Использование компьютерных технологий на уроке химии. Электронный конспект по химии

Разделы: Химия, Информатика


В своей работе я стараюсь придерживаться трёх основных принципов:

1. Как можно проще, понятнее и нагляднее объяснять учащимся новый материал, для чего я использую:

а) очень подробные поурочные конспекты на бумажных носителях, которые выкладываются в начале каждого урока перед учащимися на парту,

б) доску, на которую записываются самые важные моменты объяснения,

в) мультимедийную установку для демонстрации опытов, схем, фотографий, таблиц и уравнений реакций

г) демонстрации качественных реакций и лабораторных опытов,

2. Закреплять пройденный материал дома, для чего учащиеся используют:

а) учебник по химии ( 8 и 9 классы – автор О. С. Габриелян, 10 класс – автор Л. А. Цветков, 11класс – автор О. С. Габриелян)

б) электронный конспект уроков (на диске или дискете),

в) тетрадь для конспектов, где записаны наиболее важные понятия, упражнения и задачи,

г) сборник задач и упражнений по химии для средней школы, автор И. Г. Хомченко

3. Опрашивать на уроке всех учащихся с учётом их индивидуальных способностей, для чего я использую:

а) самостоятельные работы на 4-6 вариантов разной степени трудности,

б) тестовые проверочные работы ( часть А и часть Б) Тестовые работы делаются по типу ЕГЭ

в) контрольные работы традиционного типа на два варианта с 5-ю заданиями

г) тестовые контрольные работы ( часть А и часть Б)

Все контрольные, проверочные и самостоятельные работы распечатаны на бумаге, чтобы учащиеся имели перед собой хорошо оформленное и понятное задание.

После того как учащиеся выполнят свой вариант и сдадут работу, им выдаётся решение, чтобы они могли сразу разобрать свои ошибки.

Сущность данной методики преподавания химии заключается в сочетании традиционных методов обучения (составление поурочных конспектов, что всегда делали учителя, объяснение нового материала с использованием доски и демонстрацией химических опытов) с новейшими информационными технологиями (распечатывание подробных поурочных конспектов на бумажные носители для каждого учащегося, распечатывание на бумажные носители контрольных работ, проверочных работ и самостоятельных работ с решениями, использование мультимедиа для демонстрации химических опытов, схем, фотографий и, самое главное, весь новый материал урока заносится на CD-R диск – “Электронный конспект”, который учащиеся используют при выполнении домашней работы).

Схемы

Электронный конспект” полностью повторяет тот материал, который был дан на уроке. Таким образом, объяснение, данное на уроке, точно повторяется дома. Материал систематизирован и подан в сжатой форме (самое главное), часто материал даётся в виде таблицы или схемы. В 10 классе, например, система составления конспекта повторяется из урока в урок для лучшего запоминания.

Практически все учащиеся распечатывают конспект, для того чтобы им было удобно пользоваться на уроке.

За два года работы по методике “Использование компьютерных технологий на уроке химии” мною было составлено и напечатано с помощью компьютера более 200 подробнейших поурочных конспектов с проверочными и самостоятельными работами, к каждой работе было напечатано решение. Конспекты были распечатаны на бумажные носители по 15 копий (число парт в классе). Все конспекты были систематизированы по четвертям и темам, согласно тематическим планам, разложены в папки и файлы. Каждый учащийся 9-х, 10-х и 11-х классов получил “электронный конспект”, где записаны блоками все изучаемые темы (учащиеся 8-х классов темы записывают в тетрадь с бумажных носителей).

Учащиеся постоянно привлекаются к работе по составлению конспектов, докладов и подготовке экзаменационного материала. Они приучаются использовать в своей работе компьютер и Интернет, перерабатывать полученную информацию и составлять конспекты по кислороду, водороду, оксидам углерода и силикатной промышленности, использовать электронные носители для сохранения и передачи информации.

Приведу примерный урок по теме: “Окислительно-восстановительные реакции и метод электронного баланса”

9 класс. Окислительно-восстановительные реакции.

План урока:

1. Проверка Д/З

2. Самостоятельная работа: “ Характеристика Х. Э по ПСХЭ и строение атома”(15 минут)

3. Вспомнить, что такое степень окисления и как определяется степень окисления Х Э в простых и сложных веществах.

4. Реакции окислительно-восстановительные и не окислительно-восстановительные.

5. Метод электронного баланса

Ход урока

1. Проверка Д/

2. Самостоятельная работа:

1. Вариант. Дать характеристику химического элемента №19

2. Вариант. Дать характеристику химического элемента №15

Характеристика химического элемента проводится по плану. Этот план имеется на бумажном носителе и выдаётся учащимся на уроке. Такоё же план имеется на СД-R диске “Электронный конспект”

После окончания работы обязательно выдаются ответы для самопроверки.

3. Вспомним, что такое степень окисления и как определяется степень окисления атомов Х. Э. в простых и сложных веществах.

а) Простые вещества H2 , Cl2 , O2 имеют связь ковалентную неполярную и степень окисления атомов химических элементов равную нулю: 0H-H0 0Cl-Cl0 0O=O0 т. к. здесь не происходит смещения электронов от одного атома к другому.

Вывод: В простых веществах степень окисления химических элементов равна нулю.

б) В сложных веществах химическая связь ковалентная полярная или ионная. В обоих случаях происходит сдвиг электронов к наиболее электроотрицательному атому

+HCl- + H-2OH+

или полное смещение электронов от атома одного химического элемента (металла) к атому другого химического элемента (неметалла) Na+Cl- Cu+2 I2-

в) Труднее считать степени окисления Х. Э. в более сложных веществах, например

+2 Сu +6S |O4-2
         +8     -8

Правило: Суммарный алгебраический заряд всех атомов в молекуле должен быть равен нулю, молекула электронейтральна.

Упражнение: Расставьте степени окисления в формулах N2, N2O3, HNO3

4. Реакции окислительно-восстановительные и не окислительно-восстановительные.

Химические реакции, в результате которых происходит изменение степеней окисления атомов химических элементов или ионов, образующих реагирующие вещества, называют окислительно-восстановительными реакциями.

  • Окисление - процесс отдачи электронов атомами, ионами или молекулами.
  • Восстановление - процесс принятия электронов атомами, ионами или молекулами.

Окислитель (“плохой”) – принимает электроны ( сам при этом восстанавливается - “обогащается).

Восстановитель (“хороший”) – отдает электроны ( сам при этом окислятся - “беднеет”) .

Метод электронного баланса (Учебник для 9 кл. авторы Ф. Г. Фельдман, Г. Е. Рудзитис. )

1. Суть метода электронного баланса заключается в том, что количество электронов, отданных восстановителем должно быть равно количеству электронов, принятых окислителем.

Дано уравнение уравняйте его методом электронного баланса. Определите окислитель и восстановитель

H2S+ HNO3 —> H2SO4+ NO+ H2O (Уравнение взято из задачника для средней школы автор Хомченко И. Г. )

1. Расставляем степени окисления

+ H2S-2+ +H +5NO-23— > +H2 +6SO-2 4+ +2NO-2+ +H2O-2

2. Определим химические элементы, которые изменили свою степень окисления

+ H2S-2+ +H +5NO-23 —> +H2 +6SO-2 4+ +2NO-2+ +H2O-2

3. Запишем уравнение электронного баланса

восстановитель S-2 -8е +6S

окислитель +5N +3е +2N

Для определения окислителя т восстановителя используйте схему:

восстановитель (процесс окисления)
----------------------

-4…. . -3…. . -2…0…+1…. +2…. +3…. +4

-----------------------
окислитель (процесс восстановления)

4. Количество отданных электронов равно количеству принятых, поэтому уравниваем число отданных и принятых электронов.

восстановитель S-2 -8е +6S | 3 | 3S-2 -24е 3+6S

окислитель +5N +3е +2N | 8 | 8+5N +24е 8+2N

5. Подставим коэффициенты в уравнение 3H2S+8HNO3 —> 3H2SO4+ 8NO+ H2O

6. Подравняем остальные коэффициенты 3H2S+8 HNO3 —> 3H2SO4+ 8NO+ 4H2O

7. Проверяем, правильно ли расставили коэффициенты. Для этого складываем количество атомов кислорода в правой и левой части уравнения, и оно должно сойтись

3H2S+8 HNO3 —> 3H2SO4+ 8NO+4 H2O
     
24 атома               12+8+4=24атома

Конспекты уроков, распечатанные на бумажные носители, выкладываются перед учащимися на уроке. Очень удобно новый материал демонстрировать на экране с помощью мультимедийной установки, для чего у учителя есть специальная дискета.

Часть конспекта без самостоятельных и проверочных работ переносится на диск “Электронный конспект” и раздаётся учащимся для подготовки дома.

Предлагаемая технология обучения относится:

  • к здоровье-сберегающим технологиям, так как:

а) решает вопрос с плохо видящими детьми,

б) позволяет учащимся, пропустившим много уроков по болезни, быстро восстановить знания,

в) позволяет детям, медленно пишущим (например, если ребёнок “левша”), иметь полный конспект урока, что положительно влияет на психологическое состояние ребёнка,

г) позволяет детям, занимающимся на дому, не отставать от класса и получать знания в полном объёме,

  • к технологиям сотрудничества (делай так, как я ):

а) многие учащиеся учатся сами составлять конспекты,

  • к развивающим технологиям:

а) учащиеся, занимающиеся по данной технологии, могут освоить больший объём учебного материала,

б) осуществляется постоянный контроль уровня знаний каждого ученика, что заставляет лучше готовиться к уроку,

в) учащийся может сам обнаружить свои, персональные ошибки в каждой проверочной или контрольной работе, причём сразу, после того как написал работу, что положительно сказывается в дальнейшем при выполнении аналогичных заданий,

г) учитель (особенно молодой, только начинающий работать в школе) быстро достигнет хорошего профессионального уровня, если будет использовать подобную технологию в своей работе.

  • к технологиям сжатия и сохранения информации:

а) на дискету можно перенести достаточно большой объём информации, которая занимает мало места, хорошо сохраняется и может быть использована учащимся в любой момент. Например, в 11-м классе учащиеся могут воспользоваться конспектом 9-го класса или 10-го класса.

Использование данной методики обучения даёт возможность молодым учителям быстро достигнуть высокого профессионального уровня, т. к. для составления подробных поурочных конспектов необходимо проработать много дополнительной литературы, более рационально использовать время урока, заинтересовать учащихся химией с помощью так любимого ими компьютера.

Из опыта своей работы могу сказать что учащиеся, которые пользовались “электронным конспектом” показывают хорошую успеваемость, не отстают от класса, пропустив уроки по болезни, проявляют больший интерес к предмету и не желают переходить на старую методику обучения.

Я бы сказала, что данная методика облегчает жизнь, как учащимся, так и учителю.