Примеры уроков географии России с применением школьной геоинформационной системы

Разделы: География


Примеры уроков по курсу географии России 8-9 класса разработаны для применения учителями, использующими в повседневной урочной практике богатые возможности школьной геоинформационной системы. Краткие конспекты отражают идеи автора в области объяснения нового материала и проведения практических работ с использованием ИКТ.

Пример 1. 8 класс. Тема: “Пространства России”

Урок: Россия на карте часовых поясов.

Цели урока: Объяснить разницу во времени на территории России, причины и следствия. Показать необходимость введения часовых поясов, декретного и летнего времени. Совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся с цифровыми картами.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания. Учитель задает учащимся вопросы по теме “Границы России”:

Какие границы наиболее благоприятны для межгосударственных отношений?

Приведите примеры того, как значение границ изменяется на разных исторических этапах.

Какие проблемы испытывает Россия как страна с наибольшей протяженностью границ?

3. Изучение нового материала. Учитель выявляет опорные знания о протяженности территории России с запада на восток. Рассказывает о местном времени и правилах его расчета. Далее учащиеся с помощью цифровых карт ГИС Живая География решают задачи на определение местного времени:

А) рассчитайте местное время в Екатеринбурге, если в Нижнем Новгороде 13 часов.

Б) рассчитайте местное время в Новосибирске, если в Хабаровске 16 часов.

В) рассчитайте местное время в Липецке, если в Ростове-на-Дону 3 часа ночи.

Необходимо загрузить базовую карту России, найти указанные в задании населенные пункты (возможно воспользоваться Поиском), определить в семантике городов географическую долготу, рассчитать разницу долготы, умножить на 4, получив разницу в часах и минутах. После этого необходимо отнять или прибавить разницу к текущему времени исходного населенного пункта. Можно усложнить задачу, предложив учащимся населенные пункты, лежащие на одной параллели. Тогда рекомендуется несколько изменить задание: с помощью инструмента “Построение ортодромии” рассчитать расстояние между населенными пунктами в километрах, разделить полученное число на длину дуги соответствующей параллели в градусах и получить разницу в градусах. При этом варианте работы немного увеличивается сложность, но расширяется набор тренируемых умений и навыков.

Учитель задает вопрос учащимся – удобно ли пользоваться местным временем?

Начинается объяснение поясного времени и часовых поясов на территории России, декретного и летнего времени. В конце урока учитель раскрывает понятие “линия перемены дат” и дает несколько задач на определение поясного времени и суток в качестве закрепления изученного материала.

4. Домашнее задание: Параграф учебника, проблемный вопрос: Где и почему российским спортсменам лучше готовиться к будущей олимпиаде в Пекине (Китай)?

Пример 2. 8 класс. Тема: “Рельеф и недра России”

Урок: Геологическое строение территории России.

Цели урока: Познакомить с главными чертами рельефа России, закономерностями размещения гор и равнин. Познакомить с новыми терминами и понятиями. Формировать представление о рельефе, как постоянно меняющимся компоненте под влиянием внешних и внутренних сил. Продолжить работу с цифровыми картами.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Выявление опорных знаний. Учитель задает учащимся вопросы: Что такое рельеф? Какие бывают крупнейшие формы рельефа? Как различаются горы и равнины по высоте? Назовите крупнейшие формы рельефа на территории России. Что изучает наука геология и на какие отрасли она делится? Как определяется возраст горных пород?

3. Изучение нового материала: Учитель загружает в ГИС Живая География карту “Тектоника и минеральные ресурсы”, убирает все слои, кроме морей и океанов, математической основы, системного и плит платформ. Учитель объясняет геологическое строение России с точки зрения теории движения литосферных плит. Россия расположена на нескольких литосферных плитах, при взаимодействии которых образуются крупнейшие формы рельефа. Учитель называет платформы и плиты, показывает их на карте, учащиеся записывают или обозначают их на контурной карте. После этого учитель накладывает на тектоническую карту растр “Рельеф России” и называет крупнейшие формы рельефа (равнины и горы), соответствующие тектоническим структурам. Учащиеся записывают и обозначают их на контурных картах. Целесообразно наложить на карту и космический снимок России, на котором хорошо видны особенности рельефа страны. На границах плит происходят землетрясения и развит вулканизм. Учитель добавляет слои “Землетрясения” и “Вулканизм”, ученики обозначают зоны сейсмической активности на территории России, крупнейшие вулканы и разрушительные землетрясения. Учитель просит учащихся сделать вывод о взаимосвязи геологического строения, рельефа и сейсмической активности.

4. Самостоятельная работа учащихся. Загрузив соответствующие карты в компьютеры, учащиеся должны подтвердить свой вывод о взаимосвязи геологического строения, рельефа и сейсмической активности на примере своей местности. Для этого необходимо отмасштабировать территорию проживания. Результат работы оформляется в виде краткой схемы: тектоническая структура – форма рельефа – сейсмическая активность – влияние на хозяйственные особенности и условия жизни человека.

5. Домашнее задание. Повторить конспект урока, прочитать параграф учебника.

Пример 3. 8 класс. Тема: “Внутренние воды России”

Урок: Характеристика реки.

Цели урока: Изучить особенности рек России. Создать условия для овладения учащимися методами практической характеристики гидрографического объекта на территории России. Актуализировать знания о реках России как объекте гидросферы и национальном богатстве страны. Познакомить с конкретной рекой России в процессе ее характеристики.

Тип урока: урок-практикум.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания. Учитель опрашивает учащихся по материалу предыдущего урока “Разнообразие внутренних вод. Реки России”.

А) Понятийный диктант: речная система, исток, устье, бассейн, падение и уклон реки, расход воды, годовой сток, режим реки, твердый сток, паводок, половодье.

Б) Проверка геономенклатуры по рекам: показать реки бассейна СЛО, Тихого и Атлантического океана.

3. Задания учащимся для выполнения практической работы:

А) С помощью цифровых карт ГИС Живая География дайте полную характеристику реки по плану:

  1. Название реки;
  2. В какой части страны находится;
  3. К бассейну какого океана принадлежит;
  4. Местоположение и географические координаты истока;
  5. Общее направление течения;
  6. Длина реки;
  7. Крупнейшие левые и правые притоки;
  8. Характер течения реки;
  9. Куда впадает река;
  10. Вид устья и его географические координаты;
  11. Использование реки человеком.

Дополнительные вопросы:

  1. Объясните зависимость характера течения от рельефа.
  2. Определите источники питания реки.
  3. Каков режим реки и как он зависит от климата?

Б) Опишите выбранную вами реку, дополните рассказ своим личным отношением к ней. Вспомните отрывки поэтического или художественного текста, которые могли бы украсить ваш рассказ.

4. Выполнение практической работы. Учащиеся открывают карты ГИС Живая География и выбирают реку. Рекомендуются крупные реки, такие как Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур и т.д. Для поиска информации по пунктам плана требуется поработать со следующими картами:

Пункт 1 – самостоятельно

Пункт 2 – Базовая карта России

Пункт 3 – Карта “Бассейны океанов”

Пункт 4 - Базовая карта России, семантика

Пункт 5 - Базовая карта России

Пункт 6 - Базовая карта России, семантика или вычисления длины объекта средствами ГИС Живая География

Пункт 7 - Базовая карта России

Пункт 8 – наложение на Базовую карту России растра “Рельеф России. rsw”

Пункт 9 - Базовая карта России

Пункт 10 - Базовая карта России, семантика

Пункт 11 – карты “Промышленность”, “Транспорт”, “Экологические проблемы и катастрофы”

5. Домашнее задание. Закончить выполнение практической работы (пункт задания Б). По желанию: подготовить презентацию, буклет, рассказ о внутренних водах России (озерах, болотах, ледниках, подземных водах, мерзлоте).

Пример 4. 8 класс. Тема: “Почвы России”

Урок: География почв России.

Цели урока: Cформировать представление о закономерностях распределения почв на территории России, характерных чертах почв России.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Повторение. Проверка домашнего задания. Письменная работа по карточкам. Вопросы:

Дать определение понятию “почва”. Назвать условия почвообразования. Рассказать о трудах В.В. Докучаева. Объяснить отличия почв по механическому составу. Назвать свойства почв. Объяснить значение почвенной структуры. Объяснить разнообразие почв.

3. Изучение нового материала. Учитель загружает в ГИС Живая География карту “Почвы России” и называет основные типы почв в России. Читая карту, учащиеся отвечают на вопросы: Есть ли закономерности в размещении почв?Какие почвы не подчиняются закону зональности?

Учащиеся вспоминают закон широтной зональности и подтверждают наглядно известное выражение “Почва – зеркало ландшафта”.

Далее учащиеся по просьбе учителя загружают в индивидуальные компьютеры карту “Почвы России”, с помощью команды “Список данных электронной карты” накладывают сверху карту “Природные зоны” (удалив все слои, кроме слоя “Природные зоны России”) и начинают заполнять таблицу. Кроме карт, данные в таблицу берутся из семантик почв, которые содержат ссылки на текстовые файлы с подробной информацией о зональных почвах.

Таблица. Типы и свойства зональных почв России.

Природная зона Тип почв Условия формирования Отличительные особенности \ почвенные горизонты Плодородие
1. Арктическая пустыня        
2. Тундра        
3. Тайга        
4. Смешанные леса        
5. Широколиственные леса        
6. Степи        
7. Полупустыни        

4. Закрепление. Учитель задает учащимся вопросы по проделанной самостоятельной работе:

Какие почвы формируются под лесами Восточной Сибири и почему? Какие почвы самые плодородные? В какой зоне происходит накопление солей? Почему в лесной зоне гумуса меньше, чем в степях, хотя биомасса больше? Какая почва наиболее интенсивно используется человеком? От чего зависит размещение азональных типов почв?

5. Домашнее задание. Параграф учебника. Выучить основные типы почв и их свойства.

Пример 5. 8 класс. Тема: “Природно-хозяйственные зоны России”

Урок: Горные районы.

Цели урока: Сформировать представление о горных областях России, их распространении, закономерностях смены природных условий и ПТК в горах. Закрепить знания о высотной поясности.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Повторение. Проверка домашнего задания. Устная характеристика ПТК лесостепей, степей и полупустынь.

3. Изучение нового материала. Учитель выявляет опорные знания учащихся, сформированные в 7 классе – о высотной поясности и ее причинах и влиянии горного рельефа на компоненты природы и хозяйственную деятельность людей. Под руководством учителя ученики записывают в тетради закономерности расположения природных зон:

А) Чем больше относительная высота и ближе к экватору гора – тем богаче набор природных зон на ее склонах.

Б) Природные зоны на склонах горы снизу вверх сменяются так же, как на равнине с юга на север.

В) На северных склонах гор природные зоны смещены ниже по сравнению с южным склоном.

Г) Самая нижняя природная зона соответствует окружающей равнинной зоне.

Учащиеся под руководством учителя вспоминают крупнейшие горные системы на территории России, учитель называет их особенности. Далее учитель с помощью ГИС Живая География строит профиль Большого Кавказа через высочайшую точку России – г. Эльбрус. Для этого необходимо открыть Базовую карту России, отмасштабировать ее, создать матрицу высот через Большой Кавказ и построить профиль. Учитель предлагает учащимся разобрать набор природных зон на склонах Эльбруса, пользуясь рисунками в параграфе учебника и зарисовать их в тетради.

4. Выполнение самостоятельной работы. Учитель предлагает учащимся с помощью ГИС Живая География построить профили горных территорий:

А) Урала (Северного, Среднего и Южного)Б) Алтая В) Верхоянского хребта

Г) хребта Сихоте-Алинь.

Учащиеся строят профили по образцу, предложенному учителем, и определяют структуру высотной поясности.

5. Проверка выполнения и закрепление знаний. Учащиеся выводят на экран полученные профили и представляют результаты своей работы по определению высотной поясности. Учитель задает вопросы:

Как определить пояс, пользуясь картой растительности или природных зон?

В каких горах самый большой набор зон высотной поясности?

Что такое субальпийские и альпийские луга? Где они образуются и почему?

Почему на Алтае нет пояса широколиственных лесов?

Где находятся горы с 2 поясами – горные тундры и горные пустыни?

6. Домашнее задание. Параграф учебника. Ответить на вопросы к параграфу.

Пример 6. 8 класс. Тема: “Население России”

Урок: Религии народов России.

Цели урока: Закрепить знания о многонациональном составе населения России, познакомить с религиозным составом. Воспитать уважительное отношение к культуре, традициям и верованиям всех народов России. Изучить национальный и религиозный состав своей местности.

Тип урока: Комбинированный.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания: учитель задает учащимся вопросы о понятиях “народ, этнос, нация”, лингвистической классификации народов, языковых группах и семьях на территории России, крупнейших этносах.

3. Изучение нового материала. Учитель рассказывает ученикам о мировых религиях, крупнейших религиях России (православное христианство, ислам и буддизм), местных традиционных верованиях, вместе с учащимися обсуждает значение религии в жизни человека. Далее учащимся дается информация об этапах формирования религиозной карты России. Учитель загружает карту “Народы и религии” ГИС Живая География для объяснения особенностей размещения религий на территории России (требуется убрать слой “Народы России”).

4. Выполнение практической работы. Учащимся предлагается с помощью ГИС Живая География ознакомиться с этническим и национальным составом своей местности (как вариант – несколько характерных контрастных субъектов по выбору учителя). Для этого необходимо в компьютеры учащихся загрузить карту “Народы и религии России”, убрать слои “Народы России” и “Религии России”. На получившейся карте административно-территориального деления ученики находят требуемые субъекты федерации и, добавляя отключенные ранее слои, определяют этнический и религиозный состав. Вариантов поиска информации несколько – либо семантика слоев (в семантике слоя “административно-территориальное деление” дан национальный состав каждого субъекта федерации с точностью до одного человека на 2002 год), либо легенда карты и визуальное сравнение слоев. Учитель организует обсуждение результатов и первичное закрепление материала, задавая учащимся вопросы:

  • Назовите три религии, получившие наибольшее распространение на территории России.
  • Какая из них преобладает и почему?
  • Назовите регион с самым сложным религиозным и национальным составом.
  • Назовите самый крупный этнос, исповедующий ислам.
  • Назовите единственный в Европе этнос, исповедующий буддизм-ламаизм.

5. Домашнее задание. Параграф учебника. Задание на контурную карту: отметить республики, входящие в состав России и их столицы. Обозначить на карте цветом религии, которые исповедует население данных республик.

Пример 7. 9 класс. Тема: “Общая характеристика хозяйства. Экономическое районирование

Урок: Экономическое районирование.

Цели урока: Познакомить учащихся с причинами районирования территории России, определить условия, влияющие на специализацию района. Изучить подходы к районированию и виды районирования. Сформировать представление об экономических районах России и их составе.

Тип урока: комбинированный урок.

Научно-методическое содержание урока: Районирование как один из видов классификации. Подходы к географическому районированию. Природное и экономическое районирование. Представление о географическом районе. Особенности административно-территориального устройства России.

Новые понятия и представления: экономическое районирование, экономический район.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Проверка опорных знаний: вопросы по физико-географическому районированию.

3. Изучение нового материала.

Учитель рассказывает о географическом разделении труда, специализации, рисует на доске схему специализации. Дает понятие “экономический район”, объясняет правила расчета коэффициента специализации.

Практическая работа с цифровыми картами и снимками. Выделение границ природных, экономических и географических районов в западном и восточном регионах страны. Сравнение их по разным показателям (размерам территории, границам, численности населения и т. д.) Ученики загружают базовую карту России, накладывают на нее тематические карты и, пользуясь масштабированием, отвечают на вопросы:

А) Какие физико-географические особенности территории России обуславливают экономическое районирование?

Б) Какие особенности размещения населения на территории России обуславливают экономическое районирование?

В) Как неравномерность экономического освоения территории России повлияла на экономическое районирование?

Учащиеся записывают ответы на вопросы в тетрадь. Целесообразно устроить обсуждение полученных результатов.

4. Закрепление. Учащимся предлагается составить свой проект районирования России. Например – широтные зоны (зона Севера и Главная полоса расселения и т.д.)

5. Домашнее задание: Параграф учебника, отметить на контурных картах границы экономических районов, подписать названия.

Пример 8. 9 класс. Тема: Главные отрасли и межотраслевые комплексы

Урок: Зональная специализация АПК.

Цели урока: Познакомить учащихся с влиянием природных условий на возможность сельскохозяйственного производства, урожайность и эффективность. Показать зональную специфику АПК на территории России.

Тип урока: практическая работа.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Выявление опорных знаний. Учитель задает учащимся вопросы о природной зональности на территории России и характерных условиях и ресурсах всех природных зон.

3. Выполнение практической работы. Учащиеся получают задание: Открыть Живую географию. Загрузить карту "Природные зоны". Убрать слой "Животный мир", вывести список данных электронной карты, добавить карту "Почвы России", разместить ее над картой природных зон, убрать все слои, кроме "Зональных почв". В “Списке данных...” добавить карту “Агроклиматические ресурсы”, разместить ее "над картой", убрать с нее все слои, кроме годового количества осадков и суммы активных температур. Добавить карту "Промышленность России", убрав с нее все слои, кроме слоя “Сельскохозяйственное машиностроение”, “Производство мин. Удобрений”, “Легкая и пищевая промышленность”. Создается комплексная карта, с помощью которой учащиеся могут вскрыть закономерности зональной специализации АПК на территории России. Результаты работы оформляются в виде таблицы.

4. Подведение итогов, выводы, домашнее задание. Учитель задает вопросы об основной сельскохозяйственной зоне России, тяготении 1 и 3 звена АПК ко второму звену, размещении отдельных отраслей АПК. В качестве домашнего задания соответствующий параграф учебника и творческое задание – отразить результаты работы на уроке на контурной карте.