Виды работ над словами с непроверяемыми орфограммами. Опыт работы со словарными словами в 3–4-х классах

Разделы: Русский язык, Начальная школа


В третьем и четвёртом классах словарные слова можно изучать по темам: "Птицы", "Животные", "Огород", "Сад", "Лес", "Поле", "Машины", "Явления природы" и т.д.

Задания, связанные с изученной темой по русскому языку:

  1. Разделить слова для переноса.
  2. Записать слова с мягким знаком на конце, поставить ударение.
  3. Записать слова, начинающиеся с буквы К, подчеркнуть звонкие и глухие согласные.
  4. Образовать новые слова с суффиксом –К от слова БЕРЁЗА и т.д.

В своей работе мы привлекаем слова с непроверяемой орфограммой в качестве иллюстративного материала при изучении многих грамматических тем, включая их в разные виды работ, в различные задания и упражнения.

Например, при изучении темы "Имя существительное", кроме тех упражнений , которые есть в учебнике учащимся на уроках предлагались следующие задания:

  1. Из группы слов выписать только имена существительные: АГРОНОМ, ПРЕКРАСНЫЙ, ПРАВИТЕЛЬСТВО, СЕЙЧАС, РЕВОЛЮЦИЯ, СВЕРКАТЬ, ОКОЛО, ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, ИНТЕРЕСНЫЙ, КИЛОГРАММ.
  2. Из группы имён существительных в первый столбик выписать имена существительные мужского рода, во второй – женского рода, в третий – среднего рода.
  3. Определить склонение имён существительных: ВЕЯЛКА, ДИРЕКТОР, МЕБЕЛЬ, БИБЛИОТЕКА, САЛЮТ, КИЛОГРАММ, ВОКЗАЛ, ОБОРОНА.
  4. Указать падежи имён существительных в сочетаниях слов:
    УВЕРЕННОСТЬ В (ПОБЕДА), ВЕРА В (ПОБЕДА), ЕЗДА В (АВТОМОБИЛЬ), ЕЗДА В (ШОССЕ).
  5. Поставить в нужном падеже: НАПЕЧАТАНО В (ГАЗЕТА), ЕХАЛ В (ВАГОН), ЖДАЛ НА (ВОКЗАЛ), УЗНАЛИ О (ПОБЕДА).
  6. Из группы слов, начинающихся с буквы К, выпишите существительные с мягкой согласной на конце и определите их склонение: КАЛЕНДАРЬ, КАРТОФЕЛЬ, СЛОВАРЬ.

В 4 классе ведётся работа по закреплению и углублению знаний по теме "Состав слова". При этом появляется возможность снова использовать слова с непроверяемой орфограммой. Выполняя упражнения, связанные с разбором слов по составу со словообразо-ванием, ученики усваивают написание слов, однокоренных тем, которые предлагаются в списке. Ниже представлены задания в которых можно использовать слова с непроверяемой орфограммой:

1. Выписать из словаря 5 слов, состоящих из одного корня: БАГАЖ, БИЛЕТ, ИНЖЕНЕР, КОМБАЙН.

2. Из группы слов выписать слова, состоящие из корня и окончания; из корня и суффикса; из корня, суффикса и окончания:

БЕСЕДА, ИНТЕРЕСНЫЙ, ГАЗЕТА, ЖЕЛАТЬ, ЧЁРНЫЙ.

3. Подобрать к именам существительным однокоренные имена прилагательные с суффиксами - Н, - СК.

АДРЕС – АДРЕСНЫЙ (СТОЛ)

ШОФЁР – ШОФЁРСКИЕ (ПРАВА)

ПАССАЖИР – ПАССАЖИРСКИЙ (ПОЕЗД)

4. Подобрать к именам существительным однокоренные имена существительные с суффиксами -ЧИК, - ИК.

ВАГОН – ВАГОНЧИК,

БИЛЕТ – БИЛЕТИК,

ГАЗЕТА – ГАЗЕТЧИК.

Среди слов с непроверяемой орфограммой имеется несколько таких, написание которых можно объяснить, опираясь на происхождение слова. Например, в слове БЕРЁЗА в первом слоге пишется гласная Е, потому, что слово произошло от слова БЕЛАЯ. Так дерево было когда-то названо по цвету его белой коры. Значит слово БЕЛАЯ является как бы косвенной мотивировкой правописания слова БЕРЁЗА и помогает учащимся понять. Почему в корне БЕРЁЗ- пишется Е, тем самым быстрее запоминается его написание. А короткая этимологическая справка объясняет, почему данные слова были когда-то родственными.

Учителя широко используют и такие виды работ:

Замени одним словом и напиши.

  1. Человек, который передаёт свои знания другим, учит. (учитель)
  2. Член колхоза. (колхозник)
  3. Двенадцатая часть года. (месяц)

Допишите предложение.

  1. Чистота – залог …(здоровья).
  2. В лесу созрела …(земляника).
  3. На жарком солнышке подсох
  4. И рвётся из стручков … (горох).

Творческие работы.

  1. Составить предложения с данными словами: КОРАБЛЬ, ГЕРОЙ.
  2. Составить рассказ, употребляя слова по теме: "Железная дорога".

Значительное место в процессе словарно-орфографической работы следует отводить самостоятельной работе учащихся. Предлагая детям задания, направленные на усвоение беспроверочных написаний, учителю необходимо связывать эти задания с изучением программного материала. Это особенно важно в 4 классе, когда большая насыщенность уроков учебным материалом требует от учителя и большей продуманности в организации словарно-орфографической работы.

Работая самостоятельно с указанным учителем словом, ученики должны:

  1. Найти его в словаре;
  2. Определить место ударения в нём;
  3. Найти и выписать гласную, правописание которой следует запомнить;
  4. Поставить к слову вопрос и определить к какой части речи относится выписанное слово;
  5. Затем учащиеся записывают слова различных грамматических категорий, которые могут быть употреблены с выписанным словом;
  6. Устно составляют словосочетания, подбирая к существительному подходящие прилагательные, существительные в косвенных падежах с предлогами и без предлогов, глаголы (в данном случае составляется нераспространённые предложение).
  7. Учащиеся подбирают однокоренные слова, устно указывают их принадлежность к определённой части речи.

Запись своей самостоятельной работы над словами с непроверяемой орфограммой учащиеся оформляют в виде таблицы:

слово Гласная для запоминания Вопрос.

Часть речи.

С какими словами можно употреблять данное слово. Однокоренные слова.
герой е Кто?

Имя сущ.

Известный

Прославленный

Героический

Героизм

песок е Что?

Имя сущ.

Речной

Золотистый

Песчаный

Песчинка.

В качестве проверки правописания слов с непроверямой гласной используется как контрольное списывание, так и словарные слуховые диктанты, которые могут проводиться с целью текущей проверки за качеством усвоения написания слова, так и с целью контроля.

В последнем случае они приобретают вид контрольных словарных диктантов.

Работа с орфографическим словарём.

Учащиеся начальных классов, как правило, имеют два словарика:

1. Словарик трудных слов, помещённый в конце учебника.

1. Орфографический словарик П.А.Грушникова.

Чтобы выработать у учащихся навык работы со словарём необходимо отводить на уроках русского языка время на специальные упражнения.

Первая группа упражнений направлена на развитие у учащихся навыка пользования словарём:

  • быстрое отыскивание слов на одну и ту же букву, расположенных в разных местах раздела: ГАМАК, ГРУЗОВИК, ГОНЧАР, ГЕОЛОГ и т.п.
  • отыскивание слов, начинающихся с разных букв. Контрольное время, указанное учителем на нахождение нужного слова, должно постепенно сокращаться.

Вторая группа упражнений со словарём связана с изучением основных программных тем каждого класса. Упражнения этой группы могут быть направлены на использование материала словарей:

  • для подбора примеров на изучаемую тему по грамматике и орфографии;
  • для грамматического разбора;

Разбери указанные слова по составу.

Выпиши слова, состоящие из одного корня, из корня и окончания и т.п.

Третья группа упражнений имеет своей целью использование для предупреждения ошибок в самостоятельной работе учащихся:

  • перед письменной работой учащиеся по заданию учителя справляются о написании ряда слов;
  • учащиеся сами находят в написанном или продиктованном тексте слова, о правописании которых они будут справляться по словарю.

При выполнении письменных самостоятельных работ полезно предлагать учащимся следующие задания:

  • справляйся по словарю о словах, в написании которых сомневаешься;
  • проверь записанные слова по словарю, или проверь всю работу, используя словарь.

На начальном этапе использование указанных видов работ со словарём можно предлагать учащимся рядом с записанным словом указывать страницу словаря, на которой помещено данное слово. Это необходимо для того, чтобы можно было проверить работу ученика и убедиться, как часто, и в каких именно случаях он прибегал к помощи словаря.

Чтобы проверить, как усвоено правописание слов, непроверяемых ударением, проводятся словарные диктанты (8-10 слов).

Огромно образовательное и воспитательное значение русского языка как учебного предмета. Научить школьников правильно пользоваться русским языком, обеспечить подготовку вполне грамотных людей – важнейшая задача школы.

Одной из основных трудностей прочного усвоения учащимися основ орфографии является наличие в русском языке сравнительно большого количества слов, правописание которых не определяется ни правилами, ни произношением. Усвоить правописание этих слов ("трудных," словарных) учащиеся могут только путём заучивания и систематической тренировке в их написании.

Подходить к их изучению нужно дифференцированно: в первую очередь учащихся целесообразно знакомить со словами, часто употребляемыми в речи. А учительский опыт показывает, что попутное включение слов с непроверяемой орфограммой в различные виды упражнений в течение всего учебного года даёт хорошие результаты. Учащиеся усваивают слова, а сам процесс усвоения исключает томительное однообразие.