Применение мультимедиатехнологий в обучении аудированию

Разделы: Иностранные языки


Обучение аудирование, как восприятию и пониманию на слух речи на английском языке, становится все более актуальным в настоящее время, так как наряду с говорением оно обеспечивает возможность общения. Общение – процесс двухсторонний: оно невозможно без умения понять речь других людей как при непосредственном контакте, так и по телефону, по телевидению, радио и другим средствам массовой информации. Недооценка аудирования может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке учащихся. При этом аудирование является самым сложным для обучения видом речевой деятельности, ввиду того, что следует уметь понимать полно и глубоко речь разного темпа, разного интонационного оформления и разного уровня правильности.

В современной методике аудирование может выступать как цель и как средство обучения. На уроках эти две функции, естественно, сочетаются и дополняют одна другую. Как средство обучения этот вид речевой деятельности дает возможность учащимся познакомиться с новым речевым и языковым материалом, формирует навыки и умения говорения, чтения, письма и собственно аудитивные навыки.

Существуют разнообразные приемы, направленные на формирование аудитивных навыков. Учитывая особенности оперативной памяти школьников, используются упражнения в развитии умений выделять главное из услышанного. Упражнения для тренировки оперативной памяти могут предусматривать запоминание имен собственных, географических названий, числительных. Особые приемы используются для тренировки внимания, особенно, в начальных классах, где внимание учеников рассеянное и неустойчивое. Для реализации этой цели можно предложить следующий вид работы. Учитель зачитывает текст дважды, но во второй вариант текста вносятся некоторые изменения (например, изменения в описании места события, внешности персонажа, времени действия и т.п.). Учащиеся должны заметить эти изменения. Особое место в формировании аудитивных навыков занимают приемы, направленные на тренировку языковой догадки и вероятностного прогнозирования. Такие упражнения обеспечивают умения школьников предвосхитить содержание рассказа: следуя логике сюжета, предположить события, о которых в нем рассказывается. Большую роль играют также приемы, обеспечивающие способность учеников заменять одни слова другими, передающими смысл, пересказывать, а не передавать дословно услышанный текст. Этому способствует выполнение таких заданий: “Придумай заголовок к тексту”, “Передай содержание абзаца одним предложением”, “Замени следующие слова синонимами”, “Перефразируй следующие высказывания”. Следует отметить, что все приемы, направленные на формирование отдельных компонентов аудирования, должны сочетаться с обучением учащихся понимать целые сообщения.

Особое значение имеет контроль качества сформированности умений аудирования. Самыми распространенными приемами этого контроля являются следующие:

  • составление плана прослушанного рассказа;
  • выделение в прослушанном тексте смысловых частей;
  • передача основного содержания;
  • передача полного содержания;
  • ответы на вопросы;
  • выполнение тестов разного характера и др.

Обучение пониманию на слух на английском языке предполагает учет и снятие тех трудностей, которые неизбежно возникают в процессе аудирования. Это трудности понимания незнакомых слов, сложных конструкций, понимания речи в быстром темпе и речи разных дикторов, понимание аудиотекста большого объема при однократном восприятии информации,

Отсутствие зрительной опоры и наличие помех. Для снятия этих трудностей необходимо использовать соответствующие упражнения с максимальным применением аудитивных и аудиовизуальных источников информации.

Качественно новые возможности в практике обучения аудированию дает применение мультимедиа технологий на уроках. Методика использования таких технологий предполагает улучшение качества обучения и воспитания, совершенствует систему организации обучения на уроке, повышает информационную культуру учащихся, уменьшает утомляемость и усиливает мотивацию учеников.

Использование фотографий, видеоклипов, графики, анимации и звука обеспечивает успешное восприятие материала. Опыт показывает, что мультимедиа программы, представляя информацию в разнообразных формах, делают процесс обучения более эффективным. Общеизвестно, что без интереса к предмету изучения, без воображения и эмоций обучение становится малопродуктивным. Используя мультимедийные технологии, следует искать способы, которые создают ситуации естественного речевого общения, стимулируют учащихся высказаться, обменяться мнениями. Задания по прослушанному тексту должны быть творческими, действия учащихся должны быть внутренне мотивированы. В презентациях учащимся предлагаются лексико-семантические опоры, которые могут быть в виде таблиц или записей языкового материала, заставляющие учеников искать решение в услышанном тексте, самостоятельно решать коммуникативные задачи.

Эффективно и применение компьютерных технологий для контроля и самоконтроля процесса аудирования, что вызывает у учеников заинтересованность в получении более высокого результата и желание выполнять задания.

В качестве примера предлагаю методическую разработку урока аудирования по сказке Р.Киплинга “ Откуда у кита такая глотка?”, выполненную как тематическая презентация в программе Power Point. (Приложение 1)

Урок аудирования в 5 классе с углубленным изучением английского языка.

Listening Comprehension Lesson

Задачи:

  1. развивать умения учащихся воспринимать иноязычный текст как источник информации;
  2. развивать языковую догадку при переводе некоторых незнакомых слов; формировать навыки работы с тестовыми заданиями; обогатить речь учащихся новыми лексическими единицами; развивать умения и навыки устной речи на основе услышанного текста;
  3. поддерживать интерес к изучению иностранного языка средствами предмета.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями для учащихся, картинки-иллюстрации к книге “Откуда у кита такая глотка”.

Ход урока

Презентация

I. Приветствие. Задачи урока. (СЛАЙД 1)

II. Речевая зарядка. Беседа с учащимися о Р.Киплинге и его произведениях. (СЛАЙД 2)

  1. What do you know about Rudyard Kipling?
  2. Where did he live?
  3. What books did Kipling write?
  4. What is his most famous children’s book?
  5. What tales from Kipling’s book “Just so stories” do you know?
  6. Do you like Kipling’s stories? Why?

III. Развитие умений аудирования.

1.Фонетическая и речевая отработка незнакомых слов и выражений.

mackereel

dace

eel

skate

whale

garfish

starfish

crab

pickerel

plaice

( СЛАЙД 3)

hiccough – икота

mariner - моряк

natal-shore – родной берег

stute - хитрый

nubbly - грубый

ship-wrecked – потерпевший кораблекрушение

a man of infinite – resource – and – sagacity –

человек безграничной находчивости и сообразительности

swallow – проглотить

 

(СЛАЙД 4)

2. Установка на первое прослушивание, аудирование текста, контроль понимания.

Listen to the text and answer who it is about. (СЛАЙД 5) (Приложение 2)

Say who: (СЛАЙД 6)

was stute
was hungry
swam as fast as he could
wore nothing but a pair of breeches and a pair of suspenders
felt most unhappy
was a person of infinite – resource – and – sagacity
put the grating into the Whale’s throat

3. Установка на второе прослушивание и аудирование текста.
Listen to the text again and get ready to answer the questions after it. (СЛАЙД 7)

4. Контроль понимания.

A. Answer the questions: (СЛАЙД 8)

  1. What did the Whale eat with his mouth?
  2. What did the small Stute Fish say to the Whale?
  3. The Whale found one single, solitary shipwrecked Mariner, didn’t he?
  4. What did the Whale swallow?
  5. Whom did the Whale swallow?
  6. How could the mariner get out of the Whale?
  7. What can you say about the mariner?

B. Complete the sentences from the text (задания на карточках). (СЛАЙД 9)

Fill in the blanks with the correct answer using words from the box:

hiccoughs angry swallowed afraid time find
1. In the sea, once upon a _____, there was a Whale.

2. Then the whale opened his mouth and _____ the ship-wrecked Mariner.

3. All the fishes he could ____ in all the sea he ate with his mouth.

4. Come out and behave yourself. I've got the ______.

5. The small Stute Fish went and hid himself in the mud He was ______ that the Whale might be _____ with him

C. Whose words are these? (СЛАЙД 10)

Choose the correct answer from the list:

The Man The Stute Fish The Whale
  1. “This man is very nubbly, and besides he is making me hiccough.”
  2. “You had better take him home.”
  3. “Nay, nay! Not so, but otherwise. Take me to my natal shore.”
  4. “Have you ever tasted Man?”
  5. “It is only fair to tell you, he is a man of infinite - resource - and - sagacity.”
  6. “Come out and behave yourself. I`ve got the hiccoughs.”

D. Put the sentences in the right order: (СЛАЙД 11)

  • So the whale swam and swam, with both flippers and his tail, as hard as he could for the hiccoughs, and at last he saw the Mariner’s natal shore.
  • In the sea, once upon a time, there was a Whale.
  • The Stute fish advised the Whale to taste Man.
  • At last there was only one small Stute Fish.
  • He ate all the fishes.
  • The Whale found the ship-wrecked Mariner in the middle of the sea and swallowed him with the raft he was sitting on.
  • Then the Man put the raft as a grating into the Whale’s throat and went out.
  • The Man danced and jumped inside the Whale and made him swim to his natal shore.
  • That’s why whales nowadays never eat men or boys or little girls.

IV. Развитие умений и навыков устной речи с опорой на услышанное.

Make up short dialogues between: (СЛАЙД 12)

The Whale and the Stute Fish
The Whale and the Mariner

B. Retell the story, describing the pictures. (СЛАЙД 13)

V. Подведение итогов. Домашнее задание.

Make your own book, using this story. Illustrate your book.