Повышение качества ЗУН учащихся на уроках русского языка и литературы

Разделы: Русский язык


Назначение личностно ориентированного подхода к образованию состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. “Образовать ребенка – значит научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка”.

Диагностика в обучении

Главная задача, стоящая передо мной, - добиться высоких результатов обучения. Поэтому, начиная с 5 класса, приступаю к изучению влияющих факторов и возможности улучшения результативности обучения.

Основной инструмент, которым я пользуюсь, - оценочная плоскость.

Это развертка показателей качества (количества высоких отметок – 4 и 5) по годам обучения.

На ней нанесены три линии:

  • КО – качество обучения (русский язык) красный цвет
  • ТЧ – техника чтения (литература) зеленый цвет
  • ВД – выполнение диктантов синий цвет

I. Оценка реального состояния уровня знаний в классе и диагностика преемственности в обучении

Беру данные за прошлый учебный год – качество обучения по четвертям 4 класса. Наношу их на оценочную плоскость и соединяю точки графика между собой. Смотрю, на каких участках линия падает наиболее круто. По сравнению с начальной школой, в 5 классе причина падения качества состоит в удвоении объема материала, недостаточный уровень общеучебных умений: низкая скорость чтения, письма; спад общеучебных умений в первой четверти из-за ослабления их в период летних каникул.

Поэтому для получения объективной оценки необходимо сравнивать результаты каждой четверти с результатами аналогичных четвертей предыдущего года. Это не столь приятно, но необходимо. Но для оценки результатов разных учебных четвертей нужны разные показатели.

Циклы деятельности

Работая не первый год в школе, я пришла к выводу, что добиться успеха можно только через обогащение традиций, применение диагностико - технологического уровня профессионального мышления и современных педагогических технологий.

“Мудрость – это знание порядка” (Пифагор.) В каждом цикле есть последовательные этапы: ориентационно-мотивационный, системно-информационный, этап алгоритмической деятельности и этап творчества.

Изучая закономерности циклов деятельности, использую их в осуществлении диагностико-технологического подхода в ходе урока: “Что надо сделать в конкретных условиях класса?”, “Как рационально решать первоочередные задачи?”.

Основные циклы, определяющие успех работы.

Образовательный цикл, основной задачей которого является формирование человека разумного. Закономерность-преемственность в обучении, развитие и формирование ЗУН; своевременное выявление пробелов в обучении и их устранение.

Годичный цикл. Его этапы – учебные четверти. В каждой из них проводится диагностическое выделение первоочередных задач. Закономерностью этого цикла является необходимость последовательного включения резервов обучения:

  • Первая четверть – восстановление общеучебных умений (т.к. за лето снижается уровень общеучебных умений).
  • Вторая четверть – овладение репродуктивным языком предмета.
  • Третья четверть – оптимизация алгоритмического применения.
  • Четвертая четверть – форсирование творчества (только в 4-ой четверти можно форсировать творчество: необходимые знания уже накоплены, теперь их можно преобразовывать, систематизировать и активно применять).

Познавательный (тематический) цикл, основной задачей которого является постепенное повышение качества ЗУН учащихся. Оно идет от ориентировки в учебном материале к его пониманию, усвоению материала и его применению, заканчиваясь непременно систематизирующим повторением, облегчающим поиск и применение изученной информации. Весь познавательный цикл контролируется учителем.

Цикл стимулирования.

Закономерности этого цикла связаны с использованием тех или иных мотивов (ответственность, перспективы, коммуникативного, познавательного, но, прежде всего, мотива совершенствования), с необходимостью ежедневной тренировки волевых качеств, с необходимостью ежедневной самооценки (взаимооценки) учеников. Стимулирование проводится под контролем учителя.  

II. Работа с родителями

На втором этапе своей деятельности планирую встречу с родителями класса (коллективно и индивидуально) – через 1 месяц после начала занятий (конец сентября, начало октября). Делюсь своими наблюдениями за уровнем подготовки класса в целом; затем рассказываю о русском языке и литературе. Конкретно: что входит в программу 5 класса, основные требования программы; что дети должны знать и уметь; о требованиях к ученикам; об уровне подготовки к урокам; о контроле со стороны родителей.

III. Постоянный контроль за ЗУН учащихся

С этой целью веду тетради:

  • учета ошибок учащихся после написания диктантов, изложений, сочинений;
  • учета пробелов в знаниях учащихся по изученным и изучаемым орфограммам;
  • учета техники чтения; контроля за домашним чтением учащихся; уровнем подготовки учащихся к урокам; учета активности в работе на уроках; качества выполнения письменных работ; учета формирования каллиграфического письма и орфографической зоркости учащихся (работа над ошибками).

 

IV. Информационная работа учителя

Она состоит из 3-х параметров:

  • изучаю и применяю основные педтехнологии (игровые технологии, проблемное обучение, опорные сигналы, дифференцированное и индивидуальное обучения, развивающее обучение);
  • осуществляю стимулирующий и коррекционный контроль (еженедельно);
  • провожу графическую регистрацию промежуточных результатов. График позволяет легко определить, какие умения сформированы в достаточной мере, что еще нужно отработать. Это даст возможность держать в поле зрения каждого ученика. На графике можно отразить, например, умение определять орфограммы (зеленый цвет), умение работать с алгоритмами и таблицами (красный цвет) и т.д.

Результаты первой недели изображаются пунктирной линией, результаты последней недели – сплошной (по месяцам). Наглядно представленные результаты не только усилят ощущение успеха среди учащихся, но и послужат аналитическим материалом для родительского собрания и индивидуальной работы с родителями.

V. Подготовка и проведение классного родительского собрания по проблеме “Состояние общеучебных умений и совершенствование репродукции”

На классном родительском собрании подвожу итоги работы в первой четверти по совершенствованию общеучебных умений: состояние качества обучения, результаты совершенствования чтения, письма. Первоочередная задача II четверти – совершенствование репродукции:

  • значение и закономерности репродукции;
  • диагностика репродукции;
  • иллюстрирование тетрадей;
  • усвоение терминов;
  • логичный и лаконичный пересказ;
  • составление алгоритмов, таблиц, схем;
  • повышение орфографической грамотности.

1. Репродукция

Анализ достигнутых результатов на собрании следует проводить лаконично; надо обязательно обратить внимание на то, что совершенствование общеучебных навыков и умений является необходимым, но недостаточным условием эффективной работы; что оно не может привести к немедленному повышению качества обучения; основная часть собрания должна быть посвящена особенностям решения главной задачи 2-ой четверти – совершенствованию репродукции.

Долгие годы работы в школе позволили мне прийти к такому факту: репродукция является необходимой ступенькой обучения, не научившись правильно и быстро отражать информацию, нельзя приступать к ее преобразованию, к проблемному обучению.

Качественное обучение репродукции – дело сложное, имеет свои закономерности, и с ними надо считаться, чтобы безнадежный троечник мог учиться на “4” и “5”.

Легко представить себе положение ученика, у которого ослаблены глазомер и зрительная память; еще хуже, если он не понимает терминов, их смысла. Поэтому уже с 5 класса стремлюсь к иллюстрированию тетрадей учениками, ведению ими толковых словарей, тетрадей-справочников, читательских дневников.

Репродукция не должна превращаться в зубрежку; осмысление материала (выявление связей в нем) – залог успеха репродуктивной работы.

При совершенствовании репродукции надо учитывать и общие закономерности повторения, их влияние на результат:

  • неотсроченность повторения;
  • частоты и правильности, периодичности упражнений;
  • эмоционального состояния учеников;
  • использование разнообразных спор.

Однако следует не забывать, что уроки должны быть разнообразными по типам проведения, задания домашние и классные должны быть дифференцированными, подход к ученикам должен быть индивидуальным.

Диагностика репродукции (составляется диагностическая ведомость)

№ п/п Ф.И. учащегося 1 2 3 4 5 6
1. Антонов П. 1 2 0 0 0 0
2. Иванов С. 1 1 1 1 1 0
               
               
  Итог 23 17 12 6 2 0
  Частота, % 92 68 48 24 8 0
Учитель: Воронцова Т.Н.
  1. понимание терминов,
  2. пересказ коротких текстов,
  3. логичность пересказа,
  4. лаконичность речи,
  5. конспектирование, составление схем, таблиц, алгоритмов (с помощью учителя, частичная помощь, самостоятельно под контролем учителя),
  6. орфографическая грамотность.

Все признаки оцениваются в двухуровневой шкале (дихотомии) единичками или нулями.

 

  Если ученик:
1

2

3

4

5

6

не испытывает затруднений на уроке

свободно пересказывает текст

может самостоятельно составить план схему

в состоянии точно и кратко выразить суть события, ситуации

знает правила конспектирования, составления схем, таблиц и умеет, слушая объяснение учителя, составить это легко

имеет по русскому языку “4” и “5

2. Иллюстрирование тетрадей

Это еще не технология, так как пока не изучены закономерности иллюстрирования; это методическая система приемов, которая может быть чрезвычайно полезной при обучении, особенно при интеграции: русский язык и изо и т.д.

Дети с удовольствием иллюстрируют свои тетради, если эти работы используются, например, при взаимоопросе, во время тематических зачетов или при проведении КВН.

Например

Выделение главного в материале.

Составление конспектов, схем, таблиц.

Здесь присутствует логика, творчество учеников; использование цветной пасты (эстетическое оформление)

Правописание суффиксов -ек, -ик в существительных.

При склонении выпадает гласный е.

замочек – замочка

е

ключик-ключика

3. Технология повышения орфографической грамотности

  • режим повторения;
  • работа по восстановлению навыков должна проводиться ежедневно;
  • упражнения должны занимать не более 5 минут за урок (т.е. упражнения должны быть разнообразными);
  • упражнения должны проводиться устно. Нельзя перегружать учителя дополнительными объемами проверочной работы. А сохранение здоровья учеников и учителя – важнейший технологический принцип;
  • отработка каждой повторяемой орфограммы в течение одной недели; в течение этой недели нельзя в погоне за интересом допускать чередование нескольких орфограмм; нельзя нарушать ритмичность, предусмотренную технологией.

Предполагаемая технология включает в себя:

  • ежемесячное проведение диагностических диктантов для выбора наиболее трудных орфограмм для учащихся;
  • по каждой слабо освоенной орфограмме ежедневные упражнения
  • с ключевыми словами (1 мин.)
  • с игровыми словариками (2-4 мин.) – в режиме самопроверки
  • на формирование правил (1-2 мин.) – с опорой на ключевые слова
  • на использование ассоциаций (1 мин.).

Выводы: благодаря разнообразию методов и форм работы ученики преодолевают пассивную позицию в учебном процессе и становятся активными участниками и, как правило, повышается результативность обучения.