Урок литературного чтения в 1-м классе с использованием мультимедийной презентации "Сказки о животных. В.Г. Сутеев. «Палочка-выручалочка»"

Разделы: Начальная школа


Учебные задачи:

  • вводить в круг чтения новые авторские сказки;
  • сравнивать сказки по темам, авторам; учить составлять схему-описание и схематический план, пересказывать по плану;
  • сравнивать героев сказки и их поступки.

Учебные умения:

  • правильно называть сказку (Сутеев “Палочка-выручалочка”);
  • выявить авторскую точку зрения и выражать свою;
  • пересказывать по картинному плану.

Учебный материал:

Примечание: V - щелчок.

Ход урока

Орг. момент.

Актуализация знаний. Работа с книгами.

- Рассмотрите книги. Сравните их.

1 слайд.

- Рассмотрите модели книг. Сравните их.

- Что общего? V (сказки)

- Чем отличаются? V (литературная, народная)

- Как вы думаете, почему мы рассматриваем именно эти модели книг? (Вероятно, мы будем читать сказку.)

- Какая еще стоит перед нами задача? (Определить, какая это сказка.)

2 слайд (пустой).

V Чтение сказки учителем (до слов: “… и на этот раз мне помогла.”).

- Как вы думаете, всю ли сказку я прочитала?

- Какие чувства возникли у вас в процессе слушания?

- Придумайте название сказки.

- Можете ли вы определить, какая это сказка? Авторская или народная?

- Кто автор сказки?

3 слайд.

V (портрет) V (ф.и.о. автора) – Прочитайте имя автора. (Владимир Георгиевич Сутеев)

- Что вы знаете об авторе? (Несколько предложений о Сутееве.)

- Смоделируйте обложку книжки-малышки самостоятельно.

(Ученики моделируют обложку.)

V - Проверьте себя.

Дочитывание сказки детьми.

- Теперь узнаем окончание сказки. Откройте учебники на странице 117.

- Кто герои сказки?

- Давайте дадим им характеристику.

4 слайд. V - Какой еж? V (Характеристика ежа.)

5 слайд. V - Какой заяц? V (Характеристика зайца.)

Работа в тетрадях с выборочным чтением учителя.

- Откройте рабочие тетради на странице 48, задание 2.

- Что вы заметили? (Повторяется слово “палочка”.) V

- Какова ваша задача?

- Какие же функции выполняла палочка?

6 слайд. – А теперь определим последовательность функций, выполняемых палочкой.

- Какая функция палочки была первой?

Чтение учителем отрывков сказки.

V (выручалочка)

7 слайд. V (Иллюстрация ко второй части.) Чтение второй части.

V (скакалочка)

8 слайд. V (Иллюстрация к третьей части.) Чтение третьей части.

V (вытягалочка)

9 слайд. V (Иллюстрация к четвертой части.) Чтение четвертой части.

V (поднималочка)

10 слайд. V (Иллюстрация к пятой части.) Чтение пятой части.

V (ударялочка)

11 слайд. V (Иллюстрация к шестой части.) Чтение шестой части.

V (выручалочка)

- Что заметили в тетради? (Нарушена последовательность функций палочки.)

- Давайте, не нарушая, последовательности попробуем пересказать сказку.

Пересказ сказки с опорой на иллюстрации.

12 слайд. V V V V V V V

Рекомендации.

- Какая функция палочки вам больше понравилась?

- Придумайте дома сами какую-нибудь функцию палочки, нарисуйте иллюстрацию. Расскажите родителям о сказке, с которой мы работали, используя схему.

13 слайд. – Какие сказки В. Сутеева вы уже знаете?

Выставка книг В. Г. Сутеева.

V (модели обложек)

V (“Дядя Миша”), V (“Елка”), V (“Яблоко”).

14 слайд. – С каким жанром мы работали? V (сказки)

- Какие бывают сказки? (литературные, народные)

- Какие – по тематике? V (о животных), V (волшебные),

V (бытовые).

15 слайд. V - Какую главную мысль содержит сказка?

- Прочтите еще раз отрывок, найдите главные слова. Проверьте себя. V

- Оцените свою работу на уроке.

- Ежик доволен вашей работой и считает, что вы сегодня: V

МОЛОДЦЫ !

Использованная литература:

  1. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 1 класс. Методическое пособие. - М., Вентана-Граф. - 2004.;
  2. Сутеев В.Г. Палочка-выручалочка. – М., 2005.