Скорая химическая помощь

Разделы: Химия, Внеклассная работа


“Настоящая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств”

Авиценна.

Ход урока

Вступление учителя:

Химия, обладая огромными возможностями, создает невидимые ранее материалы, облегчает труд человека, одевает, экономит его время, создаёт ему уют и комфорт и даже изменяет внешность людей.

Но та же химия может стать опасной для здоровья человека, даже смертельно опасной…

Писатель-фантаст и учёный биохимик Айзек Азимов писал: “Химия – это смерть, упакованная в банки и коробки”. Сказанное, конечно же, справедливо не только по отношении к химии, но и по отношению к электричеству, радиоэлектронике, транспорту.

Мы не можем жить без электричества, но оголенный провод смертельно опасен; мы любим, смотреть телевизор, но за его задней панелью напряжении в тысячи вольт; нам необходим автомобиль, но под его колёсами часто погибают люди.

Использование людьми достижений современной науки химии требует высокой общей культуры, большой ответственности и, конечно, знаний.

Возьмем, к примеру, такие необходимые для здоровья человека вещества, как лекарства.

Итак, целью нашего сегодняшнего занятия является:

Знать:

  • “исторический путь” лекарственных средств (когда впервые появились лекарства, кто оказал наибольшее влияние на становление лекарственной индустрии);
  • Содержание обычной домашней аптечки, какие лекарства должны входить в обязательный минимум любой домашней аптечки;
  • Разумное, грамотное использование лекарств, опасность самолечения.

Сообщения учащихся: “Исторический путь лекарственных веществ”.

1 учащийся:

Лекарства - это вещества природного или синтетического происхождения или их смеси, используемые для лечения и профилактики болезней.

В древности для избавления от боли люди применяли растения в различном виде (настойки, отвары, высушенных насекомых и пресмыкающихся органы животных).

Великий древнегреческий врач Гиппократ искал причины болезней не в злых духах, а в окружающей среде, образе жизни и питания. Именно он приземлил медицину, призывая лечить не болезнь, о больного. Кроме профилактических мер, причин болезней и их диагностики, Гиппократ описал более двухсот лекарственных растений и способов употребления. Его называют отцом медицины.

Большое количество лекарственных препаратов растительного и минерального происхождения описано в сочинениях среднеазиатского медика эпохи средневековья Авиценны. Многие из этих средств с успехом используются до сих пор.

Труды Авиценны заложили основу возникновения врачебной, медицинской химии, основоположником которой является швейцарский естествоиспытатель Парацельс. Считая организм химическим реактором, он начал использовать для лечения болезней минеральные воды, соединения сурьмы, мышьяка, меди, свинца, ртути и других элементов

Актуально до сих пор утверждение Парацельса об огромной важности количества применяемого препарата. “Всё есть яд, ничего не лишено ядовитости, и всё есть лекарство. Лишь только доза делает вещество ядом или лекарством.

2 учащийся:

А что у нас в России?

Из древних рукописей известно, что в 1547 году царь Иван Грозный направлял посла в немецкую землю для привоза мастера для изготовления квасцов, применяющихся для лечения различных болезней и опухолей. При царе Михаиле Фёдоровиче (1613-1645) врачебный персонал царского двора составлял 7 докторов, 13 лекарей, 4 аптекаря и 3 химика. Доктора и лекари определяли болезнь и способ её лечения, аптекари готовили лекарства в химической лаборатории, а химики, помогающие аптекарям в изготовлении лекарств участвовали в своеобразной экспертизе и проверке новых лекарств.

С конца 18 века начался период бурного развития естествознания, новый научный этап сознания и использования лекарственных средств. Были усовершенствованы методы получения, очистки и анализа химических веществ. В первой половине 19 века в России были синтезированы химические соединения, обладающие биологической активностью, открытие обезболивающих веществ позволило применять их в хирургической практике.

А с 30-40-х годов 20 века начался современный этап разработки и изучения лекарств, основанный на использовании достижений ряда естественных наук. Был создан значительный арсенал препаратов различного действия, в том числе для лечения многих считавшихся ранее неизлечимыми заболеваниями. Период 60-70-х годов 20 века нередко называют фармацевтической революцией.

Вопросы для учащихся:

  • Назовите людей, которые оказали наибольшее влияние на становление лекарственной медицины?
  • Процитируйте Парацельса о количестве применяемого препарата;
  • Какой период называют бурным в развитии естествознания?
  • Какой период называют фармацевтической революцией?

А теперь давайте посмотрим, что имеется в домашней аптечке?

Стук в дверь.

Входит учащийся с аптечкой в руках и в белом халате.

- Врача вызывали?

3 учащийся (врач):

В моей аптечке лекарственные препараты, которые делятся на три большие группы:

  • Антибактериальные средства (антисептики);
  • Средства, действующие на центральную нервную систему;
  • Вещества, действующие на регуляторные механизмы организма.

Такая классификация весьма условна, часто наблюдается перекрывание сфер деятельности лекарственных веществ.

На сегодняшний день известно свыше пяти тысяч лекарственных средств, выпускаемых в нескольких сотен лекарственных форм. Часто выпускают комбинированные средства.

В моей аптечке минимум лекарственных веществ, но с этими лекарствами мы часто встречаемся в жизни. Пришло время познакомиться с ними.

Раздаёт краткие сообщения учащимся, приговаривая в шутливой форме:

“У тебя нездоровый вид?; Не связано ли твоё плохое настроение с недомоганием? и т.п.”

Учащиеся поочерёдно выходят к доске, рассказывая о своём лекарственном веществе, о его составе и применении.

Сообщения учащихся “домашняя аптечка”:

  • Пероксид водорода (Н2О2) — отличный антисептик. Однако если перепутать с 1—2% раствором пероксида с пергидролем (30%-ным раствором), то можно получить сильные ожоги на коже, слизистых оболочках. Водный раствор перекиси водорода очень устойчив. 3% раствор - хорошее дезинфицирующее средство.
  • Нашатырный спирт (водный раствор аммиака) возбуждает дыхательный центр. Этим пользуются, чтобы вывести больного из состояния обморока. Есть аммиак и в нашатырно-анисовых каплях, которые известны как отхаркивающее средство. Однако большие дозы аммиака могут остановить дыхание. А, попав в глаза, он быстро проникает в ткани, вплоть до зрительного нерва, и может нанести ему глубокие, иногда необратимые повреждения.
  • Аспирин, или ацетилсалициловая кислота один из препаратов, который широко применяют как жаропонижающее, противовоспалительное, болеутоляющее и противоревматическое средство. Интересно, что это лекарство немного замедляет процесс свертывания крови. Этим нередко пользуются врачи для предотвращения образования тромбов после операций, а также при нарушении кровообращения.

Однако эти свойства аспирина могут вызвать и неприятные последствия в случае приема его в больших дозах. Способность сдерживать свертывание крови может привести к кровотечениям. А так как аспирин - это кислота, то его избыток может способствовать раздражению слизистой оболочки желудка и появлению язвы.

  • Лекарства для лечения сердечно-сосудистой системы - это валидол, корвалол, нитроглицерин. Последнее средство наиболее эффективно снимает спазмы сосудов сердца. Разумеется, если беспокоит боль в сердце, нельзя полагаться только на лекарства, необходимо обязательно обратиться к врачу!
  • В аптечке, конечно, найдутся средства лечения пищеварительной системы. В случае употребления несвежей пищи или при нарушении простейших гигиенических правил в кишечник могут попасть чужеродные организмы, которые, размножаясь, вызывают тяжелое состояние - диспепсию.

Наиболее популярным средством борьбы с этим заболеванием является салол в чистом виде или как компонент лекарственной смеси.

Это вещество подавляет деятельность чужеродных микроорганизмов. Таким же действием обладают и другие средства: фталазол, сульгин

  • Наряду с этими лекарствами, которые продаются без рецепта, есть более сильные, борющиеся с микроорганизмами. Это антибиотики, их без рецепта не продают. Если не жалеть сильнейших антибиотиков, чтобы избавиться от насморка, то может случиться так, что они не помогут при более серьезных заболеваниях. Дело в том, что поколения микроорганизмов сменяются очень быстро — каждые 20—50 мин, то есть существуют отличные условия для быстрого естественного отбора наиболее приспособленных. Через достаточно большое число поколений — а их смена произойдет за 2—3 недели — в организме может остаться разновидность микробов, не только не боящаяся данного лекарства, но даже неплохо чувствующая себя в нем. Таким образом, появляется клан стрептококков или пневмококков, приученных к антибиотику.
  • В аптечке часто можно найти витамины. Строго говоря, это не лекарства, а жизненно необходимые организму вещества. В руках умелого врача разнообразные витамины — могучее средство укрепления организма, повышения общего тонуса, сопротивления заболеваниям. В настоящее время широко используются поливитаминные препараты: Компливит, Ундевит, Витрум и др.

Вопросы учителя:

  • Что ещё может и должно, по вашему мнению, находится в обычной домашней аптечке? (обсуждения учащихся).
  • О каких лекарственных веществах мы ещё не говорили?

Природные лекарственные вещества – лекарственные растения.

Загадки учителя:

Где то в чаще дремучей
За оградой колючей
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка.
Там красные таблетки
Развешаны на ветке. (Шиповник)

Кто любит молоко коровье
И кто растит цыплят гусей
Должны дружить с листвой моей!
В июне, июле, сентябре
Пожалуйте друзья ко мне.
Наденьте на руки перчатки -
Ожогов берегись ребятки.
Быстро растёт от меня молодняк
Значит растение не просто сорняк. (Крапива).

В старину человек искал лекарственные средства почти вслепую, наугад. Одно из поверий гласит: “По форме растение похоже на ту часть тела человека, которую оно лечит”. Растение похоже на человека в целом, должно лечить от всех болезней. Корень ценится тем выше, чем больше он походит на человека. Что это за корень? (Женьшень).

Многие народы, живущие на территории России почитали это дерево как священное. По сибирским поверьям, на ветвях этого дерева живёт хозяйка Земли. А вот что поётся в песне об этом дереве.

Первое дело – мир освещать,
Второе дело – Скрип утешать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвёртое дело – чистоту соблюдать.
Что это за дерево? (Берёза).

Слово учителя:

Мы разобрали некоторые лекарственные вещества, которые могут находиться в обычной домашней аптечке. Набор лекарственных средств зависит от индивидуальных особенностей человека. Но необходимо помнить, что в любом случае, прежде чем принимать какие-либо лекарственные вещества, нужно проконсультироваться с врачом. Учитель подводит итог вместе с учащимися, какие лекарственные средства всё-таки должны присутствовать в любой домашней аптечке.

Лекарственные препараты — сильнодействующие средства, ими надо пользоваться осмотрительно. И если вы все-таки занялись самолечением, используя лекарства, когда-то прописанные вам врачом, или те, которые вы приобрели, увидев или услышав рекламу, прочитайте внимательно в инструкции к ним разделы: “Показания”, “Противопоказания”, “Дозировка и способ применения”. Помните: неверное применение, высокая доза могут превратить лекарство в яд!

Пожелания учителем здоровья присутствующим, не хандрить и всегда пребывать в хорошем настроении и здоровом теле, что бы не обращаться к каким либо лекарственным средствам.

Народная мудрость гласит: “Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - много потерял, здоровье потерял - всё потерял”. Будьте здоровы!

Литература.

  1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. Москва, “АСТ-ПРЕСС”, 1999.
  2. Гроссэ Э. Химия для любознательных. Л. Химия. 1979.
  3. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. М.: 1999.
  4. Курячая М.А. Химия созидающая, химия разрушающая. Издательство “Химия”. 1990.
  5. Макаров К.А. Химия и здоровье. Книга для внеклассного чтения. М. Просвещение. 1985.
  6. Николаев Л.А. Химия жизни. М. Просвещение. 1973.