Конкурс эрудитов

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Внеклассная работа


На доске представлено игровое поле, на котором указаны различные разделы языкознания. В каждом разделе по 15 вопросов. Каждый вопрос оценивается определенным количеством баллов (по уровню сложности).

Фонетика и графика

10 5 10 10 15
5 10 15 5 5
15 15 5 10 15

Лексика и фразеология

15 10 5 5 10
15 5 10 15 5
5 15 10 15 10

Словообразование

5 5 10 15 10
10 15 5 10 5
15 5 15 10 15

Орфография

10 10 5 15 5
15 5 10 5 10
5 15 10 15 15

Морфология

15 5 10 10 5
10 15 15 5 10
5 5 10 15 15

Синтаксис и пунктуация

5 10 15 15 5
10 5 5 10 10
15 15 10 5 15

Участники могут выбрать по желанию любой раздел и любой вопрос из этого раздела. Например, морфология-10, это значит, выбирается вопрос из области морфологии, верный ответ на который оценивается в 10 баллов. Клетка, соответствующая выбранному вопросу, для удобства зачеркивается. Если участник не может ответить на выбранный им вопрос в течение 10-15 секунд, то право на ответ получает любой игрок, первым поднявший руку, а затем ход переходит к следующему участнику. Победитель – игрок, набравший наибольшее количество баллов.

Фонетика и графика

Вопросы, оцениваемые в 5 баллов:

1. Название какой буквы русского алфавита говорит о ее доброте? (ь – мягкий знак)

2. Какие три гласные русского алфавита идут одна за другой? (э, ю, я)

3. Сколькими звуками различаются слова ёж и ешь? (одним: О-Э)

4. Сколько раз встречается звук Т в предложении Документ подписан директором(три)

5.

С “к” я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне,
С “п”, от вас не утаю, -
Тоже в классе я стою (карта-парта)

Вопросы, оцениваемые в 10 баллов:

1.

С “т” - я книга,
С “с” - я рыба,
С “к” - бесформенная глыба,
С “л” - помог колоть я лед,
С “д” - народ во мне живет. (том, сом, ком, лом, дом)

2. Прочитайте слова. Произнесите звуки в обратном порядке. Какие слова получились?

Дог

Араб (код, пара)

3. В каких из перечисленных ниже глаголах можно по-разному поставить ударение?

Вычитать, прочитать, рассыпать, выкупать, искупать, вырезать, отрезать

4. Какая часть света называет себя первой и последней буквами древнерусской азбуки?

(Аз-и-я)

5. Расшифруйте слова, найдите лишнее

Жыил

Ански

Кьионк

Нолс (лыжи, санки, коньки, слон)

Вопросы, оцениваемые в 15 баллов:

1. Составь транскрипцию слова, взяв четвертый звук от слова крылья, четвертый звук от слова ящик, третий звук от слова визг и ударный гласный от слова столяр. Какое слово получилось? (лиса – леса)

2. Строчка из известной песенки “Жил-был у бабушки серенький козлик” в зашифрованном виде выглядит так: “Шыр-пир ю пяпюжгы зэлэмъгый гёсрыг”. Как с помощью этого же шифра записать “Крокодил Гена”? (Глёгётыр Кэмя)

3. Так называется учебник, который обиделся на Витю Перестукина за то, что он не знал правило о безударных гласных. В этом слове 4 слога, 10 букв, но 9 звуков. В нем спряталась единица массы. (грамматика)

4. Встречаются ли в русском языке слова, в которых пишется три одинаковые буквы подряд? (больше двух согласных не пишется, а написание подряд трех гласных допустимо: змееед, длинношеее)

5. Девочка заменила каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось число 136151. Угадайте имя девочки. (Лена)

Лексика и фразеология

Вопросы, оцениваемые в 5 баллов:

1. Найди лишнее: бледный, синеватый, скудный, тусклый (скудный)

2. Подберите общее определение к группе из трех существительных:

еж, взгляд, куст (колючий)

3. Подбери слово: чистое, голубое, горное - . . . (озеро)

4. Вставьте слово из трех букв, которое заканчивает первое и начинает второе:

ГОР (…) ОЛАД (шок)

5. Замените слово в скобках так, чтобы равенство было верным:

У + (атмосферное явление) = (запугивание) (угроза)

Вопросы, оцениваемые в 10 баллов:

1. Ее толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, не желая говорить; в нее прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из нее сухими. Что это? (вода)

2. Вставьте числительное из трех букв, чтобы получились новые слова:

ЖЕ***КОСТЬ

ЗА***Й

КА***РКА

ВО***РГ

ЛА*** ЧКА (сто)

3. Запиши синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и слово мороз холод, стужа)

4. Путем перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово.

Кожа + ворон = (жаворонок)

5. Назовите подходящее по смыслу слово:

НУМИЗМАТ – МОНЕТЫ, … - МАРКИ (филателист)

Вопросы, оцениваемые в 15 баллов:

1. В тексте поменяли местами слова, близкие по значению слову старый. Найдите эти слова и поставьте их на нужное место.

Старинный человек обыкновенно любит вспоминать старые происшествия и рассказывать о ветхих обычаях; а если он скуп, то в сундуках его найдешь много давнего… (старый, давние, старинных, ветхого)

2. Понедельник, вторник, среда… Раньше семь дней недели называли седмицей. На смену этому слову пришло слово неделя. Почему именно неделя?

(Неделей первоначально называлось воскресенье, день отдыха, когда не делали никакой работы. Позже это название перешло на весь период)

3. Есть у китайцев такая поговорка: “Даже самая хорошая память ничего не стоит по сравнению с чернилами”. Вспомните русскую поговорку с таким же значением. (Что написано пером, того не вырубишь топором)

4. В русском языке некоторые имена и понятия неразрывно связаны: скажешь имя Трифон и тут же вспоминается Тришкин кафтан. Вот четыре имени: Кузьма, Макар, Сидор, Демьян. Какое из перечисленных ниже слов не связано в фольклоре ни с одним из них?

Мать, сын, коза, телята, уха. (сын)

5. К словам хвост, холод подберите такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном (собачий)

Словообразование

Вопросы, оцениваемые в 5 баллов:

1. Какую часть слова можно найти в земле? (корень)

2. Это однокоренное слово со словом летчик. Приставка такая же, как в слове перепрыгнул. Суффиксы одинаковые с глаголом слышать. (перелетать)

3. Найди слово без суффикса –ист-:

Лучистый, ветвистый, мглистый, завистливый, искристый. (завистливый)

4. Какое слово образовано не так, как остальные:

Лоботряс, сердцеед, зубоскал, лизоблюд, людоед? (сердцеед)

5. Найди слова с одинаковыми приставками:

Отмерять, отравить, отвар, Отчизна, отец. (отмерять, отвар)

Вопросы, оцениваемые в 10 баллов:

1. От существительного земля образуйте глагол с суффиксом –ся (приземлиться)

2. Разбери слова по составу: скупить (книги) – скупой (на ласку)

(в 1-ом слове корень –куп-, во 2-ом слове корень – скуп-)

3. Найдите в тексте слово, образованное путем переход одной части речи в другую.

Я смотрю – в избе мой брат,
У него шинель до пят.
Он с запиской отпускной
К нам пришел на выходной. (выходной)

4. Найдите лишнее слово:

Подрамник, подрезка, подружка, подрыв подружка)

5. Назовите слова, у которых корень не совпадает с основой:

Хлеб, радуга, загар, ромашка, улов, скала, орел (загар, улов)

Вопросы, оцениваемые в 15 баллов:

1. Одинаков ли состав слова слов завод (“предприятие”) и завод (у часов)?

(завод – предприятие корень завод-, а завод у часов корень –вод-)

2. С помощью какого суффикса ножи и ноги превращаются в одно слово?

(суффикс –ищ-)

3. Есть ли в предложениях слова с одинаковыми окончаниями?

Утром мы любуемся восходом.

Вечером мы любуемся закатом.

(Слова с окончанием –ом: восходом и закатом. Слова утром и вечером – наречия, у них нет окончаний)

4. Чем отличаются по составу слова стекло существительное и глагол?

(У глагола суффикс –л-, в существительном – часть корня)

5. Есть ли среди приведенных слов слова, имеющие три приставки и два суффикса?

Подосиновик, подорожник, чайник, озорник, понавыдумывали, лакомка, обезуметь, сортировщик, формовщик, черновик, въехал, приналечь. (понавыдумывали)

Орфография

Вопросы, оцениваемые в 5 баллов:

1. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных шестов с заостренными концами? (Коля – колья)

2. Почему по-разному пишутся близкие по звучанию слова?

Деревенский старожил

Сад колхозный сторожил. (старожил – старый житель, сторожил – сторож)

3. В каком слове на месте пропуска пишется “е”?

В…сеть, зав…сать, на в…су, в…сячий. (на весу)

4. Вот 5 несклоняемых существительных: кофе, шимпанзе, кашне, какаду, пальто. Какие из них можно употребить вместо многоточия в словосочетании черный… ?

(кофе, шимпанзе, какаду)

5. Какое слово является проверочным для слова прим…рение? (мирный)

Вопросы, оцениваемые в 10 баллов:

1. Определите по правилам русской грамматики и орфографии, где нужно поставить мягкий знак.

Пятлая куж…

Бурявый пупалош…

Мяувая дуч… (кужь, дучь – ж.р.)

2. Выбери существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют окончание –ов.

Заяц, арбуз, слово, какао, мандарин. (арбузов, мандаринов)

3. Вставь пропущенные буквы: фло…кий, де…кий, ленингра…кий

(флотский, детский, ленинградский)

4. Вставьте пропущенные буквы:

Ч…рный ч…ртенок по берегу ш…л,

Ч…рный ч…ртенок ч…рнила наш…л.

Ж…лтенький ш…лковый бантик испачкал.

Вот вам с ч…ртенком такая задачка:

Вставьте все буквы для гласного звука,

Ч…рному ч…ртику будет наука.

5. Сколько ошибок в предложении?

Циган купил красофки (четыре)

Вопросы, оцениваемые в 15 баллов:

1. Найдите смысловое различие в следующих словосочетаниях:

Подарок Коле

Подарок Коли

(подарок (кому?) Коле - подарок (чей?) Коли )

2. Как правильно написать:

У рыбов нет зубов;

У рыбей нет зубей;

У рыб нет зуб?

(У рыб не зубов)

3. Какое правило спрятано в песне из передачи “Радионяня”?

Предлинный достанет до крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Кто очень такой или очень сякой –

Пре- мы напишем при этом.

(правило о правописании приставок ПРЕ- и ПРИ-: “Если приставка близка по значению к слову “очень” или к приставке ПЕРЕ-, то в ней пишется буква –е-)

4. Учитель спросил, где было Бородинское сражение. Петя сказал: “Под Бородиным”. Вася: “Под Бородином”. Коля: “Под селом Бородино”. Миша: “Под селом Бородиным”. Кто из ребят построил фразу правильно?

(Коля: “Под селом Бородино”)

5. К данным существительным подбери прилагательные.

Рояль, вермишель, шампунь.

(белый рояль, яичная вермишель, новый шампунь)

Морфология

Вопросы, оцениваемые в 5 баллов:

1. У каких существительных нет формы единственного числа?

Очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы, сутки.

(бигуди, жалюзи, санки, каникулы, сутки)

2. Какими частями речи могут быть данные слова?

Дали, пила, соли.

(существительные и глаголы)

3. Какими частями речи являются подчеркнутые слова.

Кто без кисти и белил крыши города белил?

(существительное, глагол)

4. Определи части речи.

Десяток, двойной, удесятерить, десять, пятерка.

(существительное, прилагательное, глагол, числительное, существительное)

5. Найдите лишнее слово.

Существительное, глагол, сказуемое, предлог (сказуемое)

Вопросы, оцениваемые в 10 баллов:

1. Какой частью речи является слово “смел” в предложениях?

Как он смел! Как он смел? (краткое прилагательное, глагол)

2. Как можно существительные “жар” и “ель” превратить в глаголы?

(переставить ь в словах)

3. Какой частью речи являются слова “тысяча”, “миллион”, “миллиард”?

(числительные)

4. О словах какой части речи говорится в стихотворении С. Маршака?

Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг,-
Все знаю я о них.
Они по зову моему
Являются ко мне.
Зовут их Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где? (о наречиях)

5. Как превратить слова ай и но в местоимения?

(переставить звуки)

Вопросы, оцениваемые в 15 баллов:

1. В одной из сказок А.С. Пушкина есть такая строка: “Да понадеялся он на русский авось”. Какой частью речи является в данном случае слово “авось”? Какой частью речи оно является чаще всего в текстах?

(существительное, но чаще бывает наречием)

2. В каком падеже личное местоимение мы состоит из двух предлогов?

(на-с)

3. Известны лишь две последние буквы слова “-ло”. Определите, к какой части речи можно отнести это слово.

(существительные с.р – правило; наречие – тепло; светило – глагол; предлог – около)

4. Определите части речи. Дримбул латко крипетил горселенка.

(Существительное, наречие, глагол, существительное)

5. Какое выражение состоит из двух наречий, которые могут быть предлогами?

(вокруг да около)

Синтаксис и пунктуация

Вопросы, оцениваемые в 5 баллов:

1. Назовите подлежащее в каждом предложении.

Брат сварил кофе. Кофе выпил брат.

(брат)

2. Составьте из слов предложение.

Парк, от, дома, нашего, недалеко, прекрасный.

(Недалеко от нашего дома прекрасный парк)

3. Назовите пару слов, которая не является словосочетанием.

Крикливые галки, галки проснулись, проснулись на березах.

(галки проснулись)

“Там ступа с Бабою-Ягой идёт, бредёт сама собой...” А какой член предложения сама собой?

(обстоятельство)

4. Выберите предложение с однородными членами:

а) В кабинете у доктора жили ежики, зайцы и белки.
б) Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри.
в) Мама засмеялась, наклонилась ко мне и поцеловала.

(а)

Вопросы, оцениваемые в 10 баллов:

1. В каждом предложении найди имя существительное, к которому относится имя прилагательное пышный.

Люблю я пышное природы увяданье.

Люблю я пышной природы увяданье.

(пышное увяданье, пышной природы)

2. Выберите сложные предложения:

а) Кот переплыл реку и выбрался на берег.
б) Дождик вымочит, а солнце высушит.
в) Ложь и обман всегда обнаруживаются и становятся явными.
г) Никто на свете не знает таких удивительных сказок, которые знает Оле-Лукойе.

(б, г)

3. Прочитайте 2 предложения. Чем они отличаются?

НА ВОКЗАЛЕ ПЕТР ВСТРЕТИЛ МАТЬ, СЕСТРУ, БРАТА, СВОЕГО ТОВАРИЩА.

НА ВОКЗАЛЕ ПЕТР ВСТРЕТИЛ МАТЬ, СЕСТРУ, БРАТА СВОЕГО ТОВАРИЩА.

(во втором предложении встречающих стало меньше)

4. Девочке очень хотелось пойти в поход с одноклассниками, но бабушка не пускала. Тогда она решила отправить телеграмму в санаторий родителям, а в ответ получила следующее. БЫТЬ ДОМА НЕЛЬЗЯ ИДТИ ПОХОД. Поставьте запятую так, чтобы девочка смогла пойти в поход. (Быть дома нельзя, идти поход)

5. Расставьте знаки препинания так, чтобы не было никакой нелепицы.

Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать пять.

(Пальцев у него двадцать, пять на каждой руке, десять на ногах, всего двадцать пять.)

Вопросы, оцениваемые в 15 баллов:

1. Выполните разбор по членам предложения: Дримбул латко крипетил горселенка. (подлежащее, обстоятельство, сказуемое, дополнение)

2. Расставьте знаки препинания.

Вот и солнце встает из-за пашен блестит
За морями ночлег свой покинуло
На поля на луга на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.

(Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло).

3. Придумайте предложение с однородными членами блеснули и побежали.

(Первые лучи солнца блеснули в небе и побежали по земле.)

4. Придумайте сложное предложение со словами блеснули и побежали.

(В небе блеснули вспышки молнии, и по земле побежали дождевые потоки.)

5. Составьте из буквосочетания ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ не меньше 5 предложений. Расставьте знаки препинания.

(Те перья подними, те тоже.

Те перья под ним, и те тоже.

Те перья поднимите тоже.

Те перья по ними, те тоже.

Теперь я, подними те тоже.

Теперь я, поднимите тоже.

Теперь я, под ними те тоже.)