эта величина?
  9. В чем измеряется?

Домашнее задание: § 31-50.