Урок литературного чтения в 3-м классе "Ханс Кристиан Андерсен. Сказка «Гадкий утенок»"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  1. Познакомить детей с творчеством Х.К. Андерсена и сказкой “Гадкий утенок”
  2. Формирование интереса у учащихся к произведениям Г.Х. Андерсена
  3. Развитие памяти, мышления, формирование навыков по развитию речи
  4. Пополнение словарного запаса учащихся
  5. Отрабатывать дикцию и выразительность
  6. Воспитывать любовь к родной природе
  7. Расширить читательский кругозор
  8. Перенести взаимопомощь, милосердие, сострадание к чужой боли в жизнь детского коллектива

Оборудование:

  • Учебник литературного чтения
  • Выставка книг Г.Х. Андерсена

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

2. Работа по новой теме

а) знакомство с творчеством Г.Х. Андерсена

- сегодня мы познакомимся с творчеством Г.Х. Андерсена (вывешивается на доску портрет).

Ганс Христиан Андерсен родился 2 сентября 1805 года в небольшом датском городке Оденсе на острове Фюн в семье башмачника. Отец его был сапожником, а мама целые дни, стоя по колено в холодной речной воде, стирала бельё для богатых людей. Люди они были добрые и работящие, но никак не могли выбраться из нужды. Он отличался от других детей своей фантазией, именно это качество и было той волшебной палочкой, по взмаху которой стены бедной каморки раздвигались, и ящик с землёй под окном превращался в цветущий сад. Самым его сильным увлечением был театр. Он был рад театральной афише, которую он получал в награду за помощь. Дома он раскрывал эту афишу и начинался спектакль, созданный его воображением. Ещё у него был свой кукольный театр, который смастерил ему отец. И вот настал тот день, когда родной город встречал его праздничными фейерверками.

Больше всего на свете Г.Х.Андерсен ценил чистое сердце, настоящий ум и доброту.

Герои сказок Г.Х.Андерсена – люди, животные, игрушки и самые неприметные вещи. В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость – как в настоящей жизни. Он был великим сказочником и понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. Г.Х.Андерсен стал добрым советчиком для всех детей.

- Давайте посмотрим на картинки и вспомним, какие сказки написал Г.Х.Андерсен (на доску вывешивается по очереди каждая картинка со сказкой Андерсена: “Огниво”, “Снежная королева”, “Новый наряд короля”, “Свинопас”, “Дюймовочка”, Принцесса на горошине”, “Стойкий оловянный солдатик”.

- Ребята, обратите внимание на выставку книг. Все эти сказки принадлежат перу Г.Х.Андерсена. Одна и та же сказка представлена в различном художественном оформлении.

3. Сообщение цели урока

- Ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Г.Х.Андерсена “Гадкий утёнок” и узнаем трогательную историю его героя.

- О чём вам говорит заголовок?

- Сейчас в исполнении мастера художественного слова мы с вами послушаем часть этой сказки (учащиеся слушают грамзапись).

4. Первичное восприятие текста сказки

- Какое чувство пробудила у вас эта история? Что вас особенно тронуло, когда вы слушали эту сказку? Почему так называется сказка?

- Выразите своё отношение к сказке.

-Мне очень жаль бедного утёнка, так как он не виноват в том, что родился таким некрасивым. У него доброе сердце и это поможет ему в жизни.

5. Вторичное осмысленное чтение

- Ребята, сейчас мы прочитаем ещё раз первую часть этой сказки. Но прежде “волшебное солнышко” поможет нам разобрать нам непонятные (трудные) слова, которые встретятся нам при чтении.

6. Словарная работа

  • Рожь – хлебный злак, молотые зёрна которого обычно служат для выпечки ржаного хлеба.
  • Стог – куча плотно уложенного сена под открытым небом.
  • Лопух – растение (репейник), у него широкий, овальной формы лист.
  • Выкарабкались – после больших усилий вылезть из скорлупы.
  • Озираться – оглядываться назад.
  • Гадкий – некрасивый, вызывающий отвращение.
  • Канава – длинный, неширокий ров.
  • Бултыхнуться – падать в воду.
  • Ров – длинное углубление, вырытое в земле.

7. Физкультминутка (под музыку)

- Сейчас мы будем читать первую часть сказки, но сначала выполним упражнение для развития дикции и выразительности чтения.

Учитель:

Кто хочет разговаривать,/
Тот должен выговаривать,/
Всё правильно и внятно,/
Чтоб было всем понятно.//

Дети:

Мы будем разговаривать,
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

- О чем мы с вами прочитали?

- Где сидела утка?

- Прочитайте, как появились на свет утята.

- Какое первое слово они произнесли?

Что ответила им утка?

- Что стали делать утята, когда уже выбрались из скорлупы?

- Почему утка-мать не мешала им разглядывать листья лопуха?

- Все ли утята сразу появились на свет?

- Почему утка снова уселась в чаще лопуха?

- Каким оказался, по мнению утки, последний утёнок?

- Что сказала утка, когда увидела последнего утёнка? На кого он был похож?

- Как можно озаглавить первую часть? Но сначала давайте представим себе лопух, в чаще которого сидела утка, и заглянем туда.

Что мы там увидим?

“Рождение утят”

“Ожидание последнего утёнка”

“Некрасивый утёнок” (деление на микрочасти)

- Вот мы прочитали с вами первую часть и увидели, что в ней тоже есть маленькие законченные части.

- Вспомним, о чём первая часть? (Как родились на свет утята).

- А вторая часть? (Ожидание последнего утёнка из большого яйца).

- А третья часть? (Некрасивый утёнок).

- Чтобы прочитать выразительно, нам необходимо решить ряд вопросов: а) Что должны понять слушатели?

б) Какие чувства мы должны у них пробудить?

- Кроме того, слушатели должны понять, как автор относится к своим героям, какое отношение они вызывают у вас, т.е. мы должны вместе определить задачу чтения каждого отрывка.

“Рождение утят”

Итак, скорлупки затрещали, утята выкарабкались, посмотрели кругом.

- Мы рады, что утята появились на свет? (да)

- Когда будем читать, что передадим слушателям? (Мы рады рождению утят).

“Ожидание последнего утёнка”

- Утка-мама увидела ещё одно целое яйцо и все стали ожидать рождения последнего утёнка. Когда будем читать, что передадим слушателям? (Все волнуются и ждут рождения последнего утёнка).

“Некрасивый утёнок”

- О чём сообщается в этом отрывке? (Появление последнего утёнка на свет).

- Что сказала утка, когда увидела последнего родившегося утёнка?

- Должна ли была она так говорить?

- На кого он был похож, по мнению утки?

- Когда будем читать, что мы должны передать слушателям? (Нам жаль бедного утёнка, который не был похож на всех остальных).

- Если бы вы были художниками, что бы вы нарисовали к первой части?

Подготовка к выразительному чтению.

- А теперь давайте выберем тон (загадочный); темп (неторопливый).

- Подумайте, где нужны паузы (остановки) при чтении, какие слова нужно выделить голосом при чтении.

Самоподготовка. Конкурс чтецов.

8. Работа по второй части

Вторичное осмысленное чтение второй части сказки.

- Куда отправилась утка со своей семьёй? (К ближайшей канаве)

- Как утята учились плавать?

- Как плавал серый утёнок?

Деление на микрочасти.

“Купание утят”.

- О чем мы прочитали? (как утята научились плавать).

- Когда будем читать, что передадим слушателям? (Мы рады за последнего утёнка, что он научился плавать не хуже других).

“Птичий двор”.

- О каких опасностях предупредила утка своих деток? (Чтобы они береглись кошек и смотрели, чтобы на них никто не наступил)

- Что ожидало бедного, некрасивого утенка на птичьем дворе? (Его клевали и толкали, никто не давал ему проходу)

- Что говорили о нем на птичьем дворе?

- Как повел себя индейский петух? (Подлетел, залопотал, гребешок у него налился кровью)

- Как страдал утенок из-за своей внешности? (Он жалел, что родился таким, что никто не хочет с ним из-за этого дружить)

- Когда будем читать, что передадим слушателям? Какова задача нашего чтения? (Нам очень жаль бедного утенка, который не виноват, что родился таким. Своим чтением, мы будем осуждать все тех, кто обижал его, несмотря на его доброе и золотое сердце.)

“Утенок убежал”.

- Почему утенку пришлось бежать с птичьего двора? (Все его гнали, обижали, даже мама, братья и сестры называли его уродом; куры клевали, утки щипали, а девочка, кормившая кур – отталкивала ногой).

- Имели ли все на это право? (Нет, он не виноват, что родился таким, он добрый – а это главное качество).

- Как вы относитесь к девочке, кормившей кур?

- А как бы вы поступили на ее месте?

- Что мы сообщим нашим слушателям? (Нам жаль бедного утенка, мы осуждаем тех, кто его обижал)

Подготовьтесь к выразительному чтению.

Самоподготовка. Конкурс чтецов.

- Чему учит сказка? (Нельзя судить только по внешности, надо судить по поступкам и делам)

- Молодцы, ребята.

9. Подбор пословиц к сказке.

- Давайте подберем пословицы к этой сказке (у каждого ученика листочек с пословицами) и объясним их смысл.

  • Язык острее меча.
  • Некрасив собой, но красив душой.
  • Суди не по внешности, а суди по делам.
  • Всему свое время.
  • Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.
  • Не бросай друга в несчастье.
  • Друзья познаются в беде.

10. Поурочный балл

11. Домашнее задание: чтение и пересказ сказки

12. Итог урока

- Что особенно понравилось на уроке?

- Чтобы вы хотели повторить?