Анализ воспитательной работы за год

Разделы: Администрирование школы


Сегодня в условиях социальной нестабильности, обострения национальных отношений, утраты духовных ценностей особенно значимой становится роль школы, как гаранта мира и общественной нравственности. В связи с этим время ставит нас перед необходимостью пересмотреть свои взгляды на воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении. А.С.Макаренко говорил: “Воспитывать – значит учить жить”. А успех воспитания невозможен без знания реальных закономерностей, присущих человеческой природе, без опоры на глубинные знания бытия, становления и развития личности.

Концепция воспитательной системы школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способной к саморазвитию. Такой системный подход позволяет сделать педагогический процесс более целесообразным, управляемыми, самое важное, эффективным.

Школа использует свою стратегию и тактику в воспитании, основанную на компетентносном подход.

Исходя из этого, главной целью воспитательной работы школы является: способствовать воспитанию свободной, гуманной, духовной, самостоятельной личности, обогащенной научными знаниями, готовой к сознательной творческой деятельности и нравственному поведению.

Для осуществления этой высокой цели перед педагогами школы стояли следующие задачи воспитательной работы:

  1. Развивать школьные традиции, создавая благоприятные условия для всестороннего развития личности учащихся.
  2. Способствовать развитию ученического самоуправления. Формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина РФ.
  3. Максимально вовлекать родителей в жизнь школы и привлекать их к реализации программы развития.
  4. Продолжить работу по предупреждению правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних и по предупреждению наркомании среди подростков, максимально привлекать детей группы “риска” к участию в жизни школы, класса, занятиях кружков, секций
  5. Активизировать работу по изучению уровня воспитанности учащихся
  6. Совершенствовать систему методической работы с классными руководителями
  7. Усовершенствовать работу школьной библиотеки
  8. Повысить у учащихся интерес к внеклассной работе

Исходя из целей и задач воспитательной работы были определены приоритетными направления воспитательной деятельности школы: Гражданско-патриотическое; Учебно-познавательное; Спортивно-оздоровительное; Нравственно-эстетическое; Коммуникативное; Трудовое; Воспитание средствами библиотеки; Профилактика правонарушений; Работа с родителями.

Подводя итоги воспитательной работы за 2005\2006 учебный год, следует отметить, что педагогический коллектив школы стремился успешно реализовать намеченные планы, решать поставленные перед ним задачи.

1. В формировании и развитии личности учащихся школа ведущую роль отводит гражданско-патриотическому воспитанию, которое способствует становлению социально значимых ценностей у подрастающего поколения. В течение года педагогическим коллективом была проделана большая работа по этому направлению: воспитывалось уважение к символам и атрибутам Российского государства (учащиеся на еженедельных школьных линейках и традиционных праздниках исполняли Государственный гимн РФ, были участниками тематических бесед и викторин по данной тематике), прививалась любовь к Малой Родине, к родной школе через традиционные школьные дела.

Учебный год начался с традиционного праздника знаний “Здравствуй, школа!”, в котором приняли участие учащиеся 1 и 11 классов. Для учащихся 2-10 классов в этот день был проведен урок России “Славный воин Владимир Храбрый”, который был посвящен, 625-летию битвы на Куликовом поле.

Отчетный учебный год, юбилейный в истории школы. 10 сентября наша школа отметила свое 30-летие. Успешно прошли празднования этого события, в нем приняли активное участие и дети, и учителя, и родители. Концерт с домашним названием “Голубой огонек”, конкурс газет в виде поезда знаний, акция “Подарок школе”, явились яркой демонстрацией способностей, дарований, щедрости и талантов наши учащихся и педагогов.

Традиционно прошли: КТД “День города”; декада памяти “Рубежи славы”, в рамках которой были проведены тематические уроки, различные конкурсы, встречи с ветеранами ВОВ, встречи с поэтом-серпуховичом Головановым А.Н., просмотр кинофильмов о войне (см. отчет о проведении декады). В период с 21 января по 23 февраля проводился традиционный месячник, посвященный Дню защитника Отечества. Уроки мужества “Военная история России” с участием военнообязанных граждан нашего города показали интерес учащихся к профессии военного, к истории Вооруженных сил России. Яркое впечатление на школьников произвел просмотр документального фильма о нашем земляке Р.Катасонове, погибшего при выполнения своего долга перед Родиной (фильм показан при участии центра гражданского и патриотического воспитания). Высокий патриотический подъем среди учащихся вызвал традиционная акция “Надежда”. Во время акции дети поздравляли подшефных ветеранов с праздником, развешивали, собственноручно приготовленные, поздравительные открытки на дверях подъездов. В канун дня вывода войск из Афганистана, возле мемориальной доски школы, была проведена “Вахта памяти”. Учащиеся почтили память наших выпускников А. Перевозчикова и А. Щербакова, погибших при выполнении своего военного долга. Завершился месячник спортивными соревнованиями “А ну-ка, мальчики!”, “Браво парни!”, зимним чемпионатом по футболу, посвященного памяти А.Перевозчикого (см. отчет о проведении месячника). Учащиеся нашей школы приняли участие в других мероприятиях гражданско-патриотического направления (см. таблицу№1).

Таблица №1

№ п/п Городское мероприятие Участники Результа тивность
       

Становлению общечеловеческих ценностей в сознании учащихся способствовали мероприятия, посвященные Дню великой Победы. В эти дни традиционно состоялись многочисленные встречи с ветеранами ВОВ: Козленковым П.Н., Житковой Л.Н., Яковец В.В., Труновым Н.Г., Элошвили В.И. Учащиеся с интересом слушали их воспоминания о суровых днях ВОВ, задавали различные вопросы. После бесед, которые прошли в теплой обстановке, был показан документальный фильм “Серпухов во время и после войны”. Фильм инициировал детей на выражения своих положительных эмоций и благодарности ветеранам за мирное небо над головой.

6 мая на здании школы была установлена мемориальная доска А.Щербакову, выпускнику нашей школы погибшего в Чеченской республике при выполнении боевого задания. На торжественном открытие доски присутствовали: глава города Серпухова П.В.Жданов, руководители различных городских учреждений, представители организации “Боевое братство”, сослуживцы и родители Алексея, педагоги и учащиеся школы. Это событие вызвало большой эмоциональных отклик в душах присутствующих.

Мероприятия гражданско-патриотического направления способствуют воспитанию в наших детях высоких нравственных качеств: патриотизм, гражданственность, доброту, отзывчивость, благодарность, ответственность, чувство долга перед старшим поколением.

В становлении личности учащихся школа большую роль отводит нравственно-эстетическому воспитанию, которое способствует духовному формированию личности, развитию творческих задатков, способностей, дарований и талантов. В течение всего учебного года были сохранены главные традиции школы, которые наполнили воспитательную работу интересной, содержательной деятельностью. К ним относится: КТД “От всей души!”, концерт, посвященный Дню пожилого человека, праздник Осени, КТД “Пусть всегда будет мама!”, праздник “Здравствуй Новый год!”, День влюбленных, КТД “Все цветы в один букет мы сложим”, праздник микрорайона Широкая Масленица, Праздник Последнего звонка, Праздник “Прощая, начальная школа!”, Выпускной вечер. Духовному становлению личности старшеклассников способствовали православные чтения, с участием отца Владимира. Для младших школьников учащиеся 6 классов подготовили рождественскую сказку (руководитель Соколова Н.Н.). С целью закрепления основ правил дорожного движения для учащихся проводились минутки безопасности, различные конкурсы по БДД, рейды по выявлению нарушителей (руководитель Волошко О.И.).

Ориентируясь на высокие достижения, коллектив школы принимал участие и в городских мероприятиях (см. таблицу №2).

Таблица №2

№ п/п Городские мероприятия Участники Результативность
       

Педагогический коллектив школы стремиться создать благоприятные условия для всестороннего развития личности каждого ученика, отводя определенную воспитательную роль учебно-познавательной деятельности. На уроках, в учебной деятельности, учителя-предметники формируют научное мировоззрение учащихся. Это находит продолжение и во внеклассной работе, во внеурочных занятиях. Традиционными стали в школе предметные недели, декады. В рамках, которых учителя используют различные формы внеурочной деятельности: предметные олимпиады, конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, устные журналы, выпуск газет и т.д.

Успешно прошла серия игр городской интеллектуальной игра “Что? Где? Когда?” (проводимой комитетом по молодежной политике), итогом которой стало участие команд нашей школы в финальной игре. В этом году коллектив школы впервые участвовал в городском праздновании Дня науки (проведен конкурс сочинений “Экономия энергоресурсов – обязанность каждого школьника города” и конкурс рисунков “Как я учусь быть бережливым”). Учащиеся 3 “Б” класса (учитель Карева Е.В.) приняли участие в городском конкурсе “В гостях у Самоделкина”; 4 “Б” класс – в познавательной игре “Техно-шоу”; команда 7-8 классов - в викторине “Мир юного техника”; победители школьного конкурса (Чумакова А. 8 “Д”, Гаврилова Д. 11 “А”) – в конкурсе художественного слова “Душа России”, команда старшеклассников – в экологической викторине, посвященной аварии на Чернобыльской АЭС. Одаренные дети слали участником областной программы “Планета будущего”.

Большое воспитательное значение имеет экскурсия. За прошедший год учащиеся побывали в выставочном зале (6г, 6а, 6в, 4б, 2б, 5а), в СИХМ (5г, 5б, 8а), в серпуховской библиотеки (6г,2а, 2б, 2г, 1в), в приокско-террастном заповеднике (2б, 1а), в учреждениях культуры г. Серпухова (2в, 2б, 3б, 3г, 2а, 5г, 6а, 6г), на фабрике елочных игрушек в г. Клин (5а, 5в), в Поленово (3а, 3б), в Бородино (5а, 5в, 5г), на местах боевой славы в серпуховском районе (7д), в ПТУ 28 (9д), МУП “Жилищник” (8г), в московских музеях (6а,6б,7в), театрах (11в, 8д, 8г, 6г, 6в, 9 классы), цирках (5в, 5г, 4а).

Немалое внимание школа уделяет и трудовому воспитанию. Основополагающей идеей этого направления является систематический, совместный, созидательный, творческий, социально значимый труд. На территории школы расположен огромный цветник, посаженный руками самих детей, который каждый год занимает призовые места среди цветников города. Школьники самостоятельно собирают семена, проводят их коллибровку, сушат, а потом высаживают на рассаду. Организуя разнообразную, насыщенную трудом деятельность (уборка учебных кабинетов, утепление окон, ремонтирование школьной мебели совместно с педагогом, уборка пришкольной территории и территории микрорайона и т.п.) педагогический коллектив осознает пользу такого воспитания для будущего подрастающего поколения.

Не в стороне остается и работа спортивно-оздоровительного направления воспитательной деятельности. Привлекая учащихся к занятиям в спортивных секциях, используя нестандартные формы спортивных внеурочных праздников и мероприятий учителя физкультуры Камынина Е.В., Люканов С.Н., Иванкова Н.В. способствуют повышению интереса к спортивной внеклассной работе. В городских соревнованиях, их было немало (23), 93 % призовых мест завоевано учащимися нашей школы. В итоге школа заняла 2 место в городской спартакиаде школьников (см. анализ работы ШМО учителей физического воспитания). Огромное внимание в школе уделяется беседам о здоровом образе жизни. В прошедшем учебном году были организованы встречи с врачом-гинекологом Барбашовой М.В., врачом-офтальмологом Копыленковой Е.Ю., врачом-дерматологом Лобжанидзе М.И., врачом-терапевтом Козловой Р.А.; проведены тренинги с участием психологов из МДЦ “Юность”. Также для старшеклассников было проведено анонимное анкетирование о здоровом образе жизни, которое показало, что учащиеся, не задумываясь о вреде для своего организма, активно употребляют спиртные напитки и курят (39% учеников). Ввиду такого показателя, в следующем учебном году, педагогическому коллективу следует изменить формы воспитательного воздействия, о здоровом образе жизни, на подрастающее поколение.

Воспитание является значимым компонентом системы образования в школе и, как целенаправленный педагогический процесс должен быть успешным и результативным. Не первый год в школе существует рейтинговая система участия классов в общешкольных и городских мероприятиях. В этом году рейтинговая таблица велась и в начальной школе, с учетом возрастных особенностей детей. Проведенные мероприятия показали, что некоторые классы уделяют огромное внимание воспитательной работе и принимают участие во всех мероприятиях (классы начальной школы; 5 “А”, “Б”; 6 классы, 7 “Б”, “Д”;8 “Б”, “В”; 10 “Б”), а остальные же классы выборочно относятся к воспитательной деятельности.

По результатам рейтинга в 2005/2006 учебном году победителями стали:

  • 1 место – 6 “Г”, классный руководитель Болотина Е.Е. (171 балл)
  • 2 место – 6 “В”, классный руководитель Кочергина Е.А. (128 баллов)
  • 3 место – 6“А”, классный руководитель Ануфриева Н.А. (123 баллов)

Места по параллелям распределились следующим образом

  • 1 место - 5Б, 6Г, 7Б, 8В, 9В, 10Б, 11А
  • 2 место - 5А,6В, 7В, 8Д, 9Ж, 10А,11В
  • 3 место - 5В,6А, 7А, 8Г, 9Д, 10В,11Б

По итогам рейтинговой таблицы в начальной школе победителями стали:

1-2 место поделили –

  • 1 “Б” классный руководитель Смирнова Е.А.
  • 3 “А” классный руководитель Асхабадзе В.С.

3-4 место поделили –

  • 3 “Б” классный руководитель Карева Е.В.
  • 4 “А” классный руководитель Алешина И.И.

Основной из задач, которая стоит перед педагогическим коллективом, в следующем году:

- совершенствовать работу по приоритетным направлениям воспитательной деятельности

- развить школьные традиции.

2. Участие в общешкольных мероприятиях развивает ответственность, инициативу в наших детях, содействует воспитанию общественной активности, выявляет лидерские качества личности и их коммуникативные способности.

Учащихся школы отличает активная жизненная позиция. Созданные в школе организации (начальная школа “ДОМ”, среднее и старшее звено “Планета 7”) наилучшим образом созидают условия для удовлетворения потребностей человека в реализации “пяти” само – самоорганизации, самодеятельности, самоуправления, самовоспитания и самообучения.

Анализируя работу этих организаций можно сказать следующее:

Вся воспитательная работа в начальном звене проводилась в рамках детского объединения малышей “ДОМ”. Как и в прошлом году, по ряду объективных причин, местом проведения общешкольных мероприятий стали спортивные залы (в малом проводились сборы детей по параллелям, в большом – спортивные соревнования). Основной целью таких мероприятий стало дальнейшее приобщение детей младших школьников к совместным видам досуговой деятельности, где ведущая роль отводилась соревнованию (в связи с введением рейтинговой таблицы). В канун новогодних праздников в основание ДОМа был возложен первый кирпичик дружбы. В следующем году считаю необходимым продолжить работу в данном направлении и плодотворнее заняться “строительством ДОМа”.

В среднем и старшем звене работа по данному направлению проводилась в рамках сложившейся системы ШУС, в соответствии с программой детского объединения “Планета 7”. Анализирую эти работу можно сказать следующее:

  • В начале учебного года проведены выборы президента школьной республики (им стал Иванов Дмитрий 11 “В” класс) и представителей в кабинет министров.
  • После проведенной инаугурации президента был разработан план работы органов самоуправления.
  • При поддержки кураторов департаментов, министры различных ведомств совершенствовали работу сложившейся систему ШУС. Как и в прошлом году приходится констатировать тот факт, что учащиеся не ответственно относятся к заседаниям департаментов, не добросовестно выполняют полученные поручения. Вся активная работа велась только благодаря заинтересованной работе самого кабинета министров.
  • За прошедший учебных год были оформлены несколько тематических рублик для стенда “Планета 7”; были проведены заседания департаментов: “умники и умницы”, “досуг”, “поиск”, “дисциплина и порядок”, “пресс-центр”, “малыш”, “здоровье”. Регулярно проводились рейды по проверки второй обуви, по проверки делового стиля в одежде, по проверки состояния учебников. После каждого мероприятия подводились итоги работы. Представители кабинета министров активно посещали городские сборы школы актива, а некоторые даже присутствовали на трехдневной учебе в лагере актива.

Работа в органах ученического самоуправления способствует становлению личности учащихся, формирует активную гражданскую позицию и самосознание гражданина РФ. Для совершенствования этой работы в ближайшем будущем, считаю необходимо:

На ШМО классных руководителей разработать пути дальнейшего развития системы ШУС.

Усовершенствовать работу педагогов-кураторов департаментов, создать координационный совет.

Продолжить совершенствовать работу ШУС путем привлечения к самоуправленческой деятельности заинтересованных людей и изучение новой литературы.

3. Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Школа и семья - два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. С этой целью в школе велась большая работа с родителями или лицами их заменяющими. Систематически проводились классные родительские собрания, разнообразные по формам (организационные, тематические, итоговые, собрания-диспуты) (см. отчеты классных руководителей). Тематика родительских собраний зачастую выбиралась самими родителями. В течение учебного года было проведено и общешкольные родительские собрания, на которых обсуждались вопросы: антитеррористической защищенности, введением делового стиля в одежде, участие в итоговой аттестации по форме ЕГЭ, лицензирования учебного заведения и т.д. Активная работа велась и на заседаниях совета школы. Одной из составляющей части взаимодействия педагога и родителей является корректирование семейного воспитания. С этой целью проводились рейды по неблагополучным семьям с участием инспектора ОДН, социального педагога, педагога-организатора по микрорайону (1раз в четверть), индивидуальные и групповые беседы с родителями. Благодаря сотрудничеству с комитетом социальной защиты над некоторыми неблагополучными семьями был установлен соц. патронат. Школой были предложены тематические консультации с директором, с учителями, с психологом, с социальным педагогом, с педагогами дополнительного образования. Активно привлекались родители в организацию кружковой работы (“Бисероплетение” - Гераськина И.Н., “ЮИД” - Волошко О.И., “Математический” - Селиванова Н.А., “Юная медсестра” - Орлова Н.А.), к участию в общешкольных мероприятиях (“Мама, папа, я – спортивная семья”, конкурсная программа “Дочки – матери”, праздники микрорайонов).

Одной из задач программы “Грани единого целого №3” является внедрение в работу новые формы сотрудничества педагогов, родительской общественности, жителей микрорайона. Педагогический коллектив активно работает в данном направлении. В следующем учебном году, считаю необходимым:

- продолжить работу с родителями информационно-просветительской, творческой, организационно-направленной деятельностью (см. программу “Грани единого целого №3”).

- разнообразить формы вышеперечисленной деятельности.

4. Большую помощь в решении вопросов воспитательной работы оказывает социально-профилактическая и психолого-педагогическая служба. Направления деятельности работы психолога, Смирновой Е.А., были весьма разнообразны. К ним относиться и организационная, научно-методическая работа, и работа с педагогическим коллективом, и психологическая работа с детьми, находящими под опекой, и диагностико-коррекционная работа с социально-дезадаптированными учащимися, и изучение познавательных процессов школьной мотивации, и психологическая готовность к школе, и психологическая помощь при подготовке к ЕГЭ и т.д. (см. анализ работы психолога).

В течение 2005/2006 учебного года в школе активно велась работа и по профилактике наркомании и по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. С этой целью был организован и проведен День профилактики с участием специалистов разных сфер (врач-гинеколог, нарколог, юрист, представители из ДдиЮ, инспектор по делам несовершеннолетних). Проводились Советы профилактики, малые педсоветы, тематические беседы, просмотры кинофильмов на актуальные темы. По социальной статистике большинство детей, в которых живут наши учащиеся – полные (74,6%); неполных семей составляет 25,4%. Особым вниманием в работе социального педагога пользуются проблемные учащиеся и дети из неблагополучных семей. По статистическим показателям этого года их численность составляет:

На учете в ОДН и КДН – 23 человека (2004/05г. – 14 человек);

На внутришкольном учете – 78 человек (2004/05г. – 60 человек);

На учете в наркологическом диспансере – 4 человека (2004/05г. – 4 человека); Дети, охваченные патронатным воспитанием – 5 человек (2004/05г. – 0 человек)

(подробно см. анализ работы социального педагога).

Педагогическому коллективу школы нужно серьезно задуматься над своим отношением к детям из неблагополучных семей, и пересмотреть методы и формы воспитательного воздействия на таких детей, может быть тогда динамика численности пойдет на спад.

5. В современных условиях главной целью воспитания является развитие и совершенствование личностных качеств личности. Нынче в большей степени от школы зависит, каким человеком станет в будущем ребенок – добрым или злым, высокоморальным или безнравственным, честным или преступником. С этой цель школа, уже не первый год, изучает уровень воспитанности каждого школьника. Результаты данной работы зависит не только от объективных факторов, но и от профессионализма учителя, его отношения к детям, желание изменить ситуацию к лучшему. Поэтому в классах, где учитель уделяет данному вопросу большое внимание, уровень воспитанности учащихся стабильно остается высоким (например, 1а, 1б, 2б, 3а, 4г, 5б, 6б, 6г,7б, 7д, 9б, 10а) (см. приложение № 1).

При анализе результата можно определить низкий уровень оценок по следующим критериям:

  1. отношение к учебе;
  2. долг и ответственность
  3. честность и справедливость
  4. милосердие