Экологическая проектная деятельность в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками


Наше дошкольное учреждение работает по программе “Детство” (В.И.Логинова и др.) и авторской программе “Юный эколог” (Л.А.Репникова, Р.И.Вашурина), которая прошла апробацию в условиях эксперимента и была рекомендована к внедрению. Совершенствуя программу, разрабатываются проекты для более полного и тесного единения детей с природой. Вашему внимаю предлагаются два проекта для старшей и подготовительной групп, рассчитанных на годичное изучение каждого.

Цель проектов

Формировать у детей “экологическое чувство”, Чувство сопричастности всему живому, осознание планеты Земля “общим домом”, прививать детям экологическую и моральную ответственность перед каждым живым существом.

Задачи проектов

Расширить и углубить представления о животных и растениях, как представителях живого в мире природы (о многообразии внешнего строения, об основных жизненных функциях – питание, дыхание, движения, рост, развитие, размножение).

Систематизировать и обобщить представления детей о цикличности роста и развития, об условиях необходимых для роста и развития на каждой стадии,

Углубить знания взаимосвязи и взаимодействии растений и животных в сообществах.

Конкретизировать и расширять представления о составе сообществ (водоема, леса, луга).

Систематизировать и обобщить представления об условиях среды к которым приспособились растения, животные.

Экологический проект Тема: "Лягушка" (старший возраст)

I этап

Поселить в террариуме пару лягушек. Они будут объектами для наблюдений и заботы детей в течение года. Объяснить детям, что лягушки, в свою очередь, проявляют заботу о детях (съедают насекомых: комаров, мух и др.).

Все наблюдения необходимо заносить в альбом “Наши питомцы”. В нем можно указать название вида и дать имена лягушкам.

II этап (зима)

Нарисовать на первой странице альбома все, что нужно лягушкам для их  жизни (вода, солнце, песок, ил, насекомые и т.д.).

На следующей странице дети нарисуют портреты своих лягушек. Здесь возможны варианты: портреты рисует каждый ребенок или выполняется коллективная работа.

Для того, чтобы дети осознали параметры лягушек необходимо помочь им хотя бы схематично нарисовать себя рядом с ними. Подчеркните, что лягушка меньше ребенка, она маленькая и не всегда может себя защитить, поэтому необходимо по мере возможности, оберегать лягушек.

III этап (весна)

Объяснить детям, что осенью лягушки зарываются в ил до весны. В апреле, сразу же после зимней спячки, лягушки мечут икру. Предложить детям (если есть возможность) рассмотреть икринки и зарисовать их в альбом.

Головастики вылупляются уже на пятый день (понаблюдайте за ними и зарисуйте в альбом), а в лягушку головастик превращается через четыре месяца (зарисовать). Можно провести лепку на тему "Лягушонок". Весной провести экскурсию на водоем. Подходя к водоему, дети еще издали услышат громкие трели "болотных певцов", так в шутку называют болотных лягушек.

Подойдя ближе, посмотрите на кавкающую лягушку повнимательнее. По бокам шеи у нее раздуваются и опадают большие округлые пузыри. Наполняясь воздухом они усиливают звук. Если бы их не было, лягушки не могли бы так громко квакать.

Чтобы правильно рисовать лягушек дошкольники должны внимательно следить за изменениями в их жизни и обсуждать их вместе с воспитателям.

Можно предложить игры: "Кто первым заметит, что лягушка изменилась" или "Кто найдет как можно больше изменений?".

После первой встречи с лягушками, когда дети придумают им имена, предложите познакомиться с ними поближе. Пусть каждый ребенок подойдет погладит лягушку (только очень осторожно) и скажет "Здравствуй меня зовут...".

Поощряйте детей если они каждое утро и (вечер) будут не забывать здороваться и (прощаться) не только со сверстниками и взрослыми, но и с лягушками.

Предложить детям сравнить лягушку с человеком. Рассмотрите ее влажную кожу, выпуклые глаза, перепонки на лапках. Она хорошо видит вредных насекомых и ловит их. Лягушек все берегут они приносят пользу.

Как и человек лягушка может дышать воздухом. У нее нет жабр и лягушка не может дышать под водой, но мы можем часто наблюдать, как лягушка долгое время может оставаться на дне водоема. Почему она не задыхается без вохдуха?

У лягушек очень большие легкие, которые они заполняют воздухом. Когда они ныряют в воду, воздух медленно впитывается в кровеносные сосуды. Это и позволяет лягушкам долгое время находиться под водой.

У лягушек зрение, обоняние и слух, как и у человека, развиты очень хорошо, да и ум тоже есть. Те, кто считает лягушку безмозглой, глубоко заблуждаются.

Если она такая же, как и человек, то и боль она тоже чувствует. Она, как и мы, тоже может пораниться, она растет, живет, стареет и умирает, как человек.

IV этап (лето)

Провести с детьми несколько прогулок к ближайшему водоему - понаблюдать, как лягушки прыгают в водоем, греются в теплой воде.

На следующую прогулку взять с собой таз и посадить туда лягушку — понаблюдать, как лягушка плавает в тазу, как взбирается на камень, который вы туда положите. Предложите просто послушать квакание лягушек на третьей прогулке-экскурсии.

Пока дети будут отдыхать, сидя в тени раскидистых деревьев, наслаждаясь при этом кваканием лягушек, можно рассказать им следующие сведения.

Самый распространенный вид лягушек - зеленая. Она обитает по всей Европе, в северозападной части Африки и в Азии. Они предпочитают жить в озерах, болотах, топях и трясине. Днем они греются на солнышке уютно расположившись на берегу, и если никто им не мешает, проводят день в сладкой дремоте. Правда, когда мимо пролетает какое-нибудь насекомое, они моментально выбрасывают свой липкий язык и, поймав добычу, быстро ее проглатывают.

В случае опасности зеленая лягушка бросается в воду и, добравшись до дна, зарывается в ил. Вечернюю зарю эти земноводные встречают большой колонией, в которой все отделение занимает хоровое квакание.

Зеленая лягушка - хищное животное. Она питается только той добычей, которую поймала сама. Она ест улиток, насекомых, пауков, иногда своих собратьев. В Германии и Франции обитает озерная лягушка. Французы ее едят и считают большим деликатесом.

На Атлантическом побережье Северной Америки живет лягушка - бык. Так ее прозвали за могучий голос. Они так громко поют, что в некоторых деревнях люди не могут спать по ночам.

На островах Зондского архипелага живет летающая лягушка. У нее на лапках натянуты перепонки, которые позволяют ей планировать с дерева на дерево.

В Центральной Америке живет очень яркая и красивая лягушка-древесница. Но эта лягушка очень ядовита. На коже у нее много ядовитых желез, из которых туземцы добывают яд для стрел.

В группе, наблюдая за лягушками в аквариуме, постоянно обсуждайте с детьми какое настроение у лягушек: грустное, веселое, радостное, игривое и т.д. Когда меняется настроение, от чего это зависит? Если дать им червяков изменится ли их настроение? Что они "скажут" ребятам? Если дошкольники забудут о своих питомцах, напомните им, что лягушки уже привыкли к ребятам и • очень надеяться на то, что они помнят о них. Записывайте высказывания детей о настроении лягушек и сравнивайте их. Крайне важна так же практическая работа детей, когда они сами ухаживают за лягушками; меняют воду в аквариуме, ищут червяков, кормят лягушек.

V этап (осень)

На обобщающих занятиях можно рассмотреть и сравнивать рисунки.

Ребята могут рассказать как менялись их питомцы в течении года. Когда лягушки выгладили лучше всего. Можно предложить дошкольникам представить, что они - лягушки и рассказать о том, что с ними произошло за год, или сочинить сказку используя свои наблюдения.

Д/и "Экологическая цепочка".

В течении года используются следующие художественные произведения:

- В. Бианки "Голубые лягушки" ("Четыре времени года").

- Русская народная сказка "Царевна - лягушка".

- "Лягушка - путешественница".

- "Квакша".

- В. Бианки "Про лягушку" ("Кто как поет").

- Песенка Филлипенко "Про лягушку и комара".

- Песенка "Ква - ква, простые слова".

- Отрывок из произведения С. Маршака "Сказка о глупом мышонке".

- Русская народная сказка "Теремок" (инсценировка).

- Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки, Ква - ква - ква, ква - ква-ква, Скачет, вытянувши ножки.

Экологический проект Тема: “Подснежник”

(подготовительная к школе группа)

I этап (зима).

- Необходимо завести альбом, куда будут заноситься результаты наблюдений. Альбом можно назвать “Первоцвет”.

- На первой странице альбома написать название цветка и его имя, которое придумают сами дети.

- На следующей странице пусть дети нарисуют портрет своего растения.

Здесь возможны варианты: цветок рисует каждый ребенок или создают один групповой рисунок с названием “Весенний букет”.

- На третьей странице можно нарисовать то, что необходимо этому цветку для его роста и развития: дождик, солнышко, земля и т.д.

- Чтобы дети имели представление о цветке, проведите показ слайдов “Первые весенние цветы”.

- Просмотр иллюстраций и картинок о подснежнике.

- Прослушивание грамзаписи П. И. Чайковского “Подснежник”.

- Для того чтобы дети осознали параметры цветка, помогите им хотя бы схематично нарисовать себя рядом с ним.

- Д/и “Полевые цветы”. Д/и “Сколько цветов”. С/р “В гостях у почемучки”.

- Театр картинок “Снегурочка”.

- Заучивание стихотворения Т. Белозерова:

Плакала Снегурочка,
Зиму провожала.
Шла за ней и плакала
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала,
Трогая березы,
Выросли подснежники -
Снегурочкины слезы.

II этап (весна)

- Провести экскурсию в лес к местам, где растут подснежники.

- Во время наблюдения объяснить детям, что название цветка произошло от слов “гала” - молоко и “актус” - цветок (галактус). Древняя легенда рассказывает: “Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда. Поэтому подснежник и стал символом надежды”. По другой легенде, “Богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику белый-пребелый костюм. Снег тоже хотел принять участие в празднике и стал просить у растений поделиться своим с ним. Изо всех цветов один подснежник укрыл его своим хитоном. Танцуя, они так понравились друг другу, что неразлучны и по сей день”.

Голубенький, чистый
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый
Последний снежок.

(Майков.)

- Заучить стихотворение Маршака “Апрель”. “Мамин день” Г. Виеру.

- С/р игра “В гости к лесу”.

- Д/и “Угадай цветок по описанию”.

- Д/и “Кто где растет”.

- Вышивание подснежника в подарок маме.

- Во время целевой прогулки провести беседу - рассуждение “Почему подснежники спешат?”. Оказывается, что корешки, корневища и луковица помогают травяным растениям расцветать как можно раньше. Когда пригреет солнце, развернутся листья на березах, осинах, дубах, кустах и в лесу станет тенисто от густой зелени деревьев. А цветам без солнца жить нельзя. Расцветая в окружении снегов, подснежник сам похож на снежинку.

На поля дохнуло ветром весенним,
Ивы распустились за прудом.
У тропинки маленький подснежник,
Загорелся, синим огоньком.
Закачался, слабенький и гибкий,
Удивленно, радуясь всему.
И в ответ, с приветливой улыбкой,
Солнце наклоняется к нему.

- Предложить детям выкопать осторожно подснежник и рассмотреть луковицу. Это “подземельная кладовая”, которая помогает растению всю весну и лето. Она -то и позволяет ему пробуждаться так рано.

- Посадить выкопанное растение в горшок и понаблюдать за ним в группе.

- Рассказ воспитателя о подснежнике. “Англичане называют подснежник снежной каплей или снежной сережкой. У французов и итальянцев он -снегосверлитель, у чехов - снежинка, у немцев - снежный колокольчик. А болгары за то, что растение бросает вызов зиме, называют его кокиче, т.е. задира. Однако не все подснежники белые, бывают они и фиолетового и бледно-желтого цвета. Эти растения так любят весну, что бывает, слабого дыхания ее достаточно, чтобы их лепестки раскрылись и засияли счастьем.”

Расцвели подснежники
Да в леске, да в леске.
Скоро всей земелюшке
Быть в цветах, быть в венке.

 (Е. Серова.)

III этап (лето)

- Экскурсия в лес к месту, где растут подснежники. Сравнить и отметить отличия, произошедшие за это время.

- Д/и “Угадай по запаху”.

- Д/и “Кто первый заметит изменения”.

- С/р “Экологическая тревога”.

- Чтение сказки Маршака “12 месяцев”.

- Провести опыт: накрыть цветок целлофановым пакетом - к утру под ним будет вода.

- Опыт: одно растение поливать, другое - нет. Посмотреть, что получится.

- Оригами “Цветок” (из бумаги).

- Рассказ воспитателя: “У нас в России подснежниками называют любые ранне-весенние цветы. Они могут быть голубыми, желтыми, белыми. Трепетные медуница и вереница, мохнатые хохлатки, пролески и перелеска... Все эти и еще многие другие растения в народе любовно называют подснежниками. Иногда думается, что выросли они и зацвели ранней весной специально, чтобы украсить, еще не очень приветливые леса и доставить радость людям. И тем обиднее, что люди не ценят этого.”

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы -
Опустеют все поляны
И не будет красоты.

- Первоцветы не стоят в воде - они моментально вянут. А главное - ведь люди губят красоту! Печально обернулась для подснежников любовь человека цветам: многие из них стали редкими. Многие занесены в красную книгу.

- Нарисовать в альбоме красный цвет. Что он обозначает? О какой опасности предупреждает?

IV этап (осень)

- Лепка “Подснежник” (из целого куска пластилина).

- Д/и “Угадай о чем спрошу”.

- Д/и “Растения леса”.

- С/р “12 месяцев”.

- Инсценировка сказки Маршака “12 месяцев”.

- Очень важна практическая работа детей по уходу за цветком (полив, рыхление и т.д.).

- На обобщающих занятиях дети рассматривают рисунки и делают выводы, как изменился цветок за год.

- Можно предложить дошкольникам представить, что они превратились в цветок и должны рассказать, что с ними произошло за год, или сочинить сказку, используя свои наблюдения.