Конспект тренировочного занятия по баскетболу для учащихся 5–6-х классов

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Введение

I. Актуальность внеучебных форм занятий физической культурой и спортом

Формирование жизнеспособного подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Вопросу охраны и укрепления здоровья детей придают большое значение Правительство Российской Федерации, Минобразования России. Мероприятия, направленные на укрепление здоровья подрастающего поколения, отражены в Плане действий Правительства Российской Федерации по модернизации социально-экономической жизни страны на 2001-2003 г.г., принятом в июне 2000 г., который открывается разделом “Образование”, что уже само по себе свидетельствует о приоритетности этой сферы в государственной политике и о внимании к ней руководства страны.

Важность такой ориентации чрезмерно высока, поскольку, согласно данным Минздрава Российской Федерации, лишь 14% детей практически здоровы., в то время как более 50% имеют различные функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. По данным специалистов, последствия интенсификации учебного процесса в образовательных учреждениях ведут к дисгармоничному физическому развитию учащихся.

Значимость проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения и роль образовательных учреждений в ее разрешении подчеркивается Законом “Об образовании” в статье 51, а также Типовым положением об образовательных учреждениях Российской Федерации и постановлениями Правительства РФ от 09.09.1996 г. № 1058 и от 15.01.1997 г. № 38, в которых говорится, что образовательные учреждения создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. (Пять часов здоровья “О преподавании физической культуры в общеобразовательных учреждениях”. М. Леонтьева.

Как следствие данной законодательной установки в Базисном учебном плане гимназии № 3, где я работаю, образовательная область “Физическая культура” предстает не только инвариативным компонентом, но и организующим основанием для всех форм собственно физкультурной деятельности: физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, спортивных соревнований и физкультурных праздников, туристических походов и подвижных игр на открытом воздухе, занятий в школьных спортивных секциях. По сути на базе образовательной области “Физическая культура” у нас создана единая целостная система базовых уроков и внеурочных (внеклассных) форм работы. Использование этой возможности позволяет помимо двух учебных часов в неделю, увеличить объем часов (двигательный режим) до 5 часов в неделю и тем самым обеспечить условия для укрепления здоровья, активного вовлечения в разнообразные формы занятий физическими упражнениями и спортом, значительно повысить суммарную двигательную активность обучающихся.

Из личного опыта и опыта учителей города видно, что учащиеся школ с удовольствием посещают секции по видам спорта и ОФП во внеурочное время, что в свою очередь увеличивает двигательный режим обучающихся, отвлекает от негативных действий окружающей среды и приучает к здоровому образу жизни.

Я хочу остановиться на примере проведения внеучебных занятий по баскетболу с учащимися гимназии № 3, на использовании подвижных игр, как основной вспомогательной системы юных баскетболистов.

II. Особенности применения подвижных игр в системе подготовки баскетболистов

В баскетболе разработано и предложено большое количество средств и методов подготовки спортсменов. Однако именно подвижные игры являются одним из основных вспомогательных средств при работе с баскетболистами.

Подвижные игры имеют довольно длинную историю существования и занимают определенное место в жизни человека. Их эффективность и целесообразность применения подтверждается современной практикой и имеет научно-теоретические обоснования. Поскольку помимо решения общих задач физического воспитания, подвижные игры позволяют решать специальные задачи обучения и тренировки.

Построение учебно-тренировочного процесса в баскетболе имеет свою специфику в использовании подвижных игр, предполагая их применение в нескольких направлениях.

Во-первых, подвижные игры в комплексе с контрольными тестами позволяют мне решить проблему отбора новичков, поскольку в игровом методе наиболее ярко и естественно проявляются индивидуальные особенности занимающихся.

Наблюдая за поведением занимающихся в процессе игры, можно оценивать:

  • проявление инициативы и настойчивости;
  • отношение к соперникам по игре;
  • отношение к партнерам по команде;
  • отношение к собственным ошибкам;
  • дисциплинированность, требовательность;
  • отношение к победе, поражению.

Наблюдая за своими учениками, я пришел к выводу, что только в игре я смогу узнать ребенка, как разностороннюю личность. Порой самый замкнутый, не общительный ребенок раскрывает свои таланты только во время игры и в итоге из него получается результативный игрок.

С помощью подвижных игр решаются задачи создания последовательно-усложняющихся игровых ситуаций для развития специальных физических качеств и овладение технико-тактическим арсеналом.

Например:

Игровая деятельность в баскетболе складывается таким образом, что игрокам приходится выполнять большое количество рывков на разное расстояние как с изменением скорости, так и направления движения, выполнять прыжки толчком одной и двух ног, множественные защитные действия, что предъявляет высокие требования к скоростно-силовой подготовленности баскетболиста. Именно подвижные игры, представляющие собой игровой метод физического воспитания, позволяет развить и совершенствовать такие физические качества, как быстрота, сила, ловкость, выносливость. Помогают мне решить эту задачу такие подвижные игры как “Десять передач”, “Мяч капитану” и др. Формировать некоторые элементы техники мне позволяют такие игры, как “Играй, играй, мяч не теряй”, “Подбрось-поймай”, “Мяч в стену” и др. Систематическое использование подвижных игр в младшем школьном возрасте позволяет повышать и расширять двигательный фонд занимающихся, что является хорошей базой для овладения надлежавшей спортивной техникой. Однако, выбор и планирование подвижных игр в структуре учебно-тренировочного занятия необходимо проводить с учетом положительного переноса навыков. Например, игры, связанные с метанием мяча на дальность и в цель, положительно скажется на эффективности передач мяча. В более старшем возрасте подвижные игры связаны с задачами, решаемыми на отдельных этапах и периодах подготовки и способствует положительному переносу тренированности и смягчению эмоциональной нагрузки, психологического “застоя”, возникающего в связи со значительным ростом объема интенсивности физической нагрузки в процессе тренировки.

На основе личного опыта вывел, что в подвижных играх создаются благоприятные условия для воспитания положительных, нравственно-волевых черт. Например: командные игры приучают играющих проявлять взаимопомощь и доброжелательность друг к другу. Необходимость принимать быстрые решения способствуют воспитанию уверенности и решимости. В игре, также как и баскетболе ,необходимо соблюдать правила, что воспитывает честность, справедливость. Использование подвижных игр способствует снижению эмоциональной нагрузки, “смягчению” психологической напряженности тренировочной деятельности. Подвижные игры активизируют внимание, оказывают положительное внимание на восстановление работоспособности.

Однако в зависимости от возраста занимающихся, и от поставленных задач учебно-тренировочного процесса меняется процентное соотношение применения подвижных игр по отношению к другим средствам. Особенно актуально применение подвижных игр на начальном этапе подготовки.

Помимо специальных задач тренировочного процесса подвижные игры решают оздоровительные задачи, оказывая общее благоприятное влияние на рост юных спортсменов, на формирование правильной осанки, на развитие крупных мышц тела, на развитие сердечно-сосудистой системы. Развиваются необходимые физические качества. Овладевая техникой баскетбола, юные спортсмены в сложных играх совершенствуют координацию движений, усиливают контроль за эмоциями, что способствует воспитанию выдержки, дисциплинированности в действиях, тактичности по отношению к партнерам по игре.

Все выше сказанное еще раз подтверждает значимость и ценность подвижных игр, как вспомогательного комплексного средства в подготовке баскетболистов, для повышения общего уровня функциональных возможностей организма, для разностороннего развития физических способностей, для пополнения фонда двигательных умений и навыков.

III. Методика применения подвижных игр

Для успешного и эффективного использования игр в системе тренировочного занятия, необходимо знать и учитывать обще-методические аспекты организации и проведение подвижных игр.

Воспитательное, образовательное и оздоровительное влияние подвижных игр на занимающихся зависит от руководства ею. Поэтому руководителю необходимо спланировать роль и место конкретной подвижной игры в конкретном занятии. Изучив методические рекомендации Е.А. Черновой “Подвижные игры в системе подготовки баскетболистов”, “Спортивные и подвижные игры” И.Ю. Портных, “Детские подвижные игры” А.Б. Кенеман, “Развивающие игры” М.И. Логиновой, программу “Физическое воспитание учащихся 1-11 классов” Е.Н. Литвинова, М.Я. Виленского и др.

Я выделил ряд факторов, которые необходимо учитывать в процессе планирования игры:

Как правило, подбор игр проводится по системе их трудности для занимающихся с систематическим повторением для прочного усвоения приобретаемых в подвижных играх, навыков и умений. При подборе игры необходимо учитывать:

  • педагогические задачи, поставленные на данном занятии;
  • учет положительного переноса двигательного навыка;
  • физиологические особенности занимающихся;
  • психологические особенности различного пола;
  • подготовленность группы;
  • количественный состав занимающихся;
  • место проведения занятия (зал, естественные условия среды).

Особое значение уделяю подготовке инвентаря, так как от этого зависит результат игры.

Инвентарь должен быть красочным и заметным в игре, по размеру и весу он должен соответствовать силам играющих, а количество инвентаря необходимо предусмотреть заранее. Лучше хранить его у места проведения, но раздавать и расставлять инвентарь только после объяснения игры.

При объяснении игры придерживаюсь

  1. Название игры;
  2. Размеры игровой площадки;
  3. Роль играющих и их расположение (размещение играющих и место руководителя для меня особо актуально. Объяснять игру необходимо в таком положении, чтобы участники видели и слышали руководителя);
  4. Ход игры;
  5. Цель;
  6. Правила игры.

Выполнение обязанности водящего оказывает большое воспитательное влияние на играющих. Поэтому, желательно, чтобы в этой роли побывало возможно больше игроков.

Выделяю водящих разными способами:

  • по назначению;
  • по жребию (путем расчета, метания и др.);
  • по считалке;
  • по расчету;
  • по выбору играющих;
  • по результатам предыдущих игр.

Распределение на команды проводится также разными способами:

  • по усмотрению руководителя;
  • путем расчета;
  • путем перестроения;
  • по назначению капитанов;
  • по сговору;
  • использование постоянных команд.

Игру необходимо начинать организованно и своевременно, по условному сигналу. Рекомендуется употреблять различные команды и сигналы, чтобы развивать у детей точность и быстроту двигательной реакции на различные приказания.

Необходимо содействовать в процессе игры развитию творческой инициативы играющих и, конечно же, учитывать настроения учащихся. Руководитель должен учитывать наиболее опасные моменты в игре (перепрыгивание, спрыгивание и т.д.) и быть готовым к подстраховке.

Для успешного проведения занятий необходимо соблюдать требования по технике безопасности и соблюдения санитарно-гигиенических норм:

  1. Чистый и сухой пол.
  2. Хорошее освещение снарядов в одной части зала.
  3. Наличие спортивной формы и обуви.
  4. Наличие неиспорченного спортивного инвентаря.

Каждая игра требует объективного, беспристрастного судейства.

Игра теряет свою ценность, если не соблюдаются правила. От судьи зависит правильное подведение итогов. Правильное и корректное судейство в подвижных играх способствует воспитанию у детей честности, уважения к судье и правилам, что особо важно для всех спортивных игр.

В подвижных играх трудно учесть возможности каждого участника, а также его физическое состояние в данное время. Приступая к проведению игры, необходимо учитывать характер предшествующей деятельности и настроения занимающихся. Если игра проводится после больших физических нагрузок и умственных усилий, надо предложить малоподвижную игру. Кроме того необходимо чередовать во время занятий интенсивные игры с малоподвижными.

Необходимо помнить о возрастных особенностях занимающихся и состояния здоровья. Продолжительность игры зависит от характера игры, условий занятий и состава занимающихся. Важное значение имеет своевременность окончания игры. Необходимо определить момент окончания игры. Как только появятся первые признаки утомления, игру следует заканчивать. Игру можно прекратить через определенное время, заранее установленное перед игрой, однако окончание игры не должно быть неожиданным для играющих. По окончанию игры руководитель должен объявить ее результаты. Важно уделить внимание разбору игры, указав на ошибки в технических приемах и тактике. Отметить участников наиболее хорошо справившихся с заданием.

Итак, можно сделать вывод; прочность и богатство игрового опыта являются важным элементом двигательной подготовки и могут оказать неоценимую пользу при изучении спортивных игр. Включение подвижных игр в тренировочные занятия, помогает снизить нагрузку, сохранить у занимающихся приятное впечатление о занятии и подготовить их к последующим тренировкам.

Практический материал

Игры связанные с бегом на скорость и быстроту реагирования:

“К своим флажкам”.

Играющие разделившись на несколько команд (5-6 человек), становятся в кружки, начертанные по всей площадки. В центре каждого кружка - дежурный с флажком, отличающимся по цвету от других. Все играющие, кроме стоящих с флажками, по сигналу разбегаются по площадке и становятся лицом к стене или закрывают глаза. В это время дежурные с флажками тихо меняются местами. Тренер дает сигнал, и играющие открывают глаза и бегут к своим флажкам, образуя кружок. Побеждает команда, построившись в кружок первой.

“Команда быстроногих”.

Играющие делятся на 2-4 команды и выстраиваются в колонны по одному. Напротив каждой команды располагается по гимнастической стойке. По сигналу первые игроки бегут к стойкам, обегают их и возвращаются назад. Игрок? первый пересекший линию старта, приносит своей команде очко. Далее по сигналу бегут следующие игроки и т. д.

“Салки простые”

Играющие свободно располагаются на площадке. Выбираются двое водящих. По сигналу салки начинают осаливать игроков. Если они кого-то осалили, то они меняются ролями с осаленными. Победитель - игрок, ни разу не осаленный водящими.

Игры, связанные с прыжками в высоту и "длину

“Удочка”

Играющие образуют круг, в центре которого располагается водящий с длинной скакалкой в руках. По сигналу он начинает крутить скакалку, а играющие стараются через нее перепрыгнуть, не задев. Игрок, который задел скакалку, меняется ролями с водящим. Победителем считается игрок, ни разу не задевший скакалку.

“Челнок”

Играющие разбиваются на две команды и располагаются напротив друг друга на лицевых линиях. По сигналу игроки команд прыгают (толкаясь двумя ногами с места) навстречу к средней линии. После прыжка первого номера отмечается линия его приземления, игрок возвращается в свою команду, а с места его приземления прыгает уже очередной игрок и т.д. Если последнему игроку удалось преодолеть линию соперника, то его команда побеждает.

Игры, связанные с метанием “Мячом в цель”

У каждого из играющих в руках по теннисному мячу, все они располагаются на линии метания. На расстоянии 10 шагов водящий подбрасывает волейбольный мяч вверх. Задача играющих попасть в летящий мяч. За каждое попадание дается очко. Побеждает игрок, который за 8-10 попыток набрал больше очков.

“Попади в цель”

Играющие делятся на две команды и выстраиваются шеренгами на боковых линиях напротив друг друга. В центре кладется волейбольный мяч. У каждой команды по 6 баскетбольных мячей. По сигналу играющие бросают мячи в волейбольный мяч, стараясь откатить его к противоположной команде. Выигрывает команда, сумевшая закатить мяч за черту другой. Не разрешается останавливать мяч ногами или руками, а также выбегать в центр за баскетбольными мячами.

Игры связанные с передачей и ловлей мяча

“Десять передач”

Играющие разбиваются на пары и располагаются на расстоянии 2-3 м друг от друга, образуя шеренги. У каждой пары мяч. По сигналу они начинают передавать мяч определенным способом, ранее оговоренным, стараясь не уронить его на землю. Побеждает пара, сделавшая 10 передач без падения на землю.

“За мячом”

Играющие образуют несколько команд, каждая из которых выбирает водящего. Команды делятся пополам и становятся в колонны одна против другой на расстоянии 2-3 м. По сигналу водящий передаёт стоящему первым в противоположной колонне игроку, а сам бежит в конец этой колонны, т.е. вслед за мячом и т.д. Игра заканчивается тогда, когда все игроки вернутся на свои места, а мячи возвратятся водящим. Выигрывает команда - первая закончившая задание.

IV. Заключение

Оздоровительная ценность баскетбола исключительно высока. Первостепенное влияние оказывается на функциональное состояние центральной нервной системы. Расширяются возможности и других функциональных систем организма, и особенно сердечно-сосудистой системы, в процессе игры происходит, положительные изменения в опорно-двигательном аппарате, укрепляется костная ткань, увеличивается сила мышц.

Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности. Я считаю, что в игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды.

Данная методика подготовки баскетболистов позволила на протяжении последних 7 лет моим воспитанникам занимать только призовые места в районных соревнованиях школьников по баскетболу.

Данная работа может быть использована учителями физической культуры, тренерами по баскетболу. Они могут включать разнообразные подвижные игры сгруппированные по характеру двигательной деятельности и по особенностям их применения в тренировочном процессе.

Рекомендуемая литература

  1. Анцупова Г.Л. “Давай поиграем!”, Ростов-на-Дону, 2000
  2. Балеева Л.В., Григорьев В.М. “Игры народов”, М.ФиС, 1998
  3. Балеева Л.В., Коротков И.М. “Подвижные игры”, М.ФиС, 1992
  4. Гуревич И.А. “300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию”, Минск. Высшая школа, 1994
  5. Кенеман А.В. “Детские подвижные игры”, М. Просвещение, 1995
  6. Коротков И.М. “Подвижные игры”, М. - Знание,1998
  7. Литвинова М.Ф. “Русские народные подвижные игры”, М. “Айрис пресс”, 2004
  8. Логинова М.И. “Развивающие игры”, С-Петербург, Дельта, 1998
  9. Размауль З. “100 маленьких игр”, М. ФиС, 1973
  10. Фатеева Л.П. “300 подвижных игр для младших школьников”. Ярославль, Академия развития, 1998

Приложение