Открытый урок по русскому языку во 2-м классе. УМК "Перспективная начальная школа"

Разделы: Начальная школа


Цель: Формировать умение задавать вопросы к главным членам предложения.

Задачи:

1. Обучающая:

  • продолжать учить слышать и различать звуки;
  • различать формы слова и родственные слова;
  • учить задавать вопросы к главным членам предложения;
  • знакомство с новым словарным словом;
  • работа над лексическим значением слова.

2. Развивающая:

  • обогащение словарного запаса;
  • развитие логического мышления;
  • умение работать со словарём.

3. Воспитывающая:

  • умение работать в малых группах (обсуждать, договариваться, приходить к единому мнению);
  • уважительное отношение друг к другу;
  • внимание;
  • самостоятельность.

Оборудование: учебник “Русский язык” 2 класс, тетрадь для самостоятельной работы № 2, большая энциклопедия животных, словарь русского языка, таблички ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ, ДЕКАБРЬ, МОРОЗ.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, я вас поздравляю - сегодня у нас состоится очередное заседание клуба “Ключ и Заря”. Задача всех членов клуба - научиться задавать вопросы к главным членам предложения. А помогут нам в этом Анишит Йокоповна, Асырк, Торк, Маша, Миша и Летучая Мышь.

2. 3вуко-буквенная зарядка.

- Начинаем, как всегда, со звуковой зарядки! - бодро сказала Анишит Йокоповна.

- Откройте учебники на стр.5 и найдите синий заголовок. Рядом есть буква Д. Что означает этот условный знак? (стихи Марины Дружининой). Давайте прочитаем двустишие и все вместе решим, какая буква заблудилась.

ВЫДРА у меня в руке:

По воду иду к реке.

(выдра - это хищное животное, никогда не удаляется от воды, так как её любимая пища - рыба, за которой она охотится под водой)

- Кто догадался, какая буква заблудилась? (ы вместо ё)

- Прочитайте двустишие с другим словом.

- Произнеси оба слова: прежнее и новое. Изменились два звука или как изменились звуки. Были (...), стали (...).

3. Работа в тетради для самостоятельной работы №2.

1) Работа над поговоркой.

Вы знаете, что Анишит Йокоповна всегда задаёт интересные, но сложные задания. К нашему заседанию она приготовила вот что. Как вы думаете, что это? Волшебница зашифровала поговорку. Я думаю, что после звуковой зарядки, вам несложно будет расшифровать запись.

Месяц январь - зимы государь.

- Как вы понимаете значение слова “ГОСУДАРЬ”? (главный, глава)

- Что надо сделать, чтобы узнать значение слова? К сожалению, в наших словарях нет этого слова. Летучая Мышь подсказала посмотреть в СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА. Там я прочитала, что “государь” - это наименование князя - правителя, царя.

- Давайте расположим зимние месяцы по-порядку. Объясните смысл поговорки (январь - середина, главная часть. В январе обычно самые сильные морозы.).

- Откройте тетради. Запишите № 1 . На следующей строке запишите поговорку. Комментирует.

2) Динамический момент.

- Для членов клуба новое задание. Вам необходимо разбиться на подгруппы и сообща справиться с заданием Асырка и Торка.. Чтобы расшифровать новое словарное слово, вам придётся быстро и правильно решить примеры.

М 60-8= З 45-13= У 80-5=
А 33+7= О 90+7= Р 76-6=
52 97 70 97 32
         

3) Работа над новым словарным словом.

- Как вы понимаете значение слова МОРОЗ? (холод). Откройте тетради для самостоятельной работы на стр.3. Давайте поставим ударение. Какие опасные места есть в этом слове? Парную согласную можно проверить, а безударную гласную “о” надо запомнить. Закрасьте синим карандашом окна, которые разукрасил мороз.

- Вставьте новое слово, подчеркните в нём букву, написание которой надо запомнить. Какую букву пропустили в слове “отморозил”? (Гласную букву “о”, так как эти слова родственные. Они имеют общую часть (корень), которая хранит их общий смысл.).

- Найдите в отрывке родственные слова. Поставьте их в начальную форму. Летучая Мышь напоминает, что в начальной форме все слова вынуждены вести себя строго, соблюдая определённые правила. В начальной форме слова записаны в словарях.

Мороз

Отморозить

Морозный

- Подберите слово - название признака, родственное данным словам. Выделите в них корень.

4. Работа над темой урока.

1) Инсценировка.

Хотите послушать, о чём говорили Миша и Анишит Йокоповна?

- Неужели это так трудно - задать вопрос к слову в предложении? - спросил Миша. Очень многие пока не научились, вздохнула Анишит Йокоповна.

2) Динамический момент.

Она взяла с полки сборник стихов Владимира Степанова и открыла его. Прочитайте предложение из этого сборника..

Зебры скачут друг за другом.

Волшебница хочет, чтобы вы в подгруппах определили, КТО действует и подчеркнули это слово одной чертой.

3) Работа над предложением.

- Какое слово вы подчеркнули? Это подлежащее. Действующее лицо в предложении всегда что-то делает. Найдите в предложении. Это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами.

4) Работа над правилом.

- Заседание клуба продолжается. Мише и Маше всё ещё трудно находить главные члены предложения. Давайте поможем им справиться с заданием. Но сначала откройте книгу на стр.6. Летучая Мышь приготовила для нас подсказку. Прочитайте вполголоса. Как найти основу предложения? Прочитайте ещё раз правило и ответьте на вопрос.

5) Работа в тетради для самостоятельной работы № 2.

- Прочитайте первое предложение. О чем говорится в предложении? (о доме. что? - дом. Дом (что делал?) стоял.). Давайте выпишем главные члены предложения.

- Здесь есть второстепенные члены. Составьте словосочетание.

Прочитайте второе предложение ...

- Перечитайте предложения и скажите, слово ДОМ выполняет одинаковую работу? (Нет. В первом предложении - это главный член, а во втором – неглавный).

6) Закрепление. Самостоятельная работа.

Тетради положите на книгу. Это упражнение вы закончите в конце урока, если будет время, или дома. Заседание клуба “Ключ и Заря” подходит к концу. Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас поработал самостоятельно. Прочитайте предложения на доске.

Полоскун живет у речки.

Вилорог в степи живёт.

Живёт в Америке бизон. (Показать изображения животных.)

- Сначала найдите ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО в каждом предложении.

- Определи КТО это? Или Что это?

- Потом ищи, ЧТО ДЕЛАЕТ этот кто-то.

- Спиши эти три предложения. Подчеркни ОСНОВУ (главные члены).

5. Подведение итога.

- Заседание клуба подошло к концу. Какое задание вам понравилось больше всего?