Творческий отчет как форма общественной презентации полученных знаний (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа


Сегодня система образования республики, и России в целом, переживает этап серьезных структурных и содержательных изменений, которые продиктованы быстроменяющимися объективными условиями мира, глобализаций общества, увеличением потока информации, расширением его источников и качества. Все это предъявляет особые требования к выпускнику образовательного учреждения, когда на первый план выходят определенные компетенции личности, и среди них – коммуникативная, основы которой необходимо закладывать уже на ступени дошкольного и начального обучения.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение комплекса развивающих и воспитывающих целей, обеспечивая освоение системы ЗУН и деятельностный подход к их применению, сохраняя и поддерживая здоровье и индивидуальность каждого ребенка. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта общения и взаимодействия, сотрудничества в разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Не случайно в стандарте общего образования особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Общиться или общаться по словарю Даля - “приобщаться, соединяться, быть заодно, быть соединяему, знаться, водиться, обращаться, дружиться, давать кому-то долю, участье”. Труднее сказать более полно и точно.

Общение детей строится в разных областях человеческого общежития: на бытовом уровне в семье; в неформальном коллективе сверстников; во взаимодействии со старшими и младшими; в ходе выполнения различных социальных ролей; в процессе деловое общение в коллективе классе, группы; в учебном диалоге; в области личных человеческих отношений - эмоциональное общение.

Но в любом случае речь идет о реализации потребности человека в получении обратной связи, в подтверждении своей значимости, в достижении собственных целей. Первые уроки общения ребенок получает с рождения. Научить общению можно только во взаимодействии. В ходе общения происходит:

  • демонстрация общепринятых норм и правил общения
  • обсуждение сиюминутных ситуаций, корректировка и рекомендации
  • создание ситуаций, требующих разного по форме и уровню общения

Лучшим приемом обучения общению является личный пример родителей, учителей, сверстников, пример литературных героев, отражение современной действительности в СМИ и телевидении.

Общение, как средство достижения коллективного успеха, может и должно являться сильным педагогическим средством развития, воспитания и обучения, т. е. обучение должно строиться на основе активного общения, возникающего в ситуации необходимости решения общей задачи – овладение знаниями, умениями и навыками, которые позволят ребенку в дальнейшем реализоваться, простроить отношения с другими участниками совместной деятельности.

Одним из приемов работы в этом направлении можно считать создание определенных микрогрупп учащихся (бригад, звеньев, отрядов и т.д.), когда перед ними ставится задача совместной деятельности по достижению определенного совместного результата с обязательной оценкой личного вклада каждого в общее дело. Цель этой работы – научить детей взаимодействовать, показать возможности коллективного труда, формировать навыки учебного полилога, решать конкретные проблемы общения в деятельности. Так, бригады простраивают свои отношения в процессе дежурства, оформления газет, совместных сообщений, подготовки к классным часам, праздникам, соревнованиям. На уроках изучения нового материала и обобщения знаний одна из форм – работа в бригадах, решение разных учебных задач, распределение работ, простраивание взаимодействия. Активная форма итоговой аттестации, требующая применения коммуникативных навыков, - творческие отчеты в конце учебного года, обязательным условием которых является коллективность, создание возможности проявить себя и оценка деятельности каждого. За последние шесть лет работы мною созданы сценарии шести таких отчетов. С одним из них я хочу вас познакомить.

Творческий отчет по итогам обучения в третьем классе (3в, 2003 – 2004)

Цель: подведение итогов обучения за год; демонстрация основных знаний и умений, приобретенных в третьем классе; формирование навыка работы в группах; воспитания товарищества, ответственности за общий результат; привитие интереса к знаниям и интеллектуальной деятельности; развитие умения применять теоретические знания на практике; соблюдение традиции как средства формирования особого уклада и отношений коллектива; воспитание гордости за свою страну, чувство гражданина.

Оформление: флаги России и Якутии; карта России с границами республик в составе России, на них флаги, закрепленные тыльной стороной; выставка детских работ: доклады и рисунки, посвященные РФ и РС(Я), историческим местам, знаменитым людям.

Подготовка: на уроках труда и рисования готовятся флаги республик России, в литературе, Интернете дети находят даты основания городов Золотого Кольца, оформляют доклады и рисунки о городах, заповедниках, народах России; бригады заранее готовят название, девиз и эмблему своей команды; демонстрационные карточки с вариантами ответов для игры “О, счастливчик!”.

1 урок. I. Орг. момент.

Звучит гимн России. Дети исполняют гимн стоя.

II. Введение в работу.

Дети рассаживаются по местам (4 стола для работы бригад с пронумерованными листами для выполнения заданий).

Учитель: Сегодня мы проводим традиционный творческий отчет – подводим итоги учебы за год. И неслучайно мы начали его с гимна России. Первые два урока будут тесно связаны с нашей страной, ее историей, особенностями, знаниями о ней. А мы будем иметь возможность еще раз убедиться в том, что знания, получаемые в школе можно и нужно применять в повседневной жизни. А вместе с нами об этом вспомнят наши гости и строгое, но справедливое жюри (представление).

III. Правописание имен собственных (межпредметные связи, развитие наблюдательности и орфографической зоркости).

Учитель: Любое государство, как хороший хозяин, стремиться жить в мире и согласии со своими соседями. А для этого надо их сначала знать. На листе с №1 запишите, вспомнив из курса природоведения, какие страны граничат с Россией:

ЗАДАНИЕ 1.

СЕВЕРО-ЗАПАД: (Норвегия, Финляндия)
ЗАПАД: (Литва, Латвия, Эстония, Польша, Белоруссия, Украина)
ЮГО-ЗАПАД: (Грузия, Азербайджан)
ЮГ: (Казахстан, Монголия, Китай, КНДР)
ЮГО-ВОСТОК: (Япония)
ВОСТОК: (США)

Дети выполняют работу в отведенное время.

Учитель: Какие правила русского языка вам нужно было вспомнить, чтобы записать эти слова? Что их объединяет? Какой частью речи они являются? Докажите. Раз это существительные, значит с ними можно составить словосочетания по предложенным схемам (записаны на доске):

х х х
сущ. + прил. сущ. + гл. сущ. + сущ.

Составьте и запишите их на первом листе под словами: ЗАДАНИЕ 2.

Дети выполняют работу в отведенное время, отдают задания 1 и 2 в жюри.

IV. Морфология.

Учитель: А что же мы знаем о частях речи? На какие две большие группы они делятся? В чем их главное отличие? Поговорим о самостоятельных частях речи. У вас на столе листы с ЗАДАНИЕМ 3. Каждой бригаде досталась своя часть речи, вы должны восстановить схему, а затем рассказать по ней о своей части речи. Поэтому сразу, обсуждая, решите, кто будет у вас выступать

Дети выполняют работу по отведенному времени, по очереди выступают, отвечают на вопросы других команд и членов жюри.

V. Работа с текстом.

Учитель: Мы много уже узнали о нашей стране и республике, в которой живем из различных текстов. Перед вами еще несколько подобных текстов, у всех они разные. Вам необходимо прочитать их и найти примеры в соответствии с ЗАДАНИЕМ 4.

Найдите в тексте по одному примеру:

- сущ.

- прил.

- гл

.

Дети выполняют работу по отведенному времени, отдают задания в жюри.

Учитель: Пока члены жюри подводят итоги, мы вспомним первое задание. Какие орфографические правила встретились в написании названий? Как вы думаете, слов какой части речи больше всего в любом языке? Почему?

Подведение итогов. Слово жюри.

Учитель: Она действительно удивительна – наша Родина. Мы только начали узнавать и открывать ее для себя. И впереди нас ждут удивительные открытия. И некоторые из них совсем рядом – на следующем уроке.

Перемена. Урок 2.

I. Орг момент. Разминка.

- наименьшее трехзначное число разделить на 50, увеличить результат в 2 раза и приписать впереди полученного произведения наименьшее однозначное.(14)

- назовите месяц под номером 5. (май)

- сумму двух наименьших четырехзначных чисел увеличить на 4 единицы. (2004)

- Что получилось? (дата: 14.05.2004)

II. Устный счет.

Учитель: Широка страна моя родная, Много в ней лесов, полей и рек…

А еще в ней живут люди разных национальностей и в составе России много республик. Хотите узнать сколько их? Решите выражение в ЗАДАНИИ 1, подписав промежуточные результаты.

5600 : 28 + (30 х 6 – 7200 : 90) – 279 = …. (21)

Дети выполняют работу по отведенному времени, отдают задания в жюри.

III. Математическое лото. (на доске - карта России с республиками и краями, закрытые флажками с номером. На скрытой стороне флажка – флаг соответствующей республики, на карте – ее столица)

Учитель: Да, их действительно 21. Их названия спрятаны под флажками на карте России. Каждому номеру соответствует вопрос, ответив на который вы узнаете название республики и ее столицу.

ЗАДАНИЕ 2. Команды по очереди выбирают номер, отвечают, переворачивают флажок, читают название, один номер – “счастливый”: сладкий приз. Если команда не может ответить, отвечает следующая по очереди.

Назовите действие:

  1. Увеличить на …
  2. Найти сумму чисел …
  3. Найти разность чисел …
  4. Найти произведение чисел …
  5. Найти частное чисел…
  6. ПРИЗ
    Верно ли утверждение
  7. Произведение равно первый множитель плюс второй множитель.
  8. Произведение равно первый множитель умножить на второй множитель.
  9. 2 умножить на 2 будет 5.
  10. Делимое равно частное плюс делитель.
  11. Умножение – это сумма любых слагаемых.
  12. Умножение – это сумма одинаковых слагаемых.
  13. На нуль делить нельзя.
  14. Для того, чтобы произведение было равно первому множителю, надо, чтобы второй множитель был равен единице.
  15. Произведение чисел 2 и 3 равно 5.
  16. От перестановки множителей произведение изменяется.
  17. От перестановки слагаемых сумма не изменяется.
  18. Ты да я, да мы с тобой. Нас двое.
  19. Периметр прямоугольника равен произведению длины на ширину.
  20. Периметр – это сумма длин всех сторон прямоугольника.
  21. При умножении любого числа на нуль получаем то же число.

Жюри оценивает ответы.

IV. Работа с многозначными числами.

Учитель: Итак, все республики названы. А у вас на столе таблицы данных, их которых видны величины площадей и количество людей, проживающих в республиках. Чеченская республика и Республика Ингушетия совсем недавно разделились, их площади еще не определены.

Название республики Площадь, кв. км Население, человек
Карелия 172400 785000
Коми 415900 1185000
Марий Эл 23200 766000
Мордовия 26200 956000
Чувашия 18300 1361000
Калмыкия 76100 319000
Татария 68000 3760000
Адыгея 76000 450000
Дагестан 503000 2098000
Ингушетия   300000
Чеченская республика   865000
Кабардино-Балкария 12500 790000
Карачаево-Черкесия 14100 436000
Северная Осетия Алания 80000 663000
Башкирия 143600 4097000
Алтай 92600 202000
Бурятия 351300 1053000
Республика Тыва 170500 309000
Хакасия 61500 586000
Республика Саха 3103200 1023000
Удмуртия 42100 1639000

ЗАДАНИЕ 3: Обведите красным цветом самую большую площадь и самую большую численность, а самые маленькие – зеленым.

ЗАДАНИЕ 4. Работаем с колонкой площадей. Разбейте числа этого столбика на три группы. Запишите каждую с новой строки. Учитель: По какому признаку вы разбили числа на группы?

ЗАДАНИЕ 5. Найдите сумму первых шести пятизначных чисел.

ЗАДАНИЕ 6. Найдите разность наибольшего и наименьшего шестизначного числа.

Дети выполняют работу в отведенное время, отдают задания 3, 4, 5 и 6 в жюри.

ЗАДАНИЕ 7. Россия богата своей историей, культурой, традициями. Чем дальше событие от нашего времени, тем больше его историческая ценность. Я предлагаю вспомнить один из прошлых уроков ознакомления с окружающим миром – “Путешествие по Золотому кольцу России”. У вас на столе карты – схемы золотого кольца России с указанием № города, датой его основания и “полочкой” для названия. Я даю характеристику города, вы находите его на карте и записываете название.

№1 – город, названный в честь Сергия Радонежского (Сергиев Посад)

№2 – город, основанный, как и Москва, Юрием Долгоруким (Переславль-Залесский)

№3 – город, который знаменит белым Кремлем, церковным звоном и финифтью (Ростов)

№4 – город, обязанный своим названием геометрической фигуре, знаменит часовым заводом (Углич)

№5 – в этом городе был создан первый общедоступный русский театр (Ярославль)

№6 - город, улицы которого напоминают женский веер (Кострома)

№7 – город художников (Плес)

№8 – город – музей деревянной архитектуры (Суздаль)

№9 – город соборов и храмов (Владимир)

Найдите самый древний город? Самый “молодой”?

ЗАДАНИЕ 8. Запишите даты основания городов в порядке возрастания. В первом числе обозначьте единицы первого класса; во втором – десятки первого класса; в третьем – сотни первого класса; В четвертом – единицы второго класса. Последнее число запишите в виде суммы разрядных слагаемых.

Дети выполняют работу по отведенному времени, отдают задания 7 и 8 в жюри.

V. Нахождение площади и периметра.

Учитель: Мы знаем, что символом любого государства являются герб (видим его на доске: герб России и Якутии); гимн звучал вначале события; и флаг, который имеет точные, четко определенные размеры. Они указаны на листах с ЗАДАНИЕМ 9. А мы найдем площади и периметр государственного российского флага (130 см х 90см)

Дети выполняют работу по отведенному времени, отдают задание в жюри.

VI. Итог.

Учитель: Какое слово чаще других звучало у нас на уроках? Я думаю, что мы сумели показать, как много мы узнали и научились в третьем классе, а сегодня победили все, несмотря на результаты, потому что прожили радость совместного труда и общих знаний.

Подведение итогов. Слово жюри. Перемена.

Далее идут развлекательные игры и конкурсы, обмен впечатлениями.