Урок математики в 4-м классе "Обобщение знаний за год"

Разделы: Начальная школа


Методические рекомендации:

ЦЕЛИ:

  • Закрепить знания устной и письменной нумерации, о вычислительных навыках в пределах миллиона.
  • Закрепить умения вычислять площадь и стороны по известной стороне и площади.
  • Закрепить знания об основных исторических эпохах, великих исторических событиях.
  • Развивать зрительную память, логическое мышление, пространственную ориентацию.
  • Воспитывать интерес к математике и истории.

ОСОБЕННОСТИ УРОКА:

  • Урок-путешествие
  • использование НИТ
  • большая предварительная подготовка
  • система опережающего задания,
  • подготовка детей для работы с историческим материалом.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • наглядные пособия:
  • рисунок машины времени,
  • рисунок заколдованной цифры,
  • рисунки разных исторических эпох,
  • камни-ответы,
  • компьютеры, экран и проектор,
  • доска, мел,
  • ЭУ “Приключения на ПЛАНЕТЕ ЧИСЕЛ 2”, Компания “Бука”, 2000 год.
  • раздаточный материал для рефлексии.

Ход урока

СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ – презентацию к уроку

1. ОРГМОМЕНТ:

-Сегодня мы с вами закрепим все, что изучили раннее в этом году. В этом нам поможет машина <Рисунок 1>, которая перенесет нас в прошлое. Мы побываем в разных исторических эпохах и в необычных местах, не забывая о цели нашего урока. (СЛАЙД 1)

2. УСТНЫЙ СЧЕТ:

img2.JPG (33488 bytes)

А) (индивидуальная работа)

- Машина времени бездействовала много лет и для начала путешествия необходимо набрать код, (СЛАЙД 2) который соответствует наибольшему шестизначному числу, составленному из заколдованной цифры <Рисунок 2> … (0, 1, 2, 4, 6, 9) (ответ: 964 210)

- Какие еще шестизначные числа можно составить из этих цифр?

- А можно ли составить шестизначное число, которое начинается с наименьшей цифры?

(звонок машины)

Б) (коллективная деятельность)

- Итак, начинаем свое путешествие. (СЛАЙД 3) Мы летим, 6 секунд с космической скоростью 500 км\сек.

- Как далеко мы улетим от нашего времени?

- Как найти скорость и время?

- Мы увеличим скорость и пролетим еще 3000 км уже за 3 секунды.

- С какой скоростью мы станем лететь?

В) (коллективная деятельность)

- А сейчас мы остановимся в необычном месте <Таблица 1>. Здесь мы встретимся с представителями разных исторических эпох. Необходимо выстроить их по порядку времени в истории. Если вы сделаете это правильно, то ответы в примерах будут возрастать (СЛАЙД 4).

Задание:

Расставить рисунки с самого древнего.

Решаем примеры снизу вверх, переворачивая рисунки, и проверяя правильность ответа и последовательность рисунка в истории.

3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО:

(Запись числа, классной работы)

А) (коллективная деятельность)

Игра <Таблица 1> на развитие зрительной памяти (СЛАЙД 5):

- Кто изображен на нижнем рисунке?

- Кто победил в войне, на втором рисунке сверху?

- Сколько богатырей на рисунке?

- Какого цвета платье на даме из XVIII века?

- Как греются люди на нижнем рисунке? и т.д..

(Проверка и итог этой работы)

Б) (индивидуальная работа в тетрадях)

- Продолжаем наш полет по следующему курсу (звонок машины) (СЛАЙД 6)

- Находим точку в тетради и 5кл. вправо, 6кл. вниз, 4кл. влево, 5кл.вверх, 5кл.вправо, 6кл.вниз, 4кл.влево и т.д.

- Что получилось? <Рисунок 3>

img3.JPG (35037 bytes)

- Как и наше общество, оно в развитии тоже напоминает спираль, то резко продвигается вперед, то топчется на месте, то возвращается назад.

В) (коллективная деятельность)

- И вот мы с вами на Земле 570 млн. лет тому назад (СЛАЙД 7). Тут грохочут могучие вулканы, из недр вырываются огненные потоки лавы и текут по бесконечной каменной пустыне <Рисунок 4, 5>. Чтобы не погибнуть здесь нужно по камешкам перебежать в безопасное место. И камни эти нужно правильно разложить, решив примеры с многозначными числами (по 1 человеку решают у доски, находят правильный ответ на столе, прикрепляют камень с буквой; запись примеров под диктовку.) (СЛАЙД 8)

43 240+19 063

196 018-29 136

31 440:4

23 076:9

4 040*3

92 000*5

(На доске получается запись решений примеров <Рисунок 6> и ответов, а под ними камешки с буквой) (СЛАЙД 9)

62 303 168 888 7 860 2 564 12 120 460 000

П Р О Ш Л И

Г) (индивидуальная работа)

- Все вы, наверняка, слышали о таинственных <Рисунок 7> пирамидах. (СЛАЙД 10, 11, 12)Чтобы вспомнить, где они находятся, и куда мы сейчас отправимся, нужно решить цепочку примеров.

 

img7.JPG (27947 bytes)

Д) (2 за доской – решение с пояснениями каждое действие, остальные – в тетрадях)

- В одной из этих пирамид была найдена таинственная записка

(в виде старинного папируса) (СЛАЙД 13):

НА ОДНОЙ ИЗ СТЕН ГРОБНИЦЫ ХЕОПСА В ГИЗЕ БЫЛА ОБНАРУЖЕНА ФРЕСКА С ЕГИПЕТСКИМИ ИЕРОГЛИФАМИ. В ШИРИНУ ФРЕСКИ СВЕРХУ И СНИЗУ РАСПОЛАГАЛОСЬ ПО 172 ИЕРОГЛИФА, А В ШИРИНУ: СПРАВА И СЛЕВА, ПО 112. КРОМЕ ТОГО, ВНИЗУ БЫЛА НАДПИСЬ ИЗ 98 ИЕРОГЛИФОВ. СКОЛЬКО ВСЕГО ЗНАКОВ-ИЕРОГЛИФОВ БЫЛО НА ЭТОЙ СТЕНЕ?

Е) (индивидуальная работа с взаимопроверкой)

- На стенах пирамиды также была обнаружена и (СЛАЙД 14) другая надпись, вот она

(после расшифровки, получается пример, его записываем его на доске)

8*20 300-36 026:7+18*9=157 287

1) 8*20 300=162 400

2) 36 026:7=5 275

3) 18*9=162

4) 162 400-5 275=157 125

5) 157 125+162=157 287

Ж) Разминка: (СЛАЙД 15)

- Сколько букв, в слове “школа” (“история”)?

- Сколько слогов в слове “математика”?

- Сколько сторон у шестиугольника?

- Сколько всего десятков в числе 2 100?

- Как называется результат при делении?

- Сколько минут в трех часах?

- Что это за фигура: 4 прямых угла, 4 стороны, противоположные стороны равны?

- Что за фигура: 4 стороны, 4 угла, все стороны равны?

З) (парная работа за ПК с использованием ЭУ)

- А сейчас отправимся в будущее и попутешествуем с героями игры “Приключения на ПЛАНЕТЕ ЧИСЕЛ 2”. (СЛАЙД 16)

- На экране мониторов выберите героя, за которого будете играть. Кому вы будете помогать спасать пропавшие числа. Напечатайте его имя. Определим ваш возраст 8 - 10 лет. И нажмем клавишу “Играть”. <Рисунок 8>

- Послушайте небольшой рассказ нашего героя и выберите “домик ИГРУШЕК”, левой кнопкой мыши. <Рисунок 9>

- Сейчас мальчик расскажет вам условия игры. Слушайте внимательно! <Рисунок 10>

- Выполните задания, нажимая выбранную фигуру или тело левой кнопкой мыши. <Рисунок 11>

- А теперь наш герой за хорошую работу хочет вас наградить, и предлагает вам свои разукрашки! <Рисунок 12>

- Выберем Медвежонка – путешественника! Разукрасим его! <Рисунок 13>

- Чтобы выйти из программы, нажмем галочку! <Рисунок 14>

- А теперь посмотрим, каких результатов вы добились! <Рисунок 15>

И) (групповая работа: Ж, Ф – I вариант, З, Г – II вариант)

-Ну, а теперь отправляемся в наше время. Внизу показались наши (СЛАЙД 17) домики. Какую они имеют форму, когда мы смотрим на них сверху?

-Давайте составим и решим задачи <Рисунок 16>

- Вот мы и дома!

4. ДАЧА ДОМАШЕНГО ЗАДАНИЯ:

- Ты уже знаешь, что котята – пушистые, сироп – липкий, лед – скользкий, наждачка – шершавая. Эти и другие ощущения возникают при прикосновении к ним, или другими словами, благодаря нашему осязанию. Сегодня дома Вы изобретете свои ощущения, которых Вы еще не испытывали!

- Представьте, что Вы на экскурсии в музее (СЛАЙД 18), где вместо таблички “РУКАМИ НЕ ТОРГАТЬ!” висит табличка “ДОТРОНЬСЯ И ПОЧУВСТВУЕШЬ!”

- В этом музее будут такие экспонаты <Рисунок 17, 18, 19>, как каравелла Христофора Колумба “Санта – Мария”, саркофаг фараона, греческие амфоры…

5. РЕФЛЕКСИЯ:

- А сейчас я хочу, чтобы вы показали, каким цветом вы окрасили бы сегодняшний урок? (СЛАЙД 19) (у каждого ребенка набор <Рисунок 20>разноцветных сердечек, он выбирает одно, после чего учитель объясняет значение каждого цвета:

Красный – радостно,

Желтый – приятно,

Зеленый – спокойно,

Синий – грустно,

Фиолетовый – тревожно,

Оранжевый – удовлетворительно,

Черный – неудовлетворительно.)

- Я рада, что вам понравился сегодняшний урок, ведь красный цвет- цвет радости, любви и полноты жизни.

6. ОБОБЩЕНИЕ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА:

-Вот и подходит к концу наше путешествие. Необходимо сделать последнюю запись в нашем бортовом журнале. Постройте точки <Рисунок 21> на координатной плоскости (СЛАЙД 20) и последовательно соедините их: (2;1) (4;1) (5;2) (5;3) (4;4) (2;4) (2;6).

- Что у вас получилось?

- Молодцы?

- Чем было полезно наше путешествие?

- Что понравилось, запомнилось?

СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 – презентация к уроку