Урок русского языка в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о безударных гласных в именах существительных.
  • Уточнить знания учащихся об особенностях проверки безударных гласных, осознавая структуру слова.
  • Воспитывать трудолюбие, умение правильно выражать свои мысли в речи.

У.М.К.: рисунок сказочного теремка, Печкина, орфографические часы, карточки со словарными словами, банк правил, схема - опора, карточки со словами - понятиями, конверты с письмами, телеграммы, журнал.

Ход урока.

1. Оргмомент.

- Запишите дату, классная работа.

- В нашем классе теремок
Он не низок, не высок.
Кто в теремочке живёт?
Кто в невысоком живёт?

- А чтобы ответить на эти вопросы, отгадайте загадку.

Не мёд, а ко всему липнут. (слова)

Что следует соблюдать в игре и жизни? (правила)

- Итак, на уроке мы будем работать над словами и вспоминать правила.

А какие это правила, нам и предстоит в течении урока выяснить.

Кто же является жителями теремка?

2. Повторение о правописании безударных гласных.

На доске: Возят почту кор. бли.
Самолёты, п. езда
Мчат во все концы з.мли: ,
В степ. в горы в г.р. да. ,
Почту в дальние районы
Доставляют почтальоны.

Задание:

Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы.

Две запятые заблудились и не знают куда встать, помогите им.

(Проверка с помощью орфографических часов.)

- Над какой орфограммой мы будем работать? (открыть карточку в теремке)

- Что будем делать? (Запоминать, проверять, доказывать)

- В каждый дом приходит почта, и приносят её почтальоны. Вот и в наш теремок почтальон Печкин принёс почту. Но он не может пройти к теремку. Как в него попасть? Кругом стражники. Давайте поможем почтальону Печкину, освободим путь.

(Ребята дают определение корню, приставке, окончанию, склонению, падежу.)

- Итак, мы прошли к теремку, но здесь ещё один стражник Существительное (ребята дают определение). Этот стражник поможет нам и Печкину разобрать почту для жителей теремка.

- Вот Письмо. “Наши части спрятались, помогите соединить их”.

приставка корень суффикс окончание слово
залез приготовить ночка коса  
полёт краски дочка лапа  
подчистка ходить      

-Что общего в этих словах? (приставка)

- Выделите приставку. Как записали их?

- Что надо знать о приставках, чтобы правильно их написать?

- Кому это письмо? (Запоминалкину - открыть окошечко)

- Какие приставки на -а?

- Пришли в теремок и телеграммы с вопросом. Они у вас на столах.

(Телеграмма от цыплят: В каком слове буква о? Л сток, цв.ток, р.бро, тр. ва, н га.
Телеграмма от Буратино: В каком слове буква я? Стр.ла, с.сна, в.селье, нар. дить, сп. шить.
Телеграмма от клоуна: Какое слово с буквой е? с.стра, отк.рмить, в. шнёвый, тр. акторист, м. сник.
Телеграмма от попугая: Какое слово с буквой и? Позв.нил, св.тить, ш.рокий, л. скать, л. док.)

- Прочитайте и ответьте на вопросы, доказав правильность выбора.

- А теперь запишите из телеграмм имена существительные, вместе с проверочными словами.

- Кому эти телеграммы? (Проверялкину - открыть окошечко)

- Как правильно записать слово с безударной гласной в корне?

Физку льтминутка.

- А вот ещё и журнал “Угадай-ка”

  1. Крупный населённый пункт, в котором есть заводы, фабрики.
  2. Населённый пункт в сельской местности.
  3. Помещение для торговли чем-нибудь
  4. Отдельное жилое помещение в доме, обычно из нескольких комнат с кухней.
  5. Подземная железная дорога. (Проговорить, записать, проверить) - --

- Где можно проверить слова?

-Этот журнал кому? (Проверялкину)

-Здесь ещё и телеграмма, но не всё понятно в ней.

Я от дедушк, ушёл, я от бабушк. ушёл.
Не лежалось на окошк., покатился по дорожк...

-А вам понятно? Запишите. Проверим.

-Кому эта телеграмма? (Доказалкину)

-Когда Пишется в окончаниях “е” и когда “и”?

3. Обобщение.

- А под самой крышей находится мансарда.

- Что это такое? ( Выяснение значения слова)

- Там звуковички проверяемых безударных гласных проводят заседание

Общества правил. Они составляют схему – опору для нас. Посмотрим, что у них получилось.

-Расшифруем её.

-Кто жители теремка?

-Запишите под диктовку предложение: В невысоком теремочке побывали мы, друзья!

-Объясните орфограммы.

4. Домашнее задание.

Записать по 5 слов на каждое правило. 5.

Итог урока.

- А кто скажет сам себе: “Молодец! Я хорошо сегодня работал.”

Выставление оценок.

5 - Пятёрку получить не просто. Пятёрка - самый высший бал. Ты всех сегодня лучше. А это больше всех похвал.

4 - Это хорошо и до пятёрки близко. Ещё старанье приложи и будет всё отлично.

3 - Получил оценку 3, не печалься, не грусти. Нужно будет постараться, дома лучше почитать. И получишь ты 4, а быть может даже 5.

Приложение