Эффективные приемы работы с различными видами текстов

Разделы: Иностранные языки


Аннотация:

Умение работать с информацией – одно из важнейших умений современного специалиста. Как справиться с увеличивающимися объемами информации? Как научиться эффективно работать с ней? Какие приемы работы с текстами позволят максимально сократить затрачиваемое время? Данная статья поможет вам узнать как работать продуктивно и целенаправленно с текстами художественного, публицистического, официально-делового стилей, понимать их специфику. Вы научитесь выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомление, просмотр, поиск).

Цель:

  • сформировать необходимые практические умения и навыки необходимые для успешной работы с различными иноязычными текстами;
  • научить использовать иностранный язык в качестве инструмента получения новых знаний.

Содержание:

Формирование информационной культуры школьников средствами иностранного языка происходит с помощью текстов.

Текст – средство коммуникации, способ хранения и передачи информации, отражение психологической жизни индивида, продукт определенной исторической эпохи, форма существования культуры.

Методическая классификация чтения:

  • учебное;
  • коммуникативное
  • ознакомительное;
  • поисковое (просмотровое);
  • изучающее.

Основу данной классификации составляет учебное чтение или guided reading и коммуникативное чтение или communicated reading.

Учебное чтение преследует цель сформировать технические и лексико-грамматические навыки. Делится на интенсивное (intensive) и экстенсивное (extensive) чтение. Первое предполагает работы с текстами, которые ,как правило, заложены в наши учебные пособия. Второе – это home reading.

Механизмы чтения:

  1. Зрительное восприятие и узнавание
  2. Соотнесение зрительных образов с речевыми и слуховыми
  3. Сегментирование речевого потока на единицы
  4. Группировка слов внутри предложения
  5. Антиципация – предвосхищение или вероятностное прогнозирование
  6. Смысловая догадка

Коммуникативное чтение

Чтение с выборочным извлечением информации Чтение с пониманием основного содержания Чтение с полным пониманием
поисковое просмотровое ознакомительное изучающее
Scanning Skimming For detail comprehension
Конкретная информация Получить информацию о полезности текста. Самое общее представление. Не нужно знать все детали текста.

Понимание 70% текста

Полное и точное понимание основных терминов. Осмысление и запоминание.
Развернутое чтение

Общие умения:

  1. Уметь получать информацию в зависимости от речевой задачи.
  2. Антиципировать – предвосхищать текст по заголовку или прогнозировать за счет беглого просмотра начала.
  3. Уметь вычленять главное, находить ключевые предложения.
  4. Уметь сжимать текст, устранять избыточную второстепенную информацию.
  5. Уметь интерпретировать, понимать подтекст, смысловое содержание, составлять свое собственное отношение к прочитанному.
  6. Композиционно-смысловая структура текста

Структурные компоненты

I. Предтекстовые компоненты

  • заголовки
  • резюме
  • схемы
  • иллюстрации

II. Внутритекствые компоненты

  1. Вводная часть (Introduction) – сжатое описание положения, которое в дальнейшем развертывается в основном тексте, перечисление затрачиваемых в тексте проблем, указание на целевую установку.
  2. Основная часть (Main body) – основная мысль и тема раскрывается всем ходом повествования.
  3. Заключительная часть (Conclusion) - содержит основные факты и положения текста, которые раньше уже упоминались.

Контроль понимания текста на основе учебного и коммуникативного чтения

Step 1. What is this text about?

Step 2. What is the main purpose of the text?

Step 3. What is it important to say?

Step 4. What is your own opinion of the information from the text?

Possible answers:

1. The text is about …

The present text deals with …

2. The purpose of this text is to show (to demonstrate) …

3. As far as I know…

As far as I understand …

4. In conclusion I would like to say …

Теперь давайте разберем типы коммуникативного чтения частным образом:

Поисковое (просмотровое) чтение

Условия успешности обучения:

  1. Проведение в режиме дефицита времени
  2. Сообщение о целевом использовании информации
  3. Знание структурно-композиционных особенностей текста

Частные умения:

  1. Умение подбирать и группировать информацию по определенным признакам
  2. Умение находить нужные факты, абзацы, фрагменты текста, требующие подробного изучения.

Проверить понимание текста можно с помощью:

  • ключевых слов
  • постановки вопросов к тексту
  • ответов на заданные вопросы

Ознакомительное чтение

Условия успешности обучения:

  1. Проведение в режиме дефицита времени
  2. Одноразовое чтение про себя
  3. Проверить понимание основной информации
  4. Исключить перевод на родной язык

Частные умения:

  • умение использовать сноски и ключевые слова как опоры для понимания

Проверить понимание текста можно с помощью:

  • пересказа
  • резюме-реферата
  • аннотацией
  • ключевых слов

Изучающее чтение

Условия успешности обучения:

  1. Медленный вид чтения про себя без ограничения времени
  2. Перечитывание с решением новых задач
  3. Перевод всего текста на родной язык или его фрагментов

Частные умения:

  1. Полно и точно понимать содержание текста
  2. Умение ставить вопросы к основной второстепенной информации
  3. Умение раскрывать причинно-следственные связи

Проверить понимание текста можно с помощью:

  • составление письменной оценки
  • перевода части теста
  • close-test
  • постановки вопросов к тесту

Данная статья подготовлена на основе лекций, прослушанных в ИПК и ПРНО при повышении квалификации по теме: “Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях профильного обучения”, 2006-2007 гг.