Русский язык, 2-й класс. Программа "Школа России". Общее понятие об имени прилагательном

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тема: Общее понятие об имени прилагательном.

Цели:

  • Актуализировать знания детей об имени прилагательном как части речи; привлечь внимание учащихся к значению в нашей речи имен прилагательных; учить работать с таблицей.
  • Развивать речь, мышление, память, орфографическую зоркость.
  • Воспитывать любовь к родному языку, уважение друг к другу.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» Л.М.Зелениной, «Дидактический материал» Л.М.Зелениной, таблицы – памятки, карточки для творческой работы.

ХОД УРОКА

1. Актуализация

1 слайд. – Нас встречает гномик Всезнайка, который поможет нам сегодня на уроке. Прочитайте слова, которые он подобрал. Выделите изученную нами группу слов. (Имена существительные)

2 слайд. – И по взмаху волшебной палочки, гномик выделил имена существительные. Докажите, что это имена существительные. Что их объединяет? (Неодушевленные, нарицательные)

– На какие две группы вы их можете разделить? (В единственном числе и во множественном числе)

– Что еще можете определить у этих имен существительных? (Род)

– Запишите имена существительные в столбик.

– Обратите внимание на оставшиеся слова. Что о них можете сказать? (Имена прилагательные)

– Определите тему нашего урока.(Имена прилагательные)

– Определите учебную задачу. Чему мы будем учиться? (Познакомимся с частью речи именем прилагательным)

– Что это? (Памятка)

– Можете ли вы воспользоваться ей? (Нет, они пустые)

3 слайд. Какова же ваша учебная задача? (Заполнить памятку)

2. Открытие нового знания

4 слайд. – Подберите к каждому имени существительному подходящее имя прилагательное.

5 слайд. – Проверьте себя.

– Запишите, оставив между ними месть.

– Что обозначают имена прилагательные? (Признаки предметов)

6 слайд. – Внесем данные в таблицу-памятку.

7 слайд. – Вернемся к нашей работе.

– Задайте вопросы к именам прилагательным.

– Запишите их на месте пропусков.

– Что же мы выяснили? (Имена прилагательные отвечают на эти вопросы.)

8 слайд. – Внесем данные в таблицу-памятку.

– А почему столько вопросов у имени прилагательного, ведь у имени существительного только два вопроса?

9 слайд. – Гномик Всезнайка поможет нам ответить на этот сложный вопрос. Что он сделал? (Разделил чертой слова на две группы)

– Рассмотрите первую группу (до черты). Чем различаются слова? (Разных родов: м.р. ж. р. с. р.)

10 слайд.–  Внесем наши выводы в таблицу.

11 слайд. – А теперь обратим внимание на слова под чертой.

– Чем они отличаются от слов первой группы? (Во множественном числе)

– Значит, как изменяются имена прилагательные? (По числам)

12 слайд. – Внесем и это знание в таблицу-памятку.

Выводы: расскажите об имени прилагательном, используя таблицу-памятку об имени прилагательном (см. Приложение 1).

3. Физминутка

4. Первичное закрепление

– Сверим наши знания с научными.

Дидактика с. 90

– Прочитайте правила.

– Верны ли наши открытия?

Дидактика с. 91 упр. 41

– Прочитайте первый столбик слов. Что их объединяет? (Имена существительные)

– Докажите.

– Прочитайте второй столбик слов. Что общего у них? (Имена прилагательные)

– Докажите.

– Сформулируйте вашу учебную задачу. (Подобрать каждому существительному соответствующее имя прилагательное, карандашом в учебнике)

Проверка. Прочитайте пары с вопросами. Дайте характеристику прилагательным. (Мяч какой? Резиновый – м. р., ед. ч.)

13 слайд. – Наш гномик Всезнайка задумался. О чем он думает? Что объединяет? (Существительные)

– Отгадайте, что на уме у гномика: снежный, холодный, большой? (Снеговик)

– А теперь попробуем поиграть. Выберите предмет и опишите его не называя, а мы постараемся его отгадать.

– Слова какой части речи помогают описать тот или иной предмет подробно? (Имена прилагательные)

5. Творческая работа

14 слайд. – Посмотрите, с кем дружит наш гномик? (С зайчиком)

– Листочки Помогите Всезнайке сделать рассказ о друге более красивым. Как это сделать? (Вставить вместо пропусков имена прилагательные)

– Кому трудно подобрать свои имена прилагательные, можете воспользоваться словами для справок.

Этот _______________ зверёк живёт в лесу. У него _______________ уши и _________________ хвост.
Передние лапы ________________, а задние _________________. Шубка у зверька летом _______________, а зимой _________________.
Морковь и ___________________ капуста – любимое лакомство. А зимой и ___________________ нора хороша. Зайка всего боится.

Слова для справок: маленький, пушистый, длинные, маленький, серенькая, беленькая, вкусная, хрустящая, уютная, тёплая.

Проверка. Прочитайте получившийся текст.

6. Итог урока

15 слайд.

– Чему учились на уроке?

– Какие выводы сделали?

– Расскажите об имени прилагательном.

7. Домашнее задание

– Дидактика с. 92 упр. 43.

Приложение 2