Безударные личные окончания глаголов, 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока: закрепить знания о глаголе как части речи; повторить правописание безударных личных окончаний глаголов.

Задачи урока:

Образовательные

  1. закрепить умение правильно писать безударные личные окончания глаголов;
  2. закрепить умение определения спряжения глаголов;
  3. закрепить умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов;
  4. закрепить знания о глаголах – исключениях.

Развивающие

  1. развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, аналогии);
  2. развивать психические процессы (внимание, восприятие, память);
  3. развивать орфографическую зоркость;
  4. развивать связную устную и письменную речь.

Воспиательные

  1. воспитывать любовь к родному языку с помощью сказок А.С. Пушкина;
  2. воспитывать умение работать в коллективе.

Ход урока

I. Организационный момент, постановка цели.

У. Ребята, сегодня наш урок будет необычным. У нас много гостей. Но вы способные, умные. Вы, конечно, поможете мне вести урок, у нас все получится. Наш урок будет необычным еще и потому, что будет сказочным. Вместе с героями сказок А.С. Пушкина мы поговорим о глаголах. Вы уже научились грамотно писать окончания глаголов. Сегодня мы их повторим. Как и всякая сказка, наш урок начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте – (включить магнитофон) – море, волны плещут (откр. доску, на доске корабль) открывает глаза…

Ветер по морю гуляет

Д.

И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах…

II. Чистописание.

У. Чтобы корабль плыл быстро, ровно, плавно всем нужно красиво писать. Потренируемся. Открываем прописи на странице 5, прописываем 2 строки (записать на доске: ют, тт, юн). Закрыли тетради.

III. Закрепление.

1) У. Наш корабль отправится в путь только тогда, когда вы расскажете все о глаголе. Итак…

Д. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?; бывает совершенного и несовершенного вида; I и II спряжения; изменяется по временам, в настоящем и будущем времени по числам и лицам, в прошедшем по числам, в единственном числе по родам.

У. Молодцы. Итак, мы отправляемся. Открываем рабочие тетради, записываем число, классная работа (под музыку). Наш путь указан стрелками. На каждой стрелке задание. В строчках, которые я прочитаю, вам нужно найти глагол, записать его, определить спряжение, выделить окончание.

У.

Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук

Д. Ломит, сгибает

У.

Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь.

Д. Плещешь, захочешь, точишь.

У. А теперь самостоятельно, по вариантам

I в. Пышный двор встречает их;

IIв. Все их громко величают.

У. Продолжаем путешествие.

Ветер весело шумит
Судно весело бежит

Мы очутились на острове Буяне и какое чудо встретили? (на доске остров, белка, орехи).

Д.

Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые…

2) Работа с глаголами-исключениями

У. В каждом орешке глагол, но не простой, а исключение. Прежде, чем вы будете их искать, давайте вспомним стихотворение про эти глаголы. (все про себя – один вслух).

У.

К морю лишь подходит он
Вот и слышит будто стон

Д. Слышит

У. Запишите этот глагол в 1 лице мн. числе.

Д. Слышим (на доске в столбик)

У.

Смотрит – видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей…

Д. Смотрит, видит (на доске)

У. Поставьте эти глаголы во 2 л. ед.ч.

Д. Смотришь, видишь (на доске)

У.

Их он кормит и поит
И ответ держать велит

Д. Держать

У. Поставьте этот гл. в 3 л. мн. ч.

Д. Держат (на доске)

У.

Комаром оборатился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал

Д. Догнал

У. Запишите этот глагол в 3 л. мн. ч.

Д. Догоняет (на доске)

У.

И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами.
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.

Д. Вертеться

У. Запишите гл. в 2 л. мн. ч.

Д. Вертите (на доске)

У.

Крепко связаны ей локти
Попадется зверю в когти.
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть.

Д. Терпеть

У. Поставьте гл. в 3 л. ед. ч.

Д. Терпит (на доске)

У.

Как под крылышком у сна
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.

Д. Дышала

У. Поставьте гл. в 1 л. мн. ч.

Д. Дышим (на доске)

У. Все названные глаголы какого спряжения? (II) А какие глаголы – исключения II спряжения, мы не назвали?

Д. Обидеть, ненавидеть, зависеть

Физ. минутка

У. Все встали. Когда я буду называть глаголы I спряжения, вы делаете приседание, глаголы II спряжения поднимаете руки вверх.

У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала (I)
Коля колет (I)
Толя полет (I)
Паша пашет (II)
Варя варит (II)
Света светит (II)
Соня дремлет (I)
Катя катит (II)
Тоня тонет (I)
Но не дам ей утонуть (I)
Подрисую что-нибудь (I)

Садитесь

IV. На доске

Помнишь, злилась, носилась,

Желтела, сидела, чернеет, зеленеет.

У. Вчитайтесь в эти глаголы. Из какого они произведения?

Д. “Зимнее утро” А.С. Пушкина

У. Саша, прочитай нам это стихотворение.

У. Запишите эти глаголы в два столбика (по спряжениям) самостоятельно.

Проверим: я называю глагол – вы показываете карточкой спряжение.

У. Запишите предложение (к доске)

На мутном небе мгла носилась. Делаем полный разбор (чл. пр., чем выр., хар-ка, схема, с/с)

На мутном небе мгла носилась.

мгла (что делала?) носилась

носилась (где?) на небе

на небе (каком?) мутном

I. Носилась (что делала?) глагол

II. Н.ф. носиться

III. Нес.в., II спр., в пр.в., ед.ч., ж.р.

V. Сказуемое

VI. Итог по первой части урока.

- Какие произведения Пушкина вспомнили?

- Что повторили? Какие знания, умения закрепили?

VII. Развитие речи.

У. Закрыли тетради, положили перед собой листки разноцветной бумаги. Весь урок мы вспоминали строки из произведений А.С. Пушкина. Вы слышали как великолепен и красив русский язык. А теперь попробуйте сами написать небольшое (5-6 пр-ий) сочинение на тему “Весна”. Старайтесь писать красиво. Красивым должен быть не только подчерк, но и ваша речь. Вашими сочинениями мы украсим это дерево (показываю). Все деревья распускаются весной и наше не останется без внимания.

Вам могут помочь опорные слова:

долгожданная, ласковое, теплый ветерок, пробиваются ростки.

Проверка: несколько выслушиваются, затем дети приклеивают свое сочинение на дерево.

У.

Вот и сказке конец,
А кто слушал…

Д. Молодец

У. Вместе со сказкой закончился наш урок.