Школьный математический театр как одна из форм внеклассной работы

Разделы: Математика


Школьный математический театр функционирует у нас в школе уже 10 лет. Это отличная форма математического кружка, где дети не только получают дополнительные знания по математике, но и получают возможность развития речи, раскрепощения движений, в театре идёт привитие навыков социальной адаптации.

Идея спектакля “Легенда об изобретателе шахмат” почерпнута из книги

Я. И. Перельмана “Живая математика”.

125 лет со дня рождения выдающегося популяризатора науки Якова Исидоровича Перельмана мы отмечали в декабре 2007 года, и традиционная Неделя математики и физики в нашей школе прошла под знаком его Юбилея.

Этот коротенький спектакль оживит уроки математики при изучении различных тем:

- многозначные числа, числа-великаны;

- введение в геометрическую прогрессию;

- сумма n первых членов геометрической прогрессии.

Из репертуара школьного математического театра.

Легенда об изобретателе шахмат

АВТОР. Шахматы - древняя игра. Мы поведаем вам одну из легенд об этой очень умной и занимательной игре. Придумана эта игра была в Индии. Индусскому царю Шераму игра в шахматы очень понравилась. Он узнал, что изобрёл эту игру один из его подданных. И захотелось ему лично наградить изобретателя за удачную выдумку. Звали этого изобретателя Сета.

ЦАРЬ ШЕРАМ (выигрывая у визиря). Немедленно позвать мне сюда Сету! Я хочу сам его наградить.

Визирь вводит мудреца Сету.

ЦАРЬ ШЕРАМ. Я достаточно богат, чтобы исполнить любое твоё желание. Проси у меня всё, что ты захочешь!

Сета молчит.

ЦАРЬ ШЕРАМ. Не робей, я - царь, я всё могу!

СЕТА. Велика доброта твоя, повелитель, давай попрошу я у тебя такую награду... (подходит к шахматной доске и показывает на клетки)

Повелитель, прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно...

ЦАРЬ ШЕРАМ. Одно пшеничное зерно?!! Простое зёрнышко?!

СЕТА. Да, о, мой повелитель! За вторую клетку прикажи выдать 2 зерна, за третью клетку прикажи выдать 4 зерна, за четвёртую 8, за пятую 16 зёрен, за шестую 32 зерна...

ЦАРЬ ШЕРАМ. Довольно! Ты получишь свой жалкий мешок зерна! Но ты непочтительно отвергаешь мою милость! Мог бы попросить что-нибудь существенное. Ступай, сейчас тебе вынесут твою ничтожную награду!

(Сету уводит визирь.)

ЦАРЬ ШЕРАМ. Звездочёты, ко мне! Пересчитайте ему быстро его зёрна, и пусть он убирается!

Царь Шерам садится, рассматривает шахматные этюды. Через некоторое время...

ЦАРЬ ШЕРАМ. Ну, что вы там, посчитали?

ГЛАВНЫЙ МАТЕМАТИК. Повелитель, математики твои трудятся и надеются ещё до рассвета закончить подсчёт.

ЦАРЬ ШЕРАМ. До рассвета?!! Вы, что, считать разучились?! Завтра утром чтобы Сета унёс свои зёрна! Я дважды не приказываю, велю всех вас казнить!

Царь и визирь уходят, математики усердно трудятся.

АВТОР. Утром визирь привёл главного математика.

ГЛАВНЫЙ МАТЕМАТИК. С недоброй вестью я пришёл к тебе в столь ранний час, мой повелитель. Мои математики считали всю ночь. Число этих зёрен так велико...

ЦАРЬ ШЕРАМ. Ну, и что? Я же не беден, я же царь! Отсчитайте ему эти зёрна и гоните его!

ГЛАВНЫЙ МАТЕМАТИК. Не в твоей власти, повелитель, исполнить подобное желание, во всех амбарах твоих нет такого числа зёрен, какое потребовал Сета. Не найдётся его и во всех житницах твоего царства. Не найдётся такого числа зёрен и на всём пространстве Земли

ЦАРЬ ШЕРАМ. Назови же мне это чудовищное число!

ГЛАВНЫЙ МАТЕМАТИК (заглядывает в свиток, произносит, а его помощник пишет на доске, чтобы зрителям было видно это число).

Восемнадцать КВИНТИЛЬОНОВ 18
Четыреста сорок шесть КВАДРИЛЬОНОВ 446
Семьсот сорок четыре ТРИЛЛИОНА 744
Семьдесят три БИЛЛИОНА 073
Семьсот девять МИЛЛИОНОВ 709
Пятьсот пятьдесят одна тысяча 551
Шестьсот пятнадцать 615 о, повелитель!
18 446 744 073 709 551 615

Такой амбар, куда поместим мы все эти зёрна, протянется на 300 миллионов километров! Эти в два раза длиннее, чем расстояние от Земли до Солнца!

ЦАРЬ ШЕРАМ (хватается в отчаянии и в то же время в восторге за голову). Ловко же он меня наказал! Оказывается, я не так уж богат, а Сета не так уж глуп. Позвать сюда Сету!

Визирь вводит Сету.

ЦАРЬ ШЕРАМ. Ай да молодец, изобретатель, здорово ты придумал себе награду! Теперь я понял, что сила не в богатстве, не в оружии, а в ЗНАНИИ! Спасибо тебе за науку!

СЕТА (кланяется). Я рад, мой повелитель, что ты оценил силу ЗНАНИЯ. А я готов служить тебе и мудрой математике!

Конец.

Мы сочиняем со школьниками и свои собственные пьесы учебного содержания. Предлагаем вашему вниманию сценки, которые можно разыграть на уроках физики и математики, когда вы говорите о различных величинах и их измерениях.

Из репертуара школьного математического театра.

ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ ЕДИНЫЕ МЕРЫ НАДОБНЫ?

Автор. Расскажем мы вам сегодня, зачем людям единые меры надобны.

1-я покупательница (обращается к 1-му купцу).

Отмерь-ка мне аршин этой материи - я славный фартук себе сошью.

1-й купец. Сейчас, красавица, отмерю тебе ровно и точно. Шей на здоровье!

2-я покупательница (обращается ко 2-му купцу). Вот это в самый раз пойдёт моей дочке на платочек, отмерь-ка мне аршин!

2-й купец. Я мигом, сударыня! Вот вам ваш шёлк, шейте да радуйтесь!

1-я покупательница. Вот, смотри, подружка, какой я себе материи на фартук купила, на аршин денег не пожалела!

2-я покупательница. И я дочке своей аршин шёлку купила, славный платочек ей будет!

(И вдруг обе ахают: купили по аршину, а по длине куски материи разные)

1-я покупательница. Ты, что же, обманщик окаянный, мне отмерил материи аршин, да меньше, чем товарищ твой! Оба пойдёмте к царю-батюшке, он нас рассудит!

2-я покупательница. Ты, что же, обманщик окаянный, ей отмерил на фартук аршин, да меньше, чем товарищ твой! Оба пойдёмте к царю-батюшке, он нас рассудит!

1-я покупательница. Царь-батюшка, рассуди нас! По аршину полотна мы купили, а мне меньше досталось. Образумь ты обманщика!

Царь (обращается к 1-му купцу). Ну, давай ты сначала начистоту всё выкладывай!

1-й купец. Не изволь гневаться, отец наш! Я верно ей всё продал. Вот аршин мой, вот мера моя!

Царь. Вижу-вижу - всё правильно!

Обе покупательницы (одновременно). Да как же правильно?!

Царь. Помолчите, сударыньки, давайте другого купца послушаем.

2-й купец. Не изволь гневаться, отец наш! И я правильно всё продал. Вот аршин мой, вот мера моя!

Царь. Так это что ж, в моём царстве-государстве всяк своим аршином мерит?!

Оба купца. Да-а-а...

Царь. Уведите их, пусть подождут моего царского решения!

Позвать сюда мужей учёных, купцов смышлёных! Скажите, почему это у меня всяк на свой лад мерит, народ дурит?!

1-й учёный. Так не со зла же, царь-батюшка, мерить-то как-то надо!

Царь. А покажите мне, как в моём царстве-государстве измеряют?

2-й учёный. Да тут люди мои есть, они и покажут. (Помощники показывают)

Это- сажень, это- косая сажень, это - пядь, это- пядь с кувырком, это — локоть...

Царь. Довольно! Так вот почему жалобщики ко мне валом валят! Так слушайте Указ мой!

(читает - Указ прилагается к тексту пьесы).

Автор. Пройдёт много лет, и в 1893 году Дмитрий Иванович Менделеев, великий русский учёный - (показать портрет Дмитрия Ивановича) - станет основателем Российской Главной Палаты мер и весов. Сейчас мы пользуемся такими единицами (помощники демонстрируют) это 1 см, это 1 дм, это 1 м, это 1 см2 , это 1 дм2 ,это

1 квадратный метр, это гиря в 1кг и т.д.

В старших классах мы узнаем и о других величинах, узнаем, как они измеряются, а сейчас скажем спасибо нашим актёрам за науку.

Конец.

На уроке в 5 классе я перед этой сценкой показываю детям сначала фрагменты мультфильма Эдуарда Успенского “38 попугаев”. Помните? Попугай, Слоник и Мартышка решили измерить Удава. По окончании просмотра завязывается дискуссия. “Прав ли Удав, говоря, что в попугаях он длиннее?”

Вот тут и предложенная выше сценка поможет нас рассудить.

Приложение “Царский указ”.