План-конспект урока русского языка "Второстепенные члены предложения. Распространенные предложения", 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  1. Формирование представлений о распространенных и нераспространенных предложениях; введение в активный словарь учащихся термина второстепенные члены предложения.
  2. Совершенствование орфографических навыков.
  3. Развитие мышления, умение рассуждать.

Оборудование: опорные схемы, карточки со словами, магнитофон, фонограмма записи П. И. Чайковского “Октябрь”.

Класс: 3, первая четверть.

Учитель: Захарова Е. В.

Ход урока

1. Оганизационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Ребята, о чем мы говорили на предыдущих уроках русского языка?

Дети: Мы говорили о предложениях.

У: Все ли вы знаете о них?

Д: Нет.

У: Хотели бы узнать?

У: Сегодня нам предстоит большая и серьезная работа, познакомиться с видами предложений. Давайте постараемся получить от этой работы удовольствие.

3. Словарно-орфографическая работа.

У: А начнем урок с работы над словарными словами. Составьте из данных сочетаний букв словарные слова, которые начинаются с буквы “С”.

ГИОСАП, КАООРС, РЕСВЕ, ОБСАКА, ТСОЦАЛИ, АРАСХ.

Д: Сапоги, сорока, север, собака, столица, сахар.

У: Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните непроверяемую безударную гласную.

У: Давайте проверим, как вы записали с помощью сигнальных карточек.

Оранжевая карточка буква “О”; красная - “А”; зеленая - “Е”.

Микровывод: Мы повторили написание словарных слов.

4. Актуализация знаний.

У: Назовите главные члены предложения.

Д: Подлежащее и сказуемое.

У: Чем в предложении может быть выражено подлежащее?

Д: Существительным, местоимением и другими частями речи.

У: Чем может быть сказуемое?

Д: Сказуемое может выражаться глаголом, именем существительным и другими частями речи.

У: Какую речь приятно слушать?

Д: Спокойную, размеренную, без добавления слов “ну, э-э-э” и т. д.

У: О ком в народе сложили пословицу: “Говорит, словно горох сыплет о стену”?

Д: О тех, кто говорит очень быстро.

5. Изучение нового материала.

1. Анализ языкового материала.

У: Прочитайте текст, записанный на доске.

Днем и ночью мчатся по дороге машины. Рядом с дорогой стоит школа. Ребята посадили вдоль дороги тополя. Деревья охраняют школу от шума и пыльных туч. Зимой тополя задерживают снег. А знойным летом деревья спасают от жары.

У: О чем текст?

Д: О тополе.

У: Какую пользу приносит это дерево?

Д: Тополь очищает воздух, задерживает снег, спасает от жары.
У: А что еще вам известно об этом дереве?

Д: Один тополь выделяет кислорода столько, сколько три липы, четыре сосны или семь елей.

Тополя не прихотливы, очень быстро растут. Если весной посадить в землю черенок высотой тридцать сантиметров, то уже к осени вырастет метровое дерево.

Тополиный лист очень гладкий и с него легко слетают или смываются дождем мелкие частицы пыли. Он свисает на длинном черенке, благодаря этому листья очень подвижны и хорошо улавливают пыль.

У: Назовите главные члены каждого предложения.

Д: Мчатся машины. Стоит школа. Ребята посадили. Деревья охраняют. Тополя задерживают. Деревья спасают.

У: А теперь прочитайте текст, используя только главные члены предложения.

У: Все ли понятно?

Д: Нет.

У: А что помогает, уточняет прочитанное?

Д: Другие слова, другие члены предложения.

У: Эти члены предложения называются второстепенными членами предложения.

2. Осознание формулировки определения понятия.

У: Ребята, откройте учебник на странице 63 и прочитайте правило про себя.

Какие члены предложения называются второстепенными? Почему сказуемое или подлежащее не являются второстепенными членами предложения?

Д: Подлежащее и сказуемое - это главные члены предложения.

3. Запись текста.

У: Выпишите из текста предложения, которые рассказывают о пользе тополя. Подчеркните главные члены предложения.

4. Работа с упражнением 26 стр. 64.

У: Познакомьтесь с упражнением 26 страница 64. Ребята, какое предложение вам понравилось больше? Почему?

У: С помощью каких членов предложения мы узнали, о каком корабле идет речь и куда он мчится?
Д: С помощью второстепенных членов предложения.

У: Подумайте, ребята, какое из этих двух предложений можно назвать распространенным, а какое нераспространенным.

Д: Первое предложение нераспространенное, а второе распространенное.

У: Сделайте вывод, используя это правило.

Д: Предложения могут быть распространенными, если в них есть второстепенные члены предложения и нераспространенными, если нет второстепенных членов предложения.

Физкультминутка

У: Встаньте, вытяните правую ножку и в воздухе напишите слово “УДАЧА”, левой “ЩАВЕЛЬ”. Правым локтем напишите слово “ВОРЧУН”, левым “ЩУКА”, правым “ЛЫЖИ”, левым “ШИШКА”. Какое правило орфографии вы вспомнили?

6. Первичное закрепление.

У: А сейчас, ребята, послушайте отрывок произведения П. И. Чайковского “Октябрь”. Какие чувства вызвала эта музыка у вас?

Д: Грусти и печали.

У: Давайте составим очень “красивое” распространенное предложение. Запишите предложение, которое вам понравилось больше.

У: Докажите, что записанное вами предложение не является нераспространенным.

7. Закрепление.

1. Орфографическая зарядка.

У: Я читаю слова с проверяемой безударной гласной, а вы должны “просигналить” карточками о гласной, которую вы запишите.

Дожди, плохой, сова, медовый, земля, пчела, река, гора, грачи, ведро, моряк.

2. Работа с пословицами.

У: Ребята, прочитайте слова и рассмотрите схемы. Попробуйте составить предложения пословицы, так чтобы они соответствовали данным схемам.

Шутка, не, руки, до, умелые, доведет, скуки, знают, плохая, добра, не.

Д: Плохая шутка до добра не доведет. Умелые руки не знают скуки.

У: Как вы понимаете эти пословицы? Запишите ту пословицу, которая вам понравилась больше.

3. Распространение предложений.

У: Послушайте отрывок из стихотворения А. Плещеева.

Осень наступила. Высохли цветы.
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.

У: Встретили ли вы нераспространенные предложения? Какие?

Д: Осень наступила. Высохли цветы.

У: Распространите их, т. е. добавьте второстепенные члены предложения.

Микровывод: Чем больше второстепенных членов в предложении, тем богаче и ярче звучит наша речь.

4. Игра “Кто быстрее?”.

У: Каждому ряду я раздам листок с текстом, где по очереди вы должны выделить главные члены предложения. Какой ряд быстрее и качественнее выполнит эту работу, тот и выиграет.

По воскресеньям мы с папой гуляем в парке. На прогулку я всегда беру угощение для птиц и зверей. Мы крошим хлеб и бросаем крошки уткам. Белочку я кормлю из рук печеньем.

При проверке используется взаимопроверка.

5. Работа с предложением.

У: Запишите в тетрадь предложение

Метель очень ласково одела деревца елового царства.

У: Теперь выпишите первую букву каждого слова. Какое слово у вас получилось?

Д: Молодец!

У: Вы действительно молодцы, очень хорошо поработали!

8. Итог.

У: Что нового вы узнали на уроке?

Какое задание понравилось больше? Почему?

Что не удалось выполнить сразу? Почему?

С каким настроением заканчиваем урок?

9. Домашнее задание. Упражнение 29 стр. 65.