Рост педагогического профессионализма как условие развития школьной системы образования

Разделы: Администрирование школы


Для августовских педсоветов 2007 г предложена тема “Петербургская школа: время успешных учителей”. Главный продукт школы – это качество образования, а оно находится в руках, голове и сердце учителя.

Реформы образования в нашей стране идут полным ходом. Министр образования и науки РФ А. А. Фурсенко на городском педагогическом совете в Санкт-Петербурге подчеркнул, что в огромной степени реформы уже прошли: изменилась система оплаты труда, школьное финансирование, заменены учебные программы, создаются учебники нового поколения, готовы к принятию измененные стандарты образования, меняются требования к качеству образования. Все эти мероприятия призваны не только способствовать вхождению России в европейское, мировое пространство, но в первую очередь направлены на достижение главной цели обучения: использование получаемых знаний в повседневной жизни. Проблема достаточно серьезна, её решение зависит от многих обстоятельств и, прежде всего от профессионализма педагога. Министерство образования и науки РФ в апреле 2007 г. вынесло на общественное обсуждение проект профессионального стандарта педагогической деятельности. В стране готовится закон о квалификационных требованиях к педагогу. Это первая попытка создания профессионального стандарта в области образования. Обсуждению проекта мы посвятим следующий педсовет. Целью моего выступления сегодня является анализ компетентности педагогического коллектива по итогам прошлого учебного года.

Легче всего давать оценку профессионализму учителя, руководствуясь количественными показателями: образование, стаж работы, квалификационная категория, результативность обучения через качество знаний учеников, оценки на внешних экзаменах, результативность участия учеников в олимпиадах и конкурсах, выполнение образовательных программ.

Возрастная основа коллектива старше 40 лет. С одной стороны молодые педагоги не имеют опыта работы, не накоплен дидактический материал, все пробы и ошибки еще впереди, но таких в коллективе у нас не много. С возрастом учителя урок становится эффективнее, педагог апробирует разные технологии, но ухудшается здоровье, исчезает азарт новизны. Огромные психо-эмоциональные нагрузки приводят к профессиональному выгоранию. Педагог со стажем тратит больше моральных сил на преодоление возрастной пропасти, которая отделяет его от ученика. Чтобы быть услышанным современным ребенком он зачастую прибегает к смене интонации, тембра и силы голоса, но это не решает проблемы. Важно стать интересным ученику, а для этого необходимо строить с ним партнерские отношения, вести диалог.

Все работающие в школе с детьми – профессионалы, если не по диплому, то по итогам прохождения курсов переквалификации. Рост профессионализма проходит не только через самопознание, самосовершенствование, но и в рамках участия в образовательной системе НМЦ, АППО. (Подводятся итоги посещения педагогами курсов повышения квалификации). На городском педсовете губернатор В.Матвиенко призывала учиться всех учителей, не взирая на стаж и на возраст. Обучение на курсах 1 раз в 5 лет – обязательное условие для прохождения аттестации, которая устанавливает квалификационную категорию педагога. Аттестация – это этап осмысления педагогического опыта и демонстрация роста квалификации. Грамотно сформулировать и кратко записать основание для аттестации – это тоже один из критериев профессионализма педагога. (Приводятся итоги аттестации за прошлый учебный год).

Профессионализм ярко проявляется при работе с УМК. Подготовка к лицензированию показала умение педагогов не только подбирать оптимальный УМК, но и создавать программы, отвечающие современным требованиям.

Характеристика результативности педагогической деятельности выражается в качестве знаний по предмету. Школа стабильно показывает качество знаний на уровне 41%. (качество знаний в среднем по району -37%). Выйти на этот процент позволила государственная аттестация, где некоторые дети смогли улучшить свой годовой итог по предмету.

Итоги государственной аттестации, также являются критерием профессионализма педагога, тем большее внимание уделяется этому критерию с расширением перечня предметов для сдачи экзаменов в формате ЕГЭ (Приводятся итоги государственной аттестации в выпускных классах в таблице и диаграммах, анализируются результаты выпускных экзаменов):

Профессионализм учителей позволил всем выпускникам пройти итоговую аттестацию успешно и получить документы об образовании соответствующего образца, в том числе в 9-х классах 2 аттестата особого образца (с отличием). Пять медалистов отметили выпуск 2007 года, подтвердив свои 5 результатами ЕГЭ по русскому языку и английскому языку.

Педагогическая компетентность включает не только умение педагога передать знания по предмету, но и его креативность. (Проведен анализ предметных недель, анализ результативности участия педагогов и их учеников во внеклассной деятельности - олимпиадах, конкурсах)

Работа каждого педагога дает общие результаты. Эффективность работы ГОУ Школы № 268 выражена в сравнительных диаграммах (для построения использовались показатели: качество знаний в целом и по предметам, качество знаний по результатам ЕГЭ, трудоустройство, динамика медалистов, второгодников, скрытый отсев)

Но количественные характеристики педагогического профессионализма не полностью отражают ситуацию. Система образования – открытая система. Нашими заказчиками выступает общество в лице детей и их родителей. Отсюда закономерно, что для качественной оценки компетентности педагогов привлекаются такие внешние показатели как: степень удовлетворенности образовательным процессом всех участников (что демонстрирует движение учащихся), комфортность обучения, признание учителя хорошим, выбор работы и общения с ним. Определяется это через социологические исследования. (Приводятся результаты анкетирования).

Результатом внешней оценки компетентности педагогического коллектива являются благодарственные письма, полученные в адрес школы и педагогов. (Представление благодарственных писем, полученных в прошлом учебном году.)

Признание учеников демонстрирует выбор экзамена на итоговой аттестации (анализ выбора приведен в графике за несколько лет), а также желание заниматься исследованием под руководством конкретного учителя (анализ организации исследовательской деятельности учащихся)

Ежегодно педагоги коллектива принимают участие в конкурсах педагогического мастерства, которые помогают систематизировать накопленный материал, создают условия для внутренней оценки, проведение самоанализа. Умение адекватно оценить себя и свою работу – один из показателей профессионализма (анализ участия в профессиональных конкурсных программах). У нас есть много хороших учителей в коллективе, но не все готовы к самопрезентации, а это необходимо в условиях нового времени. Профессионал не стоит на месте, учитель всегда находится в динамике.

Некоторые показатели динамики развития педагога

  • Владение различными педагогическими технологиями
  • Участие в инновационной, опытно-экспериментальной деятельности в ОУ;
  • Уровень педагогической активности;
  • Повышение квалификации педагогическими работниками образовательного учреждения.

На календаре ХХI век, а это значит, мы живем в новое время, которое диктует появление новой школы, где ядром является по-новому работающий учитель, с уважением относящийся к ученику, воспитывающий личным примером толерантность и креатив.

Учитель сегодня – это яркая, успешная личность, способная заинтересовать учеников. Начиная новый учебный год, хочу пожелать крепкого здоровья и плодотворной работы.

Помните слова неотразимой Коко Шанель “Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать”.

Прилагается презентация – приложение 1