Обучение написанию сочинений

Разделы: Начальная школа


Одним из актуальных вопросов в начальной школе является обучение написания сочинений. Задача учителя заключается не только в том, чтобы научить ребёнка грамотно писать, выразительно читать и безошибочно считать. Важно развить в нём способность правильно и красиво выражать свои мысли, находя для этого точные и образные выражения, научить творческому воображению, ассоциативному мышлению.

Проблема нашей современности – это бедная, безграмотная речь многих учеников. Ребята из–за недостатка словарного запаса не могут чётко сформулировать, грамотно выразить свои мысли.

Подготовительный этап работы над сочинением начинается в 1 классе. На первом году обучения необходимо выработать у первоклассников: умение коллективно составлять небольшие рассказы о своих играх, работе; излагать свои мысли по готовому плану, составленному в форме вопросов; строить простое предложение: правильно располагать в нем слова, видеть границы предложения; находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова. Чтобы дети овладели этими умениями, необходима система упражнений, основанная на принципе постепенного наращивания трудностей. Поэтому перед письменными сочинениями наряду с общепринятыми обучающими устными упражнениями я использую упражнения на развитие творческого мышления.

Со второго полугодия начинаю работу с анаграммами. Три-четыре слова объединены между собой определённой темой и одно слово не подходящее по теме. Сначала ребятам предлагается прочитать данные слова, а затем назвать “лишнее” слово. После этого ученикам предлагается составить устные рассказы (сочинения-миниатюры) на основе данных ключевых слов. Такой вид работы я назвала “Вспышка”.

Выполняя такого рода упражнения, учащиеся под руководством учителя учатся излагать мысли в определенном порядке, последовательно.

На данном этапе начинаю работать с демонстрационными картинами по развитию речи. Это картины предметные, сюжетные и пейзажные.

Помня, что подражание - один из эффективных путей развития речи, стараюсь в своей работе всегда ориентировать учащихся на использование словарного богатства того художественного произведения, содержание которого отражает картина, поощрять различные варианты ответов на вопросы, учить употреблять точные слова. Поэтому со второго полугодия начинаю знакомить детей с мастерством владения образной речью выдающихся русских писателей и поэтов, описывающих родную природу.

Например, при работе по теме “Весна” дети познакомились мастером слова Э.Шимом, с отрывком из его произведения:

“Согрело солнышко сосульку. Заплакала она холодными слезами. Вспыхнули капельки на солнце. Засветились красными, синими, жёлтыми огоньками. Зажурчали ручейками. Воробьи искупались в солнечном ручейке и заголосили по-весеннему радостно. Капля упала мне на лицо. Я посмотрел сквозь неё и замер. Всё кругом изменилось: засияло, засверкало, заискрилось радужными огнями. Весь мир зажгла и осветила крохотная капля”.Э.Шим

Работа проходила в игровой форме, дети выполняли творческие задания по группам:

- объясните, как понимаете предложение;

- покажите в движении, то о чём говорится в предложении (на выбор учителя);

составьте своё предложение, используя слова и выражения из текста.

Во 2 классе продолжается знакомство с мастерством владения образной речью выдающихся писателей и поэтов, описывающих родную природу. Я использую 3 - 4 текста разных писателей и поэтов, так как одни и те же предметы или явления каждый из них изображает по–своему. Для этой работы использую занимательные задания, которые учат детей сравнивать описания одного и того же объекта, обогащают словарный запас ребёнка, учат творческому воображению. Работа проходит в группах.

Например, описание листьев:

1)“В застывшей вышине кувыркаются жёлтые, багряные, пёстрые листья.” Б.Тимофеев

2)“Осина дарит ёлочке красные фонарики, клён роняет оранжевые звёзды, а ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.” Н.Сладков

3)“Жёлтый тополиный лист оторвался от ветки и, покачиваясь в воздухе, медленно, точно нехотя, спустился на землю.” С.Воронин

- В какое время года описывали авторы листья?

- Сравните высказывания о листьях.

- Какие прилагательные используются для описания?

- Коллективно в группе составьте рассказ, используя данные высказывания.

- К своему тексту сделайте рисунок.

В этот период ввожу работу в творческой тетради - помощнице, где учащиеся начинают работать по памятке – творчества, в которой дано пояснение как работать по заданной теме:

- Подобрать по теме 2-3 стихотворения (четверостишье). Указать автора.

- Подобрать по теме пословицу.

- Речевая подготовка:

а) подобрать эпитеты

б) сравнения

в) слова, характеризующие действия

г) синонимы

- Запись понравившихся предложений и словосочетаний из прочитанного художественного произведения.

- Выполнить рисунок по теме.

- Записать 2-3 предложения о своём впечатлении, выразив своё мнение.

(Я думаю, что… или Я считаю, что… или Мне кажется, что…)

словарь настроений.

Для написания сочинения отвожу два урока (1 раз в неделю): на 1 уроке идёт работа в творческой тетради – помощнице, в которую собирается и анализируется материал для будущего сочинения; на 2 уроке ребята пишут сочинения с использованием отобранного материалом, редактируют написанный текст.

Устную подготовку сочинений во 2-ом классе несколько сокращаю. Помогаю детям отобрать и привести в систему материал, осмыслить его, систематизировать. Ведущую роль отвожу подготовительной беседе. Любому сочинению предшествует коллективное составление плана. Самостоятельность учащихся при выполнении сочинений постепенно возрастает.

В 3-ем классе система упражнений по развитию речи учащихся усложняется. В основном провожу её на основе восприятия произведений изобразительного искусства. Наряду с общепринятыми приёмами и способами развития речи младших школьников на основе восприятия произведений изобразительного искусства я ввожу упражнения творческого характера, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся:

- подберите эпиграф к картине;

- опиши данную картину иностранцу по телефону;

- придумайте продолжение описанного эпизода в картине.

С 3 класса ввожу диктанты на основе содержания картин. Особое внимание уделяю таким его видам, как творческий, свободный, выборочный, графический, словарный. Эти упражнения способствуют развитию у ребят умение видеть и понимать картины, вызвать интерес к изобразительному искусству.

Например, при работе над выборочным диктантом даётся задание: прочитайте на доске текст. Это описание картины И.И. Левитана “Золотая осень”. Выпишите из него слова и словосочетания, обозначающие цвет осенних деревьев, земли, реки.

Золотая осень.

Перед нами расстилается земля, покрытая бурой осенней травой. Багряные и жёлтые берёзы слева и бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая нашему взору, бескрайние дали полей и лесов. Кажется, что тёмная, густо-синяя вода реки медленно движется. Постепенно она становится светлой, нежно-голубой.

Эта система упражнений способствует развитию речи детей на основе восприятия картин, позволяет выделить определённые этапы в овладении учащимися речевыми умениями.

При работе над грамотностью учащихся, наряду с широко известными приёмами по развитию орфографической зоркости, с 3 класса я ввожу такой вид работы как работа над словом. Ребятам очень нравится “рассматривать” слово со всех сторон.

У каждого ученика есть тетрадь “Работа над словом”. В ней ребята проводят “исследовательскую работу” над словом по памятке:

  1. Звукобуквенный анализ слова.
  2. Подбери родственные слова (сущ., прил., гл.). Выдели в них корень.
  3. Разбери данное слово по составу.
  4. Морфологический разбор данного слова.
  5. Составь простое предложение с данным словом.
  6. Выполни разбор предложения по членам.
  7. Игра с данным словом.

Для того чтобы детям было интересно работать, данные слова даю в рисунках.

Ребята с увлечением не только работают над словом, но и раскрашивают данный предмет, дорисовывают до определённого сюжета. В 3 классе продолжается знакомство с мастерством владения образной речью выдающихся писателей и поэтов, описывающих родную природу. Например, описание дождя:

“К утру пошёл дождь. Небо было в тяжёлых тучах, летевших с юга на север. Широкий двор был покрыт синими, рябившими под ветром лужами. Разбухшие лиловые ветви тополей трепались весело и бойко. С юга между разорванных туч появился ослепительный лазурный клочок неба.” А.Толстой

- Объясните выражения “небо в тяжёлых тучах”, “синими, рябившими под ветром лужами”, “разбухшие лиловые ветви”, “трепались весело и бойко”, “между разорванных туч”?

- Какими красками вы изобразите этот эпизод?

- Какие слова волшебно преображают небо, лужи, ветви тополей?

- Составьте продолжение к рассказу, в котором попытайтесь передать ваше видение природы во время дождя.

В 4-ом классе мы продолжаем работу в творческих тетрадях-помощницах. Памятка – творчества дополняется новым заданием: составить мини-зарисовку по теме, которая показывает, как буквально одной-двумя фразами можно красиво и образно описать всё то, что мы видим каждый день вокруг себя.

Так же продолжается работа над грамотностью учащихся, над развитием орфографической зоркости. Учащиеся продолжают работать в тетрадях “Работа над словом”. “Исследовательская работа” над словом усложняется, в памятке появляются новые задания в зависимости от пройденного программного материала по русскому языку, например, определить склонение имён существительных в составленном предложении или обозначить спряжение глаголов. Усложняется и морфологический разбор слов.

Результатом четырёхлетней работы стало издание первой книги класса “Искорки нашего творчества”. Это сборник сочинений, в которой представлены наиболее удачные творческие работы ребят, начиная со 2 класса. Презентацию книги проводим в конце апреля в присутствии родителей. Это долгожданный праздник у ребят. Ведь дети впервые выступают в роли авторов и редакторов, т.к. сами отбирают понравившийся материал к книге.

На мой взгляд, сочинение в начальной школе является важнейшим методом воспитания ребенка. Потому что при изложении своих мыслей он приучается концентрировать своё внимание, анализировать, затем правильно формулирует своё высказывание, приходит к какому-нибудь выводу.

Литература:

  1. Воробьёва В.И. “Сочинения по картинам в начальных классах”-Тула, 2002.
  2. Политова Н.И. “Развитие речи учащихся начальных классов”- М.: Просвещение, 1984.
  3. Узорова О.В. “Обязательные литературные тексты для обучения написанию сочинений о природе” - М., 2004.