Открытый урок по русскому языку "Правописание безударной гласной в корне слов"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1) продолжить работу по закреплению данной темы; отрабатывать умение распознавать в словах безударные гласные, выделять корень и правильно подбирать проверочные слова; продолжить работу по развитию речи; расширить кругозор учащихся; заботиться о психическом и физическом состоянии учеников;

2) воспитывать любовь к природе; аккуратность;

3) развивать орфографическую зоркость, мышление, воображение, речевую активность.

Ход урока

1. Гимнастика в начале урока.

2. Организационный момент.

3. Орфографическая минутка.

Учитель: - Начнем урок с орфографической минутки. Встаньте.

св_стеть у_кий
к_лючий ш_рокий
к_ртина лес_ница
площа_ка с_сновый

4. Работа в тетрадях.

Учитель: - Откройте тетради. Чтобы красиво писать, выполним гимнастику для пальчиков.

- Вспомните правила посадки при письме. Запишите число.

5. Постановка темы урока.

Учитель: - Сегодня на уроке мы продолжаем работать над темой “Правописание безударной гласной в корне слова”.

-Вспомните, что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с безударной гласной в корне?

6. Работа с тестом.

Учитель: - У вас у каждого на парте лежит тест. Как работать с тестами, вы знаете. Несколько заданий выполним вместе, затем будете работать самостоятельно.

Тест.

1. Написание каких безударных гласных требует проверки?

1) а 4) е 7) ю
2) я 5) е 8) и
3) о 6) у 9) ы

2. Укажи слова с непроверяемыми безударными гласными в корне.

1) тяжелый 3) дорога 5) колючий
2) береза 4) цветочная 6) картофель

3. В каких словах пишется буква а?

1) д…брота 4) ст…рожить 7) з…лотой
2) хр…брец 5) л…скать 8) к…лосок
3) охр…нять 6) кр…снеть 9) пов…р

4. Укажи слова с буквой и.

1) ш…рстяной 4) в…шневый 7) п…сатель
2) ж…лток 5) ч…стота 8) цв…тник
3) уд…влять 6) л…чить 9) б…жать

5. В какой строке все слова пишутся с буквой е?

1) в…сенний; св…стит; бл…дней;

2) в…черний; зв…здопад; осв…щение;

3) т…мнота; т…шина; т…нистый.

7. Самостоятельная работа учащихся.

Учитель: - Кто выполнил, встаньте, закройте глаза и отдохните.

8. Проверка выполнения теста.

Учитель: - Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки? Одну ошибку? Нужно быть внимательнее. Значит, будем еще работать над этой темой.

9. Работа с ребусом.

Учитель: - Я знаю, ребята, что вы очень любите отгадывать ребусы. Кстати, что такое ребус? Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель: - В словаре Даля я нашла следующее определение “Ребус – это загадка в рисунке”. Какое же слово зашифровано здесь? ( Зима).

- Назовите безударный гласный.

- Составьте предложение со словом зима.

- Хорошие предложения, но мы с вами запишем такое.

Пришла зима в лесную чащу.

Учитель: - Проговорите это предложение орфографически правильно.

Записывают предложение с комментированием.

Учитель: - Выделите в словах корень и орфограммы.

10. Физминутка.

- Учитель: - Как вы думаете, зимой в лесу красиво? Сейчас мы с вами отправимся в зимний лес. Послушайте произведение Чайковского “Январь”, отдохните, представьте, чтобы вы могли увидеть в зимнем лесу?

Учитель: - Какую же картину вы себе представили? Какие предложения мы с вами могли бы принести из леса со словами: пушистый наряд, снежинки ?

Одела она деревья в пушистый наряд.

Предложение записывают под диктовку.

Учитель: - Проговорите предложение шопотом.

- Какие орфограммы вам здесь встретились?

Тихо падают на землю снежинки.

У доски работает ученик, остальные записывают предложение в тетради.

11. Работа с деформированным предложением.

Учитель: - Но наши снежинки волшебные, на каждой из них слово. К сожалению, ветер раскидал снежинки и нужно собрать их в предложение.

ковром, снег, пушистым, лежит

Пушистым ковром лежит снег.

Учитель: - Запишите это предложение самостоятельно.

- Назовите слова с безударной гласной.

- Понравилось вам в лесу?

- Каким предложением можно это выразить?

Хорошо зимой в лесу!

Учитель: - Запишите предложение самостоятельно.

- Какое это предложение по интонации? ( Восклицательное).

- Прочитайте его выразительно.

- Найдите слово с безударной гласной е, и.

- В каком слове безударную гласную не проверяем?

12. Учитель: - Итак, давайте прочитаем, что же у нас получилось. ( Хором).

- Что это? ( Текст, рассказ)

- Докажите. ( Все предложения связаны по смыслу. Имеет основную мысль или тему).

- Как можно озаглавить наш рассказ? ( Зима в лесу. Зимний лес. Лес зимой).

13. Самостоятельная работа учащихся по карточкам.

Учитель: - А вот еще, какой рассказ я нашла о зимнем лесе. Но его уже написали не мы с вами, а известный русский писатель Соколов – Микитов, который очень тонко чувствовал природу и много писал о ней.

- Возьмите листочки. Прочитайте рассказ шопотом, подготовьтесь читать вслух.

Кр_ сив русский лес з_ мою! Поб_ лели п_ ля и луга. Льдом покрылась

р_ ка. Глубокие, чистые л_ жат под д_ ревьями сугробы. Над л_ сными тр_ пинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея ств_ лы м_ л_ дых б_ рез. На соснах л_ жат сн_ говые шубы. Кругом узоры птичьих сл_ дов. С в_ селым свистом перел_ тают с дерева на дерево стайки красногрудых сн_ гирей.

(И. Соколов-Микитов)

Учитель: - Понравился вам текст. Что такое арка? ( В переводе с латинского

означает дуга, т.е. это перекрытие в виде дуги).

Учитель: - Послушайте орфографическую задачу: вам нужно будет вставить пропущенные безударные гласные, устно подбирая проверочные слова.

15. Итог урока.

Учитель: - Все внимание на меня. Какую тему мы с вами закрепили сегодня на уроке?

- Как же проверить безударную гласную в корне?

- Какое настроение вызвал у вас урок?

- А какой этап урока вам понравился больше всего?

16. Оценивание.

Учитель: - Мне понравилось, как вы сегодня работали, и на память об этом уроке я подарю вам вот такие снежинки. Урок окончен.