Открытый урок русского языка в 8-м классе "Предложения с обращением"

Разделы: Русский язык


ЦЕЛЬ УРОКА Углубить знания учащихся о предложениях с обращениями.

ЗАДАЧИ УРОКА

  • Научить учеников находить обращения в предложении (распространенные и нераспространенные).
  • Формировать умение правильной постановки знаков препинания при обращениях.
  • Развивать речь.
  • Воспитывать любовь к театру, прививать чувство прекрасного.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА

  • Средства ТСО (телевизор, видеомагнитофон, компьютеры, аудиомагнитофон)
  • Раздаточный материал (“программка” с краткими теоретическими сведениями).
  • Аншлаги со словами и знаками препинания.
  • Цветы, вырезанные из цветной бумаги, с домашним заданием.

ПЛАН УРОКА

  1. Вступительное слово учителя о театре и форме организации урока.
  2. Повторение изученного ранее о синтаксисе и пунктуации.
    • Слова потерялись…
    • Проблема (почему в одном предложении есть запятая, а в другом нет).
  3. Формулирование цели урока.
  4. Изучение нового материала.
    • Вхождение в образ (“научно-практическая конференция лингвистов”).
    • Урок сценической речи (произношение отчеств).
    • Музыка в театре (спеть фрагмент песни с обращением).
  5. Закрепление изученного.
    • Ролевая игра “Занимательные истории со знаками препинания”.
    • Деловая игра “Корректор”.
    • Тест.
  6. Итог урока.
  7. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

Добрый день, ребята!

(Просмотр видеосюжета с открывающимся занавесом и звуки шума перед представлением).

Как вы думаете, куда это мы с вами попали? (В театр). Совершенно верно.

А что такое театр? (Театр – это великое искусство перевоплощения, подобия жизни, загадка и таинственность происходящего) Наблюдая в театре, как другие представляют, чем жив человек, мы как будто в зеркало смотрим на себя. Поэтому каждый из нас может лучше присмотреться к самому себе, увидать, что есть в душе грешного и светлого. И тогда нам хочется плакать и смеяться. А ведь и то, и другое – и смех и слезы – очищает душу, одаряет её светлым праздником, освобождает от тяжелых будничных забот. Сегодня на уроке мы попробуем окунуться в волшебную атмосферу театра. Знаете ли вы, что должен уметь артист театра? (изображать что-либо, правильно говорить, петь и танцевать). Насколько вы владеете артистическими умениями, мы выясним на уроке. Для начала посмотрим ваши данные. Сможете ли вы изобразить отвлеченные понятия – слова? (Раздаются аншлаги со словами и знаками препинания из предложений: Великий театр, сколько сердец ты покорил! Театр – чудесный мир слёз и улыбок. - нужно мимикой и жестами передать значение слов).

СЛОВА ПОТЕРЯЛИСЬ…

  • Ребята, что можно сделать с этими словами? (распределить по частям речи)
  • Какие группы получились? Почему? (самостоятельные и служебные)
  • Какой раздел науки о языке нам помог? (морфология)
  • Что еще мы можем сделать? (собрать предложение)

ВЕЛИКИЙ ТЕАТР СКОЛЬКО СЕРДЕЦ ТЫ ПОКОРИЛ

ТЕАТР ЧУДЕСНЫЙ МИР СЛЕЗ И УЛЫБОК

  • Какой раздел лингвистики нам в этом помог? (синтаксис)
  • А чего еще не хватает? (знаков препинания)
  • Как правильно их расставить?

ВЕЛИКИЙ ТЕАТР, СКОЛЬКО СЕРДЕЦ ТЫ ПОКОРИЛ!

ТЕАТР – ЧУДЕСНЫЙ МИР СЛЕЗ И УЛЫБОК.

  • Какая наука нас выручила? (пунктуация)
  • Почему в одном случае слово “театр” выделено запятой, а в другом – после него стоит тире? (1) обращение, 2) тире между подлежащим и сказуемым)
  • А знаете ли вы, какое это обращение? (распространенное)
  • Попробуйте определить цель нашего урока (узнать новое о предложениях с обращениями).
  • Вы отлично справились с проверкой ваших данных, и особенно отличились…(отметить лучших)

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ЛИНГВИСТОВ “ВСЁ ОБ ОБРАЩЕНИИ”

  • А теперь прелагаю вам войти в роль ученых-лингвистов. Вы приглашены на научно-практическую конференцию “Все об обращении”. Вы должны подготовиться к выступлению по параграфу 28 [2] и принять активное участие в работе конференции. Времени на подготовку – 10 минут.
  • (В ходе дальнейшего обсуждения необходимо отметить: 1) определение; 2) звательная роль; 3) оценочная роль; 4) изобразительная роль (риторическое обращение, обращение-олицетворение); 5) по составу – распространенное и нераспространенное; 6) не является членом предложения; 7) звательная интонация; 8) знаки препинания – запятая или восклицательный знак).
  • Итак, начинаем нашу конференцию…
  • Наиболее эрудированными показали себя следующие лингвисты…

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

ИГРА-ЭТЮД “Из семени в цветок” [1]

(музыкальный фрагмент – Скрябин “Этюд. Маргаритки”)

Слова учителя Действия
  • Давайте сыграем роль цветка и для начала превратимся все в маленькое сморщенное семечко.
  • Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их, ухаживает за ними.
  • С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти.
  • У него раскрываются листочки, растет стебелек, появляются цветоносы с бутонами.
  • Наступает радостный момент, бутоны лопаются, и росток превращается в красивый цветок.
  • Цветок хорошеет, любуется собой, улыбается цветам-соседям, кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками.
  • Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой. Ветер срывает лепестки и листья, цветок сгибается , клонится к земле, ложится на нее. Ему грустно.
  • Зима. Цветок опять превратился в маленькое семечко. Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно.
  • Сжаться в комочек на полу, спрятать голову в колени и закрыть ее руками.
  • Гладить руками по голове и телу.
  • Подняться.
  • Руки тянутся кверху, вытягивается тело, руки в стороны, пальцы сжаты.
  • Резко разжать кулаки.
  • Осмотреть себя, улыбнуться соседям, поклониться им, кончиками пальцев дотянуться до них.
  • Раскачивания руками, головой, всем телом. Опустить руки, голову.
  • Свернуться в комочек.

УРОК СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ (ПРОИЗНОШЕНИЕ ОТЧЕСТВ)

Артист театра должен научиться правильному произношению слов, в том числе и трудных русских отчеств, которые часто используются как раз в предложениях с обращениями. Каковы же нормы произношения, характерные для разговорной речи?

Иванович – Иван[ыч’] Андреевна – Анд[p’эвн]а
Михайлович – Михал[ыч’] Николаевна – Нико[лавн]а
Алексеевич – Алексе[ич’] Александровна – Алекс[анн]a
Николаевич – Никола[ич’] Михайловна – Мих[aлн]a
Александрович – Алексан[ыч’] Фоминична – Фомини[шн]а

Проговорите, пожалуйста (по очереди). Составьте по предложению, употребляя обращения с этими отчествами, и обратитесь к соседу по парте. (Работа в парах)

Все молодцы, но особенно речь развита у таких, как…

МУЗЫКА В ТЕАТРЕ

Очень значимо в театре музыкальное сопровождение. Музыка позволяет создать нужное настроение у зрителей, полнее воплотить замысел автора. И поэтому актеры должны понимать музыку, уметь петь. Каковы же ваши музыкальные способности? Вспомните песни, где есть обращения.

Запишите строчку в тетрадь, правильно расставив знаки препинания. Попробуйте исполнить.

Я вижу, ваш класс достаточно музыкален, хочется отметить…

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИИ СО ЗНАКАМИ ПРЕПИНАНИЯ

(САМОРАЗВИВАЮЩИЙСЯ ТЕАТР – раздаются роли и сценки исполняются экспромтом под руководством учителя)

Указ царя.

Действующие лица: царь, писарь, 2 стражника, осужденный.

Картина 1. (Царские палаты)

Царь. Писарь, пиши наше высочайшее волеизъявление: “Казнить нельзя помиловать”. (писарь пишет, задумывается) Передать указ начальнику стражи.

Картина 2. (Чистое поле)

1-ый стражник. Что тут понаписано, ничего не понимаю.

2-ой стражник. А читать-то ты умеешь? Давай я прочитаю. (Читает, задумывается)

Осужденный. Дайте хоть мне приговор-то свой посмотреть. (Незаметно ставит запятую)

Картина 3. (Царские палаты)

Царь. Ну раз ты своею грамотностью сумел себя спасти, будешь моим секретарем.

Завещание отца.

Действующие лица: отец, адвокат, мать, дочь, сын.

Картина 1. (Спальня)

Отец. Петр Алексеевич, пиши последнюю просьбу: “На могиле поставить статую золотую пику держащую” (адвокат пишет, торопясь)

Картина 2. (Семейный совет)

(После прочтения завещания разгорелся спор о последней воле отца)

Мать и дочь. Надо поставить золотую статую.

Сын. Золотая должна быть только пика.

Картина 3. (У могилы)

Адвокат. Как я виноват перед вами… Моя поспешность и невнимательность всего лишь к какой-то запятой привели к семейной ссоре.

ВЫВОД: много недоразумений в жизни людей возникает потому, что говорящие или пишущие не умеют правильно сочетать и располагать слова в высказывании, правильно расставлять знаки препинания.

КОРРЕКТОР

  • Театр не может существовать без сценариев, пьес. А иногда случается так, что литературное произведение скомкано, непонятно именно из-за того, что неправильно расставлены знаки препинания и неверно выделены абзацы. Еще Пушкин говорил, что знаки препинания существуют для того, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Они как нотные знаки, твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.
  • Сумеете ли вы разобраться с текстом, в котором не расставлены знаки препинания и не выделены абзацы? (работа у компьютера)
  • Текст для корректировки

(смотри приложение 1)

ТЕСТ

(смотри приложение 2 или приложение 3 в формате WORD)

ИТОГ УРОКА

Какой вывод вы можете сделать, откорректировав текст?

Что нового узнали на уроке?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Ребята, вы прекрасные артисты. А в конце представления артистам дарят цветы. У меня для вас тоже есть цветы, но не простые, а с домашним заданием. Спасибо за ваш артистизм, проявленные способности, крепкие знания. Желаю вам дальнейших успехов!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабкина М.М., Скрипкина В.В. Интегрированный урок – подготовка к сочинению “Цветок” / “Русский язык в школе” 1998 г., № 2, с. 37.
  2. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2000-2003.