Внеклассное мероприятие по математике "Турнир мудрецов"

Разделы: Математика


Цели:

  • развить творческие способности и логическое мышление учащихся;
  • привить интерес к математике.

Задачи:

  • привить навыки логического мышления;
  • привить творческое отношение к поставленной задаче;
  • привить навыки поиска выхода из трудных ситуаций.

Принадлежности:

  • 4 колпака - три из них одного цвета;
  • 2. цилиндрических сосуда с доверху наполненной водой;
  • 2 пустых чашки; мел;
  • 2 пятирублевые монеты;
  • 2 листа плотной бумаги с отверстием, чуть меньше пятирублевой монеты;
  • 2 монеты достоинством в 1 обол с надписью даты выпуска “52 г. до н.э.”;
  • договор родителей с дочерью об оплате за мытье посуды на каждого человека в команде; итоговый счет за мытье посуды —2 шт.;
  • 2 пустых стакана;
  • 2 ножниц;
  • 2 чистых листа бумаги;
  • 2 плаката с рисунком пяти замков;
  • 2 плаката с рисунком норы суслика; задание для капитанов;
  • 5 различных замков (макеты).

Состав и количество команд: в игре могут принять участие любое количество команд, но наиболее оптимальный вариант - три команды; в каждой команде наименьшее количество участников —3 ученика; в разделе “принадлежности” указано количество для двух команд.

Ход и описание игры

- Каждая команда должна выбрать себе капитана (атамана, вожака, лидера, ведущего и т.д.)

- Название команды принимается по фамилии или имени капитана

- Объяснение правил игры

- На первое задание дается 1 минута

- На второе и следующее задание - кто первый найдёт верное решение, но не больше 1 минуты

- За каждое задание назначается оценочный балл, в зависимости от сложности; при этом задается верхняя граница (см. таблицу).

- Максимальный балл команда получает, если кто-то из команды даст полный правильный ответ

- Каждая команда получает каждое задание отдельно, при этом получение заданий обязательно должно быть одновременным

- для учета времени выбирается помощник “секундант” из числа учащихся, в исключительных случаях из числа учителей

- для подсчета набранных баллов, а также для оценки выполненного задания выбирается жюри из учеников или из учителей, или смешанное

- у жюри находятся все задания и “стандарты” к заданиям.

- задания для турнира нужно подбирать такие, чтобы решение их было не умозрительным, а наглядным - в виде небольшого представления, инсценировки, практического эксперимента.

Примерные задания для игры:

1. Три мудреца.
2. Ровно половина
3. Переправа
4. Фокус
5. Конкурс капитанов
б. Древняя монета
7. Достань шарик
8. Семейный договор
9. Жестокий закон
10. Заполни стакан
11 .Пролезь в дырочку
12. Скупые купцы
13. Стулья и стены.

Описание заданий:

1. Три мудреца.

По очереди (другие команды отсутствуют в зале) каждой команде надеваются колпаки так, чтобы они сами не видели, какой колпак надет на них самих (всем надевают колпаки одного цвета). Глядя друг на друга, участники путем логических рассуждений (каждый про себя) должен определить какого цвета колпак надет на нем. Перед началом показать участникам, какие есть колпаки.

(Остальные задания на скорость и правильность выполнения)

2. Ровно половина.

Раздать каждой команде по цилиндрическому сосуду с водой. Требуется вылить из сосуда РОВНО половину воды.

3. Переправа.

Инсценировать решение задачи про волка, капусту и козу (переправа через реку на одной лодке, в которую можно посадить кроме самого лодочника, только одного из персонажей).

4. Фокус.

Каждая команда получает пятирублевую монету (возможны варианты) и бумагу с отверстием. Нужно монету пропустить через отверстие, не разрывая при этом бумагу.

5. Конкурс капитанов.

Капитаны команд садятся каждый за отдельный столик и получают следующее задание: “Вы приехали в городок, где находятся только два

парикмахерских салона. Зайдя в первый салон, вы увидели чистоту, красоту, порядок, с аккуратной стрижкой парикмахера, чисто побритого. Во втором салоне наоборот, парикмахер выглядит не очень благоприятно. У которого парикмахера вы рискнете постричься?

б. Древняя монета.

Каждая команда получает монету с надписью “1 обол, 53 г. до н.э.”. Команда хочет сдать ее нумизмату (один из помощников). Какая команда догадается, что нумизмат не примет ее.

7. Достань шарик.

Каждая команда получает плакат с изображением норы суслика и размерами ее глубины. При игре в настольный теннис шарик закатился в эту нору. Как его можно достать?

8. Семейный договор.

Помощники показывают сцепку “договор родителей и дочери”. Каждая команда получает текст договора и должна решить подписываться под ним или нет (это выполняет каждый участник команды). В данном задании за каждый отказ команда получает 1 балл, за каждое согласие (подпись) минус 1 балл.

Суть сценки: дочь предлагает родителям такой договор- “Я,_______ , готов(а) заплатить: одну копейку за мытье посуды в первый вечер, две копейки - во второй вечер, 4 копейки - в третий вечер, 8 копеек - в четвертый вечер и т.д., т.е. вдвое больше за каждый вечер в течение месяца - 30 дней).

По окончания выполнения задания командам предъявить счет на оплату.

9. Жестокий закон.

Командам зачитывается задание или дается его текст: жестокий царь издал указ о том, что при пересечении моста сторожевой пост задает вопрос - “куда идешь”. Если человек отвечал правду - его топили в реке, если отвечал не правду — его вешали. Вам необходимо переправиться через этот мост. Как вы должны ответить стражникам, остаться в живых и перейти мост? (по окончании помощники могут показать сценку).

10. Заполни стакан.

Каждая команда получает по пустому стакану. Вопрос: каким образом можно заполнить стакан три раза, не опустошая его?

11. Пролезь в дырочку.

Команды получают лист тетрадной бумаги и ножницы. Требуется из этого листа вырезать кольцо, чтобы через него мог пролезть человек.

12. Скупые купцы.

Команды получают замки. Пятеро скупых купцов решили для экономии

поселиться в одном номере гостиницы. Но чтобы каждый из них мог входить не дожидаясь других, они купили по замку, закрепили их на дверь. Замки были помещены так, что каждый открывавший только свой замок мог войти в номер. Как должны быть закреплены замки?

13.Стулья и стены.

Команды должны прямо в зале показать, как нужно расставить три стула так, чтобы у каждой стены было по одному стулу.

Ответы к заданиям:

1. Участник должен догадаться о цвете своего колпака, рассуждая примерно так: если бы на мне был колпак другого цвета (а он только один), то они сразу же дали ответ, но раз они раздумывают, значит на мне колпак такого же цвета, как и у них.

2. Выливать воду до тех пор, пока уровень воды не совпадет с “диагональю” стакана. (рис).

3. Сначала козу; потом капусту, козу обратно; затем волка; и, наконец, козу.

4. Перегнуть бумагу по диаметру, чуть-чуть ее согнуть в четвертинке и монета пролезет (рис)

5. К первому парикмахеру никто не ходит, поэтому там все блести, да и сам он бреется и стрижется у второго мастера, к которому и нужно пойти. .

6. На стариной монете не может быть надписи “до н.э.”, так что это подделка

7. Налить в норку воды, шарик всплывет.(рис произвольный с извилистыми ходами)

8. Родителям придется заплатить 10. 737. 418, 23 коп.

9. На вопрос: “Куда идешь?” нужно дать ответ “Хочу, чтобы вы меня повесили”.

10.Сначала стакан заполнить камешками (галькой), затем песком и в третий раз водой.

11. Смотри рисунок:

12. Замки соединяются между собой в виде цепи. Каждый замок – звено этой цепи (показать на рисунке, макете или на настоящих замках).

13. Один стул ставится в угол, на стыке двух стен, а два других по одному у каждой оставшейся стены (рис).

Подведение итогов:

- побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов

- объявление результатов. и награждение проводятся сразу после окончанияигры

- объявляются благодарности за участие и помощь участникам жюри, “секунданту”, актерам и другим лицам, принимавшим участие в подготовке и проведении игры.

Литература:

  1. 365 веселых игр и фокусов. М. “АСТ-ПРЕСС КНИГА”, 2005
  2. 365 задач для эрудитов. М. “АСТ-ПРЕСС КНИГА”, 2005
  3. 365 логических игр и задач. М. “АСТ-ПРЕСС КНИГА”, 2005
  4. 365 задач на смекалку. М. “АСТ-ПРЕСС КНИГА”, 2005
  5. Я. И. Перельман. Веселые задачи. М. “АСТ-Астрель”, транзиткнига, 2005г.
  6. Ф. Картер и К. Рассел. Большой сборник головоломок. Минск, “Попурри”, 2004 г.
  7. Б.И.Колтовой и др. Твое свободное время. М. “Детская литература”, 1975 г.
  8. У. Болл, Г.Коксетер. Математические эссе и развлечения. М. “Мир”, 1986 г.
  9. Я.И.Перельман. Занимательная алгебра, занимательная геометрия. М. “ACT”, 2005 г.
  10. Я .И.Перельман. Живая математика. М. АСТ-Астрель, 2005 г.
  11. .Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин. Математическая шкатулка. М. “Дрофа”, 2006 г.