Программа развития музея "История школы". "Школьные годы чудесные…"

Разделы: Внеклассная работа


Одним из приоритетных направлений в организации воспитательной деятельности школы является сохранение лучших школьных традиций для обеспечения преемственности поколений, формирования позитивного отношения к труду учителя.

Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, селе, школе и их лучших людях – бывших и настоящих выпускников школы, тем более действительными покажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, патриотизма, уважения, к традициям своего народа, школы. Воспитание учащихся на традициях уважения к профессии учителя, гордости за успехи школы и детей в различных областях знаний.

В настоящее время школа теряет свой статус и вместе с ней становиться менее престижной профессия учителя. С экранов телевидения обрушивается поток информации, который отрицательно сказывается на профессии учителя. Дорога длиною в одиннадцать классов очень трудна и для родителей, и для ребенка, которому хочется побыстрее пройти этот этап жизни. Но проходит время, и выпускники школы приходят сюда снова, но уже повзрослевшие и понявшие, что как раз этап был стартом для их теперешней жизни. И школьные коридоры кажутся родными, учителя ничуть не постаревшими, и хочется делиться успехами и неудачами, говорить о жизни и не торопиться домой. Потому что школа, оказывается – это частичка твоей души, без которой ты себя уже не представляешь.

Наша школа имеет много хороших традиций. И хотелось бы об этом рассказывать поколениям: как учили раньше и теперь, какие они учителя? А в нашей школе есть о ком рассказывать: многие учителя имеют министерские награды, звания. Более половины педагогического коллектива – учителя – выпускники этой школы. Значит, не иссякнет профессия учителя. Мы можем гордиться и своими учащимися: медалистами, спортсменами, призерами олимпиад, конкурсов, кандидатами наук, поэтами, полковниками и, вообще, выпускниками которые смогли стать настоящими людьми.

Цели и задачи программы

Целевым назначением программы является развитие мотивации детей к познанию традиций русской школы, создание необходимых организационно- педагогических условий для активизации, содержательного обогащения и систематизации деятельности педагогического коллектива, органов детского самоуправления по формированию гражданственности, патриотизма, как значимого личностного качества у детей:

  1. формировать у детей знание основ традиций школы;
  2. прививать трудовые навыки и развивать творческие способности;
  3. воспитывать интерес и уважение детей к профессии учителя, чувство гордости за лучших учеников школы. Создавать условия для самовоспитания личности;
  4. стимулировать формирование у ребят этических норм и культуры внешнего поведения при поисковой деятельности.

Ведущие направления деятельности

  1. Создание организационно-педагогических условий для формирования компетентности и установок на активную жизненную позицию.
  2. Формирование установки на приоритет духовно-нравственных основ жизнедеятельности, как в школе, так и в обществе в целом.
  3. Создание организационно-педагогических условий для актуализации активной социальной позиции школьников.

Данные направления реализуются на различных уровнях:

  • учебном;
  • внеучебном;
  • социально-проектном.

Сроки реализации программы.

1. Подготовительный период (2007-2009 уч. год)

1.1. Разработать Программу развития музея “Школьные годы чудесные” и утвердить на педсовете.
1.2. Разработать и утвердить Устав музея.
1.3. Составить паспорт музея.
1.4. Организовать работу с архивом. Вести сбор информации, фотографий.
1.5. Оформить стенды по темам.
1.6. Обновлять, реставрировать старые альбомы о выпусках.
1.7. Вести переписку с выпускниками школы.
1.8. Оборудовать витрину для экспонатов.

2. Основной период (2008-2009 годы)

Обработка собранной информации, написание отчетов в форме лекций, слайд-фильмов, презентаций, газет, папок-раскладушек, передвижных выставок.
Открытие музея. (06.11.2008)

3. Рефлексивный период (с 2008 года).

3.1. Экскурсии по музею.
3.2. Классные часы по темам:

- “История развития школы”,
- “Они работали директорами и завучами школы”,
- “Знаменитые выпускники школы” и т.д.

3.3. Слайд-фильмы по темам:

- “Воспоминания о школе”,
- “История развития Малой Тимирязевки”,
- “Спортивные достижения школы” и др.

Ожидаемые результаты.

  1. Получение целостной картины по истории развития школы и ее традиций.
  2. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания.
  3. Выявление и сбор информации о школе: учителях, выпускниках.
  4. Сохранение собранной информации.
  5. Рациональное использование и пропаганда материалов о школе.
  6. Воспитание у учащихся чувства гордости за свою школу, желание внести свою лепту в историю школы, оставить после себя след.
  7. Организация экскурсионно-массовой работы: экскурсии, уроки, индивидуальные посещения, тематические вечера, встречи, передвижные выставки.
  8. Влияние на выбор профессии учащимися.
  9. Приобщение учащихся к исследовательской работе.
  10. Изменение социальной и гражданской позиции учащихся, учителей и родителей.

Участие классных коллективов в программе.

Каждый классный коллектив конкретизирует данную программу. Исходя из особенностей жизни класса, интересов и возможностей школьников и их родителей, в каждом классе разрабатывается своя собственная система дел по ее реализации.

Возможные риски.

  1. Недостаточное финансирование.
  2. Утеря архивных документов.
  3. Отсутствие фотографий.
  4. Отсутствие в кабинете компьютера, мультимедийного проектора, цифрового фотоаппарата.

Перспективный план работы музея “История школы” МОУ “Чарышская средняя общеобразовательная школа”  на 2007-2010 годы.

№ п/п Тема Содержание Сроки
  История развития школы с. Чарышское
  • Оформить альбомы об истории развития школы, о директорах и завучах Чарышской средней школы;
  • Оформить стенды об истории развития школы, о директорах и завучах Чарышской средней школы.
2007 г.
  Медалисты школы
  • Оформить альбом “Медалисты школы”;
  • Оформить стенд “Медалисты школы”;
2008 г.
  Знаменитые выпускники школы
  • Оформить альбом о знаменитых выпускниках школы;
  • Оформить стенд о знаменитых выпускниках школы
2008 г.
  Учителя – выпускники школы
  • Оформить стенд “Учителя – выпускники школы.
2008 г.
  Награжденные учителя
  • Продолжить оформление альбомов о награжденных учителях;
  • Оформить стенд о награжденных учителях.
2008 г.
  Награды школы
  • Оформить альбом “Награды школы”;
  • Оформить стенд “Награды школы”
2008 г.
  Знаменитые люди села – выпускники школы
  • Оформить папки-раскладушки о знаменитых людях села – выпускниках школы.
2009 г.
  Спортивные достижения школы
  • Оформить альбом “Спортивные достижения школы”
2009 г.
  Победители российских, краевых конкурсов, олимпиад
  • Оформить стенд “Победители российских, краевых конкурсов, олимпиад.
2008 г.
  Победители районных конкурсов, олимпиад
  • Оформить альбом “Победители районных конкурсов, олимпиад”
2008 г.
  Творчество, увлечения учащихся и учителей
  • Оформить альбом “Творчество, увлечения учащихся и учителей”;
  • Оформить стенд “Творчество, увлечения учащихся и учителей”.
2009 г.

2008 г.

  Летопись класса
  • Каждому классу оформить альбомы о своей жизни.
2007-2010 гг.
  Учебные кабинеты
  • Оформить альбом
2008 г.
  Воспоминания о школе
  • Письма, фотоальбомы;
  • Слайд-фильмы, презентации;
  • Видеофильмы.
2007-2010 гг.
  Вести с открытых уроков, мероприятий
  • Фотоальбомы, презентации;
  • Видеофильмы.
2007-2010 гг.
  Лекционная, экскурсионная работа   2008-2010 гг.
  Оборудование музейной комнаты
  • Изготовление стендов;
  • Приобретение шкафов;
  • Оборудование витрины для экспонатов;
  • Приобретение компьютера.
2007-2008 гг.

2007 г.

2007 г.

2008 г.

План работы на 2007-2008 учебный год.

№ п/п Содержание Сроки Ответственный
  Избрать совет музея и рабочие группы: поисковая, переписки, фондовая, экскурсионная, лекторская, художественно-оформительская. Сентябрь 2007 г.  
  Составить и утвердить программу развития музея “История школы” “Школьные годы чудесные …” 02.11.2007  
  Разработать и утвердить Устав музея “История школы” 02.11.2007  
  Выпуск стенгазеты к Дню Учителя 04.10.2007  
  Провести творческую гостиную, посвященную Дню Учителя. 05.10.2007  
  Поздравление учителей (и пенсионеров) с праздником (открытки, телеграммы) 05.10.2007  
  Выпуск стенгазеты к 120-летию рождения школы 23.10.2007  
  Подготовка к торжественному вечеру, посвященному 120-летию школы. До 26.10.2007  
  Работа с архивными документами Сентябрь-ноябрь 2007 г.  
  Поиск фотографий, грамот, дипломов, наград В течение уч. года  
  Изготовление стендов (1, 2, 3, 4, 5) До мая 2008 г.  
  Обновление, реставрация альбомов В течение уч. года  
  Создать фондовую инвентарную книгу Ноябрь 2007 г.  
  Оборудовать витрину До января 2008 г.  
  Сбор школьных реликвий: чернильниц, ручек, значков, тетрадей, дневников и т.д. В течение уч. года  
  Переписка с знаменитыми выпускниками школы В течение уч. года  
  Запись воспоминаний выпускников школы: Казаковой Ф.Р., Иунихиной М.Д., Благинина Н.П., Юговой А.Е. и др. В течение уч. года  
  Продолжить оформление альбомов про учителей, награжденных министерскими наградами До мая 2008 г.  
  Продолжить оформление альбома про учителей-пенсионеров До мая 2008 г.  
  Продолжить оформление альбомов о выпусках До мая 2008 г.  
  Создать страницу по истории школы на сайте школы и периодически пополнять ее Декабрь 2008 г.  
  Поддерживать связь с выпускниками школы с использованием сайта “Одноклассники.ru” В течение уч. года  

Финансовый план реализации программы

№ п/п Мероприятия Срок реализации Объем финансирования
  Приобрести:
  • деревоплиту для изготовления стендов;
  • бруски;
  • гвозди;
  • краска, колер для грунтовки стендов;
  • кисти малярные и художественные;
Август 2007 г. 600 р.
300 р.
100 р.
210 р.
30 р.
  Приобрести:
  • фотобумагу для струйного принтера;
  • картриджи для цветной печати на принтере;
  • картриджи для черно-белой печати на принтере;
  • бумага для принтера 80 г/м2 формата А4;
  • самоклеющиеся обои;
  • скотч;
  • мультифоры;
  • папки для оформления отчетов, летописей;
  • альбомы;
  • фотоальбомы;
В течение уч. года 1000 р.
1200 р.
1000 р.
750 р.
500 р.
36 р.
100 р.
500 р.
500 р.
500 р.
  Приобрести:
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • стол компьютерный;
  • цифровой фотоаппарат;
  • экран;
  • диски для записи;
  • МФУ (принтер, сканер, копир)
  • шкаф
2007-2010 гг. 19000 р.
20000 р.
2500 р.
7000 р.
1000 р.
15р.х n шт.
3300-8000 р.
3200 р.