Растения весной. Первоцветы. Окружающий мир

Разделы: Начальная школа


Цели: Дать представление об изменениях в жизни растений весной; поговорить о разнообразии растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растений и растительного мира нашей Родины, нашего края.

Знать: какие растения занесены в красную книгу.

Уметь: правильно вести себя в природе.

Оборудование: Пьеса П.И.Чайковского “Подснежник” (из цикла “Времена года”); книги о растениях, набор открыток из “Красной книги”, плакат с эпиграфом, пословицы, кроссворд, магнитофон.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие, улыбнулись, подарили свои улыбки гостям. Учитель читает стихотворение:

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Всё ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.

II. Актуализация знаний.

Беседа по вопросам:

- Какие признаки в неживой природе вы наблюдали? Как изменился снег с приходом весны? Какие осадки сейчас выпадают? Чем отличается ледоход от половодья? Какие художественные произведения рассказали нам о половодье?

III. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы поговорим об изменениях в природе с приходом весны, о разнообразии весенних растений - цветов, о необходимости их охранять и беречь.

В помощь возьмите с собой внимание, сосредоточенность, дружелюбие.

1. Объяснение нового материала.

Беседа:

- Этот урок я хотела бы начать со стихотворения.

С чего это всюду
Такое веселье.
Такое -
С зари до зари
Торжество?
И только всего,
Что так прежде красна
Пришла, прилетела, вернулась... весна!

- Весна замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Прослушав отрывки из стихотворений, отгадайте о каких весенних месяцах говорится, соотнесите их с иллюстрациями, которые расположены на доске.

Яростно река ревет
И разламывает лед
В домик мой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся. (март)

Дует теплый нежный ветер,
Солнышко все ярче светит
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (апрель)

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, Что за месяц это? (май)

2. Отгадывание загадок.

-Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. А кто они, вы узнаете, прослушав загадки.

Первый вылез из землицы
На проталинке
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (подснежник)

А я цветочек желтенький
С зеленым стебельком
Раскроюсь утром ранним
Закроюсь вечерком. (одуванчик)

На зеленом шнурочке
Белые звоночки. (ландыш)

- Апрель - месяц последнего снега и первых цветов. Именно в апреле на проталинах зацветают весенние первоцветы: мать-и-мачеха, голубая пролеска, чистяк, ветреница, медуница, хохлатка, ландыш, одуванчик.( показ растений).

3. Разговор о весенних цветах:

- Сегодня мы поговорим о первых цветах - первоцветах. Это первые цветы, которые появляются после холодной зимы, когда еще не везде растаял снег. Первоцветы вырастают быстро, цветы превращаются в плоды с семенами, а корни и луковицы растут и накапливают силу на будущую весну. Летом

первоцветы увядают. Кажется, что растения погибли, но они спят и готовятся к новой весне.

Слушание сказки.

- А сейчас прослушайте сказку (грамзапись) и скажите, о каком цветке идет речь.

Жила-была Старуха Зима. Она не хотела отдать посох красавице Весне. В лесу было темно. Везде лежал снег.

Но вдруг выглянуло Солнышко. Его ласковые лучи согрели холодную землю. И вот около дерева появилась луночка. И из этой луночки появился очень хрупкий, но нежный цветок. Но не смотря на то, что Старуха Зима продолжала проказничать, этот первый весенний цветок выжил.

4. Беседа.

- О каком цветке шла речь? Действительно это первый весенний цветок, который открывает дорогу Весне. Его правильное название - пролесса сибирская. Несмотря на название, в Сибири этот цветок не растет. Ученый Карл Линней, давая ей название ошибся. Тонкий, хрупкий цветок способен пробивать небольшой слой снега и прорасти еще в конце зимы. Еще этот цветок называют символом надежды.

Голубенький, чистый
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок ... (А.Майков)

Физкультминутка “Просыпается цветок”.

5. Доклады детей о раннецветущих растениях.

  • Одуванчик
  • Мать-и-мачеха
  • Медуница
  • Торопливая хохлатка
  • Ветреница дубравная и лесная
  • Первоцвет

6. Игра “Составь слово”. Какое слово лишнее и почему?

7. Сообщение о первоцветах, занесенных в “Красную книгу”.

- Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в “Красную книгу”. “Красной она называется потому, что красный цвет - сигнал опасности. Стоит ли губить красоту растения из-за нескольких дней?

Ведь недаром говориться:

“Поймала я бабочку - она погибла, сорвала я цветок - он увял, и тогда стало понятно - к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!”

Показ открыток: цветы, занесенные в “Красную книгу” и краткая характеристика каждого растения.

Ландыш майский, ветреница лесная, ветреница дубравная, первоцвет лекарственный, хохлатки, печеночница, горицвет весенний, любка двулистная, подснежник белый.

Запомните правило: “Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.”

8. Чтение стихотворений детьми.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок, Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы, Опустеют все поляны
И не будет красоты.

Дерево, цветок, трава и птицы
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!

- Каждый человек не на словах, а на деле должен показать свою доброту, заботу, любовь к природе.

Я должен над цветами наклониться. Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица и доброе лицо им показать.

9. Отгадывание кроссворда.

  1. Цветок, получивший в народе название “золотые ключики”.
  2. Цветок, дарящий мед.
  3. Цветок, в жизни которого три страницы.
  4. На зеленом шнурочке - белые звоночки.
  5. Цветок, который всегда спешит.
  6. Цветок, символ надежды.

10. Чтение детьми стихотворений о раннецветущих растениях:

ландыш, одуванчик, подснежник.

11. Знакомство с выставкой книг: Плешаков “Зеленые страницы”, журналом “Юный натуралист”, “Времена года”, “Наша Родина”.

12. Итог урока. Выставление оценок.

13. Рефлексия.

На доске круг из 4-х цветов: красное, желтое, зеленое, фиолетовое поле. У каждого ребенка по 4 сердечка.

- если вы считаете, что работали активно, то возьмите красное сердечко и прикрепите его на красную часть круга;

- если вы работали хорошо, возьмите желтое сердечко и прикрепите его на желтую часть круга;

- если на уроке вы затруднялись, возьмите зеленое сердечко;

- если вам было не интересно, прикрепите фиолетовое сердечко.

Спасибо за урок!