Урок с дидактической игрой "Круговорот" по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" (УМК А.Г. Мордковича, математика, 5-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 5


Образовательные цели урока:

  • проверить умения учащихся самостоятельно применять знания при сложение и вычитание десятичных дробей;
  • проверить умения учащихся применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
  • коррекция знаний и умений учащихся.

Воспитательные цели урока:

  • продолжить формирование логического мышления;
  • проверить готовность учащихся к самоконтролю и самооценке;
  • формирование умений работать в группе.

Развивающие цели урока:

  • активизация учебной деятельности учащихся;
  • развитие познавательного интереса учащихся.

Оборудование: раздаточный материал для индивидуальной работы, работы в группах; компьютер, проектор

Программное обеспечение: Microsoft Office PowerPoint 2003, Microsoft Office Word 2003.

Ход урока

1 этап: организационный

Класс разбивается на 5 групп – 5 станций (количество групп совпадает с количеством заданий, необходимых для выполнения):

1 станция – станция “Сложение”; 2 станция – станция “Вычитание”;
3 станция – станция “Уравнение “+””; 4 станция – станция “Уравнение “-””;

5 станция – станция “Задача”.

Участник каждой группы получает свой номер и индивидуальный маршрутный лист.

2 этап: движение по станциям (индивидуальная деятельность учащихся по выполнению заданий обязательного уровня)

Каждый участник под номером 1 выполняет задания под номером 1, участник под номером 2 – задания под номером 2 и т. д., продвигаясь по всем станциям, начиная со своей по предложенному маршруту. Например, со станции “Вычитание” участник №3 продвигается по следующему маршруту: станция “Вычитание” - станция “Уравнение “+”” - станция “Уравнение “-”” - станция “Задача” - станция “Сложение”. Продвигаясь по станциям, ученик выполняет все задания под номером 3, а затем вновь возвращается на свою станцию, т.е. на станцию “Вычитание”. Каждый ученик заполняет индивидуальный маршрутный лист. Время движения по станциям - не более 15 минут. Если ученик выполнил задания раньше, он может взять у учителя дополнительное задание (решение дополнительного задания записывается на отдельном листе).

После прохождения всех станций ученики сдают маршрутные листы учителю, вновь возвращаются на свою станцию и продолжают учебную деятельность, работая в своей группе. Во время прохождения 3 этапа учитель проверяет правильность ответов в маршрутных листах, выставляет заработанные баллы за верно выполненные задания:

станция “Сложение” - 0,5 балла; станция “Вычитание” - 0,5 балла;
станция “Уравнение “+”” - 1 балл; станция “Уравнение “-”” - 1 балл;
станция “Задача” - 1 балл; дополнительное задание – 2 балла.

3 этап: работа в группах

Каждая группа получает задание, состоящее из 4-х упражнений, и выполняет его в течение 15-20 минут.

4 этап: самоконтроль и коррекция знаний

1. Проверенные индивидуальные маршрутные листы и лист контроля учитель выдает в каждую группу и отвечает на вопросы учащихся.

2. Учащиеся комментируют свою работу в группах. Ответы к заданиям выведены с помощью проектора на экран. Учащимся предлагается критерий оценки каждого задания.

5 этап: подведение итогов, награждение победителей (награждаются учащиеся, набравшие 6 баллов в индивидуальной работе, и группа-победитель).

Раздаточные материалы

Задания по станциям

Станции “Сложение”

1) 37,112 + 5,19 2) 46,15 + 7,167 3) 123, 94 + 18,347
4) 28,357 + 6,69 5) 357,64 + 37,784

Станции “Вычитание”

1) 37,19 - 5,179 2) 46,15 - 7,167 3) 123, 94 - 18,347

4) 28,37 - 6,695 5) 357,64 - 37,784

Станции “Уравнение “+””

1) 12,45 + х =37 2) у + 25,17 = 39 3) х + 40,145 = 51
4) у + 37,18 = 53 5) с + 34,256 = 41

Станции “Уравнение “-””

1) у – 38,174 = 43,1 2) 41 – с = 17,242 3) х – 256,45 = 14,7
4) 28,1 – у = 13,145 5) с – 48,578 = 12,53

Станция “Задача”

  1. В магазине продали 123,7 кг капусты, а картофеля – на 48,3 кг больше. Сколько кг овощей продали в магазине?
  2. Петя весит 37,3 кг, а Ваня – на 3,8 кг меньше. Сколько кг весят оба мальчика?
  3. Собрали 23,7 черной смородины, а красной – на 7,25 кг меньше. Сколько кг смородины собрали?
  4. Длина прямоугольника 5,5 м, ширина – 3,7 м. Найдите периметр прямоугольника.
  5. Одна сторона ковра прямоугольной формы – 2,3 м, а другая – 1,7 м. Чему равен периметр ковра?

Дополнительное задание: “Света купила 1,2 кг слив, 3,4 кг яблок и 1300 г грецких орехов. Сможет ли Света унести свою покупку в пакете, рассчитанном на 5 кг?”

Индивидуальный маршрутный лист
Фамилия, имя Номер участника Ответы
Станция

“Сложение”

станция “Вычитание” станция “Уравнение 1” станция “Уравнение 2” станция “Задача”
             
Количество баллов          
Дополнительное задание  
Итого  
Оценка “5”: 5 - 6 баллов

Оценка “4”: 4 – 4,5 балла

Оценка “3”: - 3 – 3,5 балла

 

Лист контроля индивидуального маршрутного листа
Название станции Номер задания
1 2 3 4 5
Сложение 42,302 53,317 142,287 35,047 395,424
Вычитание 32,011 38,983 105,593 21,675 319,856
Уравнение “+” 24,55 13,83 10,855 15,82 6,744
Уравнение “-” 81,274 23,758 271,15 14,955 61,108
Задача 295,7 кг 70,8 кг 40,15 кг 18,4 м 8 м
Индивидуальное задание 1,2 + 3,4 + 1,3 = 5,9 (кг)

5,9 n 5, значит, не сможет Света унести покупку в пакете, рассчитанном на 5 кг

Задание для работы в группе

1. Вычислите, выберите правильный ответ. Зашифрованное слово – старинная венгерская порода собак.

1 2 3 4 5 6 7 8
               
1) 1,2 + 0,35
А. 4,7 Н. 1,37 К. 1,55
2) 8,07 + 4,1
О. 12,17 А. 12,8 Р. 12,08
3) 7,1 – 3,4
С. 4,3 Н. 4,7 М. 3,7
4) 5,18 – 2,09
А. 3,9 О. 3,09 Е. 3,19
5) 12,3 + 18,49
Л. 30,52 Н. 30,79 Д. 31,52
6) 2,2 – 1,19
Д. 1,01 А. 1,17 У. 1,21
7) 3,4 + 2,52
И. 2,88 А. 5,96 О. 5,92
8) 5,08 – 2,2
Р. 2,88 Л. 2,78 С. 3,06

2. Выполните вычисления по схеме

3. Решите задачу “Длина прямоугольника на 3,5 см больше его ширины. Найдите длину и ширину прямоугольника, если его периметр равен 27 см.”

4. Распутайте клубок

Ответы к заданиям в группе (cм. Приложение1)

Номер

задания

Критерий оценок групповой работы Итого
№1 Каждый верно выполненный пример оценивается в 0,5 балла 4 балла
№2 Каждое верно выполненное действие оценивается в 0,5 балла 2,5 балла
№3 Верно описан этап составления уравнения – 1 балл;

верно составлено уравнение – 1 балл;

верно решено уравнение – 1 балл;

правильно описано смысловое значение числовых величин – 1 балл

Возможен арифметический способ решения.

4 балла

4 балла

№4 Верное числовое значение каждой геометрической фигуры оценивается в 1 балл 5 баллов
Оценка “5”: 14 – 15,5 баллов

Оценка “4”: 11,5 – 13,5 баллов

Оценка “3”: - 7 – 11 баллов