Комбинированный урок — социологическое исследование "Географическая среда — среда обитания или среда выживания человека?!"

Разделы: География


Кромсаем лёд, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот…
Но мы ещё придём просить прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого пока,
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Всё меньше окружающей природы,
Всё больше окружающей среды.

Р. Рождественский

Цель урока: Раскрытие отношения географии к проблемам здоровья человека и зависимости его от состояния и качества окружающей среды.

Образовательные задачи урока:

  • Отразить связь географии с другими науками;
  • Раскрыть взаимосвязь человека, общества и окружающей среды;
  • Проанализировать влияние состояния городской среды на здоровье населения.

Воспитательные задачи урока:

  • Развитие общей экологической грамотности;
  • Пропаганда здорового образа жизни среди молодёжи;
  • Формирование мотивации у учащихся, позволяющей воспринимать факты, связанные с историческим развитием окружающей среды, как необходимые ценности для человека
  • Развитие творческой деятельности учащихся.

Основные понятия: Географическая среда, Среда обитания, Антропогенный ландшафт, Медицинская география, Рациональное природопользование, Рекреационные ресурсы.

Раздаточный материал: Списки - Состояние природной среды, Виды загрязнения природной среды, Источники загрязнения природной среды, Основные заболевания городских жителей (см. Приложение 1).

Оборудование: Изображения природных и антропогенных ландшафтов (Постеры, фотографии), распечатки фактов антропогенного воздействия на природу (см. Приложение 2), таблицы для анализа социологического исследования (см. Приложение 3), презентация для сопровождения урока с использованием мультимедиопроектора (см. Приложение 4), карточки для ответов (можно использовать листочки для заметок, пронумеровав их перед тем, как раздать участникам опроса).

Ход урока:

(В ходе урока все присутствующие участвуют в социологическом анализе взаимосвязи состояния среды обитания и состояния здоровья людей. Карточки с ответами на задания, обозначенные в списках, передаются экспертам, подсчитывающим результаты).

1. Географическая среда – среда обитания человека.

1) Что такое географическая среда и какую роль она играет в жизни человечества?

(Г С – это та часть земной природы, с которой человечество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности.

Г С служит:

- средой обитания;

- источником ресурсов;

- оказывает влияние на духовный мир, здоровье и настроение людей.

О состоянии природной среды можно судить с точки зрения естественной эволюции природы и с позиции её нарушенности человеком, антропогенного влияния на природную среду.

Состояние природной среды может быть: (выделить сегодняшнее состояние в мире – используем список №1 из Приложения 1)

  1. Естественное,
  2. Равновесное,
  3. Кризисное,
  4. Критическое,
  5. Катастрофическое,
  6. Состояние каллапса.

2) Что такое загрязнение окружающей среды? (ЗОС – это нежелательное изменение её свойств, которое приводит к вредному воздействию на человека и ли природные комплексы).

Виды загрязнения природной среды: (выстроить ранжированный ряд – используем список №2 из Приложения 1)

  1. Химическое,
  2. Промышленные и сельскохозяйственные отходы и бытовой мусор,
  3. Тепловое,
  4. Механическое,
  5. Шумовое,
  6. Радиоактивное

3) Среда обитания всегда волновала учёных. Постоянно происходили изменения климата в масштабе планеты. Приспосабливаясь к климатическим условиям, человек смог пережить различные колебания климата. Но современные изменения его происходят настолько быстро, что приспособление становится невозможным, и быстро распространяются заболевания среди населения, вызванные, в первую очередь загрязнением атмосферы и гидросферы.

Основные источники загрязнения природной среды: (выделить три главных источника – используем список № 3 из Приложения 1).

  1. Предприятия топливно-энергетического комплекса,
  2. Транспорт,
  3. Предприятия химической промышленности,
  4. Строительство,
  5. Сельскохозяйственная деятельность,
  6. Металлургическая промышленность.

4) Более 80 % всех выбросов составляют выбросы оксидов углерода, двуокиси серы, азота, углеводородов. Любопытны результаты сравнительного анализа, выполненного американскими учёными. Содержание свинца в костях скелета аборигена Перу, жившего 1600 лет назад, в 100 раз меньше, чем в костях современных граждан США.

Во многих городах нашей страны экологическая обстановка в результате загрязнения атмосферы выбросами предприятий стала критической.

Загрязнение воздействует на человека очень медленно и сначала незаметно. Поэтому на ранних стадиях большинства заболеваний трудно с уверенностью установить, что причина их именно в загрязнении. Так, в частности пневмонию, обычно являющуюся вирусным или бактериальным заболеванием, в последнее время медики связывают с повышением содержания металлов воздухе.

5) Российская биология и география учит, что живой организм и среда, в которой он живёт, представляют собой единое целое, и что каждый живой организм для своего существования и развития требует определённых условий (привести примеры +).

Известно, что организм приспосабливается к различным воздействиям внешней среды (человеческие расы), он реагирует на изменения внешней температуры (загар кожного покрова), на химические воздействия (ногти, волосы), на качество пищи (хорошее или плохое пищеварение), на проникновение в него болезнетворных бактерий (заболевание). Болезнь возникает вследствие нарушения взаимодействия между организмом и окружающей его средой, как внешней, так и внутренней, когда на организм воздействует какой либо чрезвычайный раздражитель. (Возникновение онкологических заболеваний, например, после перенесённой пневмонии).

6) Рост городов, или, урбанизация, ведёт к значительному росту сердечно-сосудистых и нервно-психических заболеваний, т.к. город это шум, транспорт, промышленность, а значит отрицательное влияние на здоровье человека, постоянное его стрессовое состояние.

Благодаря защитно-приспособительным реакциям организм до известных пределов противостоит сильным раздражителям, воздействующим на него. Такую реакцию мы называем иммунитет. Первая теория иммунитета была создана в 1883 году

И.И. Мечниковым.

В ответ на инфекцию в организме иногда вырабатывается другая, противоположная иммунитету реакция, называемая аллергической

(примеры).

В списке болезней, вызванных раздражителями из окружающей среды, вы, возможно, найдёте и те, которые касаются и вас.

Список основных заболеваний городских жителей: (отметить собственные заболевания – используем список №4 из Приложения 1).

  1. Сердечно-сосудистые заболевания. (1 место в мире)
  2. Заболевания опорно-двигательной системы. Травмы (3 место в мире)
  3. Заболевания органов дыхания
  4. Токсическое воздействие лекарственных веществ. Кожные заболевания (4 место в мире)
  5. Онкологические заболевания (2 место в мире)
  6. Заболевание органов желудочно-кишечного тракта
  7. Заболевание органов зрения, слуха.
  8. Психо-эмоциональные расстройства.

2. Медицинская география (наука, занимающаяся изучением географического распространения различных заболеваний и их зависимости от состояния окружающей среды).

1) До сих пор человечеству не удаётся создание высокоэффективных вакцин против малярии, гриппа, ОРЗ, венерических заболеваний, стафилококков, рака и СПИДа.

Что такое СПИД? Это заболевание?

СПИД создаёт условия для смертельно опасных инфекций и опухолей. Сегодня в мире 39,5 млн. ВИЧ + людей, их них в РОССИИ на 01.10.2007 – 396, 524 человека. Особенно опасны в распространении вируса социально опасные группы – пациенты наркологических клиник. На 2006 год мы имеем 66% ВИЧ +, зараженных именно через внутривенное введение наркотиков. В Москве около 20 % ВИЧ + - наркоманы.

Может быть эти цифры не относятся напрямую к нашей теме, но человеческий фактор очень влияет на распространение инфекций

(портовые территории, крупные города, курорты).

2) Выявление распространения той или иной болезни в определённом географическом ландшафте позволяет прогнозировать возникновение эпидемий (например, гриппа в городах: влияние транспорта, метро, количество общественных мест, особенно страдают дети).

3) Нельзя не связать географическую среду и географию медицины катастроф (вулканы, сели, землетрясения – травмы, психо-эмоциональные расстройства, крайний север – обморожения, заболевания органов дыхания).

4) Не только интересны, но и познавательны особенности этнического здоровья (южный темперамент мешает переносить различные инфекции, внутри-этнические браки вырабатывают выборочный иммунитет, якуты не могут воспринимать спирт).

3. Здоровый образ жизни? Возможен ли он сегодня?

Жизнедеятельность человечества сегодня не может обойтись без влияния на природу. Давайте сформулируем понятие “рациональное природопользование”? (Отношение к природе, означающее заботу о сохранении экологического равновесия. Определить участие каждого в этом процессе).

Люди поддерживают своё здоровье используя потенциал рекреационных ресурсов.

Что входит в это понятие?

Давайте теперь попробуем вывести формулу здорового образа жизни.

ЗОЖ = …+…+…

Составление формулы здорового образа жизни на доске (Коллективная деятельность).

4. Итоги урока:

1. Результаты социологического исследования. - Выявить связь заболеваний с городским образом жизни: предприятия, дороги, слабое развитие рекреационных ресурсов, и т.п. – это своеобразная плата за жизнь в мегаполисе.

2. Актуальность здорового образа жизни! Для этого необходимо: см. формулу +(если не указано) экологическое просвещение.

Здоровый образ жизни + нравственное отношение к природе превратит географическую среду из среды выживания в среду обитания человека.

Будьте здоровы!!!

К сведению:

- В результате выпадения кислотных дождей только в США и Западной Европе уничтожено более 30 млн лесов, в ФРГ поражена половина лесной растительности;

- Из-за нарушения баланса углекислого газа в природе возникла угроза так называемого парникового эффекта (потепление климата, таяния ледников, повышения уровня Мирового океана)

- Разрушается озоновый слой, это следствие резко возросшего производства и использования фреонов (фторхлоруглеродов) в холодильных установках, в виде аэрозолей и т.д.