Литературный вечер "Культурная поездка по Австрии и Германии"

Разделы: Иностранные языки, Музыка


Цели:

  • побудить интерес к жизни и творчеству великих немецких и австрийских поэтов, драматургов и композиторов;
  • познакомить учащихся с произведениями классиков;
  • вызвать у детей душевный отклик;
  • способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Действующие лица:

Ведущий – учитель немецкого языка
Вокальный ансамбль учащихся
Чтецы – учащиеся 8, 9, 11-х классов
Учитель, исполняющий песню на немецком языке
Концертмейстер по классу фортепиано
Вильгельм Телль
Штауффахер
Звукооператор

Методическое обеспечение:

  1. На доске – название гостиной: «DIE KULTURFAHRT DURCH OSTERREICH UND DEUTSCHLAND» и эпиграф: «Willst du die anderen verstehen, blick in dein eigenes Herz. Fr. Schiller».
  2. На двери – плакат :«Willkommen!»
  3. В классе:
    1. Свечи, канделябры, светильники, плотные портьеры, лазер для показа
    2. ТСО: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, микрофоны, проигрыватель, DVD
    3. Фортепиано
    4. Портреты австрийских и немецких композиторов, поэтов и драматургов
    5. Выставка рисунков детей по сказкам В. Гауфа и Э. Гофмана (5-6 классы)
    6. Выставка книг немецких классиков
    7. Австрия – небольшая композиция из видов страны
    8. Германия - небольшая композиция из видов страны
    9. Карта Австрии и Германии.

Звучит «Менуэт» Моцарта.

Ведущий. Guten Tag, liebe Gaste! Willkommen! Wir beginnen unsere Kulturfahrt in Osterreich und weiter fahren wir in Gedanken nach Deutschland. Wir wollen heute mehr uber das Schaffen und Leben vieler osterreichischen und deutchen Komponisten, Dichter und Dramatiker: Mozart, Haydn, Schubert, Goethe, Schiller, Heine, Lessing und vieler anderen erfahren. Добрый день, дорогие друзья и гости нашего литературного вечера! Начинаем нашу культурную поездку по Австрии и Германии. Сегодня мы мысленно посетим эти страны и больше узнаем о жизни и творчестве многих великих австрийских и немецких композиторов, поэтов и драматургов: Моцарта, Гайдна, Шуберта, Шиллера, Гёте, Гейне, Лессинга и многих других. Итак, добро пожаловать в Австрию! Willkommen in Osterreich! Und unsere erste Haltestelle ist “Osterreichische Komponisten”.

Звучит «Симфония №40» Моцарта.

Ведущий. Австрия лежит на юге центральной Европы. Эта страна стала колыбелью классической оперетты. Австрийская музыка известна и любима во всем мире. Многие великие композиторы жили и творили в этой стране, где так же, как и в Германии, говорят на немецком языке. Это, прежде всего, Вольфганг Амадей Моцарт.

Звучит «Турецкий марш» Моцарта.

Ведущий. Он родился 27 января 1756 года в г. Зальцбурге. В 3 года он уже часами сидел за клавесином, а в 6 лет давал концерты в Мюнхене, а спустя еще полгода – в Вене.

Звучит «Маленькая ночная серенада» Моцарта.

Ведущий. Всю свою нелегкую жизнь Моцарт любил сочинять оперу. В 1786г. появилась «Женитьба Фигаро», а позднее – «Дон Жуан», в 1791г. – «Волшебная флейта», ставшая первой немецкой национальной оперой. Любил Моцарт сочинять музыку для детей. Сейчас прозвучит песня Komm lieber Mai!”, музыку к которой написал этот великий австрийский композитор. Слова Кр. Овербека.

В исполнении ведущего звучит песня «Тоска по весне» (на немецком языке).
Звучит «Реквием» Моцарта.

Ведущий. Летом 1791г. Моцарт получил анонимный заказ на сочинение «Реквиема», произведения, которое пишется посмертно (как выяснилось позднее, заказчиком был граф Вальзегг-Штуппах, овдовевший в феврале того же года). Моцарт долго не решался взяться за выполнение этого заказа из-за суеверия. Дурное предчувствие Моцарта сбылось: он умер от скоротечной болезни (по-видимому, от почечной недостаточности) в возрасте 35 лет, успев написать только первые 6 частей «Реквиема». «Реквием» был завершен его учеником Зюсмайром.

Ведущий. Другой великий австрийский композитор – Йозеф Гайдн. Его называют «отцом симфонии».

Звучит «Симфония № 103» Гайдна.

Ведущий. Долгое время он служил у венгерского князя Эстергази придворным капельмейстером, воспитал целое поколение музыкантов. Его называли в то время музыкальным сердцем всей Европы. Создал 104 симфонии, 83 квартета, 52 сонаты для клавира, оперы, оратории «Сотворение мира» и «Времена года».

Звучит «Аве Мария» Шуберта.

Ведущий. Ещё один австрийский композитор – Франц Шуберт (1797-1828).
В его творчестве жанр песни достигает подлинного расцвета. Шубертом создано также множество отдельных песен, потрясающих своей глубиной, силой и яркостью чувств.

Звучит «Серенада» Шуберта.

Ведущий. Всего его перу принадлежит более 600 песен. Наибольшей известностью пользуются два его вокальных цикла, в которых композитор воскрешает излюбленную в немецком фольклоре тему странствия: «Зимний путь» и «Прекрасная мельничиха».

Звучит песня Шуберта «В путь» на слова Мюллера.

Ведущий. Иоганна Штрауса (1825-1899), австрийского композитора, скрипача и дирижёра, называют «Королём вальса». Самый известный из них – «На прекрасном голубом Дунае».

Звучит вальс Штрауса «На прекрасном голубом Дунае».

Ведущий. В его произведениях царят мягкий лиризм, легкая запутанная интрига, веселье, радость жизни. Композитор воспевает тепло домашнего очага, верную любовь, его влекут покой, мечта о счастье. Другое не менее известное произведение - «Марш Радецкого».

Звучит «Марш Радецкого» Штрауса.

Ведущий. Иоганн Штраус вошел в историю музыкального театра как создатель вальсовой «поющей» оперетты. Подлинными шедеврами являются у Штрауса 2 его оперетты: «Летучая мышь» и «Цыганский барон». Эти музыкальные комедии принадлежат к международной музыкальной сокровищнице. Музыка Штрауса и сегодня приносит радость в каждое сердце.

Показ музыкальной комедии «Летучая мышь» (видеофрагмент).

Ведущий. Aus Osterreich fahren wir in Gedanken nach Deutschland und halten zuerst in der Stadt Eisenach, wo im Jahre 1685 Johan Sebastian Bach geboren wurde.

Звучит «Токката и фуга ре минор» Баха.

Ведущий. Он родился в музыкальной семье, рано потерял своих родителей и до 15 лет воспитывался у своего брата. Начальное музыкальное образование Бах получил у своего отца. Он учился у него игре на клавесине и на скрипке.

Звучит «Шутка» Баха.

Ведущий. Юность Баха была тяжелой. Некоторое время он жил в Веймаре, где выступал скрипачом в капелле князя. В 1703 г. он стал органистом в г. Арнштадт. Затем переехал в Мюльхаузен, где женился, а в 1717 – в Кетхен, где возникли его так называемые «Бранденбургские концерты», а также «Хорошо темперированный клавир» – собрание прелюдий и фуг. В 1723 г. семья Баха переезжает в Лейпциг, где Бах становится кантором (руководителем церковного хора) при школе церкви Святого Томаса.

Звучит «Концерт №1 для двух клавесинов с оркестром» Баха.

Ведущий. В творчестве Баха мирские чувства и образы все более властно проникали в музыку богослужений, несмотря на все запреты церкви. Грандиозные хоровые эпопеи, рождённые дыханием самой жизни, они давно уже звучат в концертных залах, где доставляют людям минуты высшей радости от соприкосновения с великим, непреходящим по своей ценности искусством.

Ведущий. Людвиг ван Бетховен (1770-1827) родился в г. Бонне, представитель венской классической школы. Он создал героико-драматический тип симфонизма. Полная глухота, постигшая Бетховена в середине творческого пути, не сломила его воли. Поздние сочинения отличаются философским характером. Известны его инструментальные сонаты, такие как «Патетическая», «Лунная», «Аппассионата». В 1820-хг.г. слава Бетховена вышла далеко за пределы Австрии и Германии. Когда Бетховен умер, в последний путь его провожало около 10 тыс. человек.

Звучит «Симфония №5» Бетховена.

Ведущий. Идеи революции, свободы личности, жизненной стойкости – все это композитор сумел выразить в своих произведениях. Не удивительно, что бетховенские симфонии так отличаются друг от друга. Пятая симфония, со знаменитым «Мотивом судьбы». Такой музыки – трагической и в то же время полной героики борьбы, жизнеутверждающей – симфоническая музыка прежде не знала.

Звучит «Лунная соната» Бетховена.

Ведущий. Одно из самых известных произведений Бетховена – «Лунная соната». Такое название дал ей не сам Бетховен, а уже после его смерти один немецкий поэт. Она посвящена любимой женщине Бетховена – Джульетте Гвиччарди, которая отвергла его любовь и вышла замуж за бездарного сочинителя музыки, зато графа.
Бетховен был великим музыкантом и великим человеком. Человеком титанической воли, могучего духа, человеком высоких помыслов и глубочайших чувств. Представьте себе, как велики должны были быть его любовь, его страдания, его стремление одолеть эти страдания…

Звучит произведение Шумана «Мечты из детства».

Ведущий. Роберт Шуман (1810-1856) развивал в своем творчестве традиции
Ф. Шуберта и писал как отдельные песни, так и вокальные циклы. Но музыка его произведений гораздо изысканнее, сложнее по строю чувств и типу мелодии, что позволяет говорить об утверждении в его творчестве родственного песне вокального жанра – романса.
Звучит фрагмент из оперы Глюка «Орфей и Эвридика».

Ведущий. Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787) – создатель жанра музыкальной трагедии. Его реформа в опере стала подлинной революцией в мировом оперном искусстве, окончательный смысл которой стал ясен после постановки в Париже опер «Альцеста», «Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде».

Звучат «Венгерские танцы» Брамса.

Ведущий. Иоганн Брамс (1833-1897) – немецкий композитор, пианист и дирижер. В своем творчестве обращался к жанру трио, как к виду камерного ансамбля. 4 симфонии, увертюры, концерты для инструментов с оркестром, «Немецкий реквием» (1868), камерно-инструментальные ансамбли, сочинения для фортепиано («Венгерские танцы»). Творчество Брамса, подобно творчеству Баха и Бетховена, знаменует собой кульминацию и синтез целой эпохи в истории музыки.

Звучит сюита Генделя «Музыка на воде».

Ведущий. Георг Фридрих Гендель (1685-1759) – немецкий композитор и органист, в его творчестве оратория стала эпическим произведением, исполняющимся солистами, хором и оркестром. Создал 32 оратории на самые разные сюжеты.

Звучит «Свадебный марш» Мендельсона.

Ведущий. Феликс Мендельсон (1809-1847) – немецкий композитор, дирижер, композитор-романтик. Продолжал лучшие традиции классической музыки. Всем вам известно его произведение «Свадебный марш».

Звучит «Полёт валькирий» Вагнера.

Ведущий. Рихард Вагнер (1813-1883) – немецкий композитор, дирижер и музыкальный писатель. Целая эпоха в музыкальном искусстве. Легенда о легендарном рыцаре Лоэнгрине, поспешившем на помощь невинно осужденной на казнь девушке – этот персонаж стал героем оперы «Лоэнгрин». Композитор – драматург, мыслитель, он мечтал воплотить в оперном жанре не отдельные сюжеты, а целую эпоху, эпопею, посвященную основным проблемам человечества. Оперы Вагнера построены на системе лейтмотивов – ярких мелодий-образов.

В исполнении ансамбля учащихся звучит Хор из оперы Вагнера «Лоэнгрин» (в сопровождении фортепиано).
Звучит «Венгерская рапсодия №2» Листа.

Ведущий. Ференц Лист (1811-1886) – венгерский композитор, пианист, дирижер. Создатель нового направления в пианизме. Придал фортепиано оркестровую мощь и красочность звучания, обогатил фортепианный репертуар (фантазии на оперные темы, обработки и транскрипции для фортепиано, симфонические произведения). Возглавлял Веймарскую школу. Композитор – романтик, Лист стремился раскрыть в своих произведениях внутреннюю связь музыки с поэзией (многие сочинения Листа имеют литературно-сюжетную основу). Оратории, «Фауст-симфония» (1857), 13 программных одночастных симфоний-поэм (создал этот жанр, применял в нем принцип монотематизма); 2 концерта для фортепиано с оркестром (1856, 1861); соната си-минор (1853), фортепианные циклы, 19 венгерских рапсодий, этюды, вальсы и другие произведения для фортепиано; хоры, песни (около 70), культовая музыка (был аббатом). Один из основателей (1875) и первый президент Академии музыки в Будапеште (носит имя Листа). Содействовал становлению ряда национальных музыкальных школ.

Ведущий. Also, wir haben uns mit dem Schaffen der grossen osterreichischen und deutschen Komponisben bekanntgemacht. Hat euch die Musik gefallen? Und jetzt halten wir an der Haltestelle “Deutsche Literatur” und sprechen uber das Schaffen von Hoffmann, Brudern Grimm, Hauff, Heine, Schiller, Goethe und Lessing. Немецкий писатель-романтик Вильгельм Гауф (Хауфф) (1802-1827) – прожил всего 25 лет. Он был учителем в частных домах и при своей занятости успел написать 2 романа, 3-томную историческую эпопею о Крестьянской войне в Германии, много лирических стихов и, наконец, сказки, известные читателям всего мира. Обрабатывая народные сказки, Гауф переплетает романтический вымысел с житейской правдой. И, хотя судьбы сказочных героев Гауфа зачастую страшны, но дети отвечают сказочнику таким же доверием, словно те сказочные события, о которых он рассказывает, происходят дома. В нашей стране из сказок Гауфа наиболее популярны «Маленький Мук», «Карлик Нос», «Холодное сердце», «Рассказ о Калифе-аисте», «Сказка о мнимом принце».

Показ анимационного фильма «Карлик Нос» (видеофрагмент).

Ведущий. Эрнст Теодор Амадей Гофман (Хофманн) (1776-1822) – крупнейший прозаик немецкого романтизма, создатель остроумных, причудливых по содержанию новелл и сказок, композитор и художник. Его перу принадлежит сказка «Щелкунчик и мышиный король», «Золотой горшок», роман «Житейские воззрения Кота Мурра». Творчество Гофмана замечательного мастера романтической сатиры глубоко трагично и, вместе с тем, исполнено горячей веры в высокое призвание искусства.

Показ анимационного фильма «Щелкунчик» (видеофрагмент).

Ведущий. Братья Якоб (1785-1863) и Вильгельм (1786-1859) Гримм были выдающимися для своего времени учеными. Они внимательно собирали и записывали сказки, сохранившиеся в памяти народа. «Детские и семейные сказки» (1812г.) приобрели широкую известность во всем мире. «Храбрый портняжка», «Золотой гусь», «Золушка», «Белоснежка и 7 гномов», «Бременские музыканты» - вот названия только некоторых сказок. Немецкие народные сказки прочно вошли в сокровищницу мировой литературы. И нет на свете страны, дети которой не знали бы сказок братьев Гримм.

Показ анимационных фильмов: «Бременские музыканты», «Белоснежка и 7 гномов», «Золушка» (видеофрагменты).
Ребята должны угадать названия сказок.

Ведущий. Eine besondere Rolle in der deutschen Literatur spielte der gro?e Dichter Heinrich Heine. Er wurde im Jahre 1797 in Dusseldorf am Rhein geboren. Heine schrieb viele Gedichte. Im Jahre 1821 erschien sein “Buch der Lieder”, das die Heimat, die Natur und die Liebe besang.

В исполнении учащегося звучит стихотворение «Сосна».

Ведущий. Viele Heines Gedichte wurden vertont. Jetzt singt das Lied von Heinrich Heine “Die Lorelei” der Padagoge.

В исполнении педагога звучит песня «Лорелея» (на немецком языке).

Ведущий. Многие стихи Гейне были острой сатирой на Германию того времени. Они были под запретом. В 1931г. Гейне эмигрировал в Париж. Здесь он жил до своей смерти. Он написал стихотворение, где дает оценку себе как поэту. В нем он указывает на политическую ситуацию в Германии.

В исполнении учащегося звучит стихотворение «Когда твоим переулком…».

Ведущий. Johan Wolfgang Goethe wurde im Jahre 1749 im Frankfurt am Main geboren. Er erhielt eine grundliche Bildung im Elternhaus. Er studierte an der Leipziger Universitat. In dieser Zeit schrieb er das “Heidenroslein”. Goethe widmete dieses Gedicht der Frau, die er liebte. Damals war er 22 Jahre alt. Hier ist es.

В исполнении учащегося звучит стихотворение «Роза».

Ведущий. Der junge Goethe liebte sehr die Natur. Er machte oft Wanderungen in die Berge, in den Wald. In vielen lyrischen Gedichten besingt Goethe die Schonheit der Natur.

В исполнении учащегося звучит стихотворение «Нашёл».

Ведущий. Einmal wanderte Goethe durch die Berge. Uberall war Ruhe. Die ruhende Natur machte auch auf den jungen Dichter einen grossen Eindruck und er schrieb.

В исполнении учащегося звучит стихотворение «Песнь странника».

Ведущий. Dieses Gedicht ubersetzten die beruhmten russischen Dichter: Lermontov, Annensky, Brjussov. Die Musik zu diesem Gedicht schrieben bekannte Komponisten: Varlamov, Rubinstein, Tanejev, Sviridov, Ippolitov-Ivanov und andere. Johan Wolfgang Goethe interessierte sich nicht nur fur Poesie, sondern auch uur Kunst und Wissenschaft. Er schuf viele Dramen und Prosawerke. Sein gro?tes Werk ist die Tragodie “Faust”. В основу этого произведения легла немецкая легенда XVIв. о маге и чернокнижнике, заключившем договор с дьяволом. Это – притча о человеке, о его долге, призвании, о его ответственности перед другими людьми. Гёте писал «Фауста» всю свою жизнь, более чем 60 лет. В конечном итоге Фауст находит высшую радость в творческом труде для других и в предвидении результатов коллективных созидательных усилий.

В исполнении учащегося звучит Финал трагедии «Фауст».

Ведущий. Слова эти прекрасны. Они никогда не утратят своего значения. Адресуя их в большей мере людям будущего, чем своим современникам, Гёте выразил в них мечту о свободной общности свободных людей-тружеников, преобразующих мир.

Звучит Увертюра из музыкальной трагедии Бетховена «Эгмонт».

Ведущий. Тема борьбы и победы прослеживается и в трагедии Гёте «Эгмонт». Увертюру с таким же названием создал Л. Бетховен. Эгмонт становится во главе народа, восставшего против своих угнетателей, и погибает в яростной борьбе. Но не погибает идея борьбы за свободу. Она живёт. Она торжествует свою победу! Гoтхольд Эфраим Лессинг (1729-1781) – основоположник немецкой классической литературы, немецкий драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель. Родился в саксонском городке Каменц. В юном Готхольде Эфраиме рано открылась страсть к книгам и учению. Учился в Лейпцигском университете и Виттенбергском. В своих баснях и эпиграммах зло высмеивал нравы знати. Создатель многих драм «Мисс Сара Сампсон» (1755), «Эмилия Галотти» (1772), где гневно осудил деспотизм и произвол феодальных князей, «Натан Мудрый» (1779), «Лаокоон» (1766) и др. Окончил свои дни в скромной должности библиотекаря. Отказался от духовной и университетской карьеры и от покровительства знати, вел полуголодное существование независимого литератора.

В исполнении учащегося звучит отрывок из драмы Лессинга «Натан Мудрый».

Ведущий. Eine enge Freundschaft verband Goethe mit dem anderen gro?ten Dichter Friedrich Schiller. Er war 10 Jahren junger als Goethe. Schiller war ein begabter Junge und studierte in der Militarschule. In dieser Schule lernte junger Schiller den Despotismus hassen. Schiller schrieb viele Gedichte, Balladen (weltbekannt ist “Der Handschuh”), Dramen (“Die Rauber”, “Kabale und Liebe”, “Wilhelm Tell”, “Die Jungfrau von Orleans”). Seine Werke widmete Schiller dem Menschen, dem Gluck, der Liebe.

В исполнении учащихся звучат стихотворения: «Надежда», « Дева с чужбины», «Раздел земли».

Ведущий. Das Gedicht von Friedrich Schiller Jagerliedchen wurde auch vertont.

В исполнении ансамбля учащихся звучит «Песня стрелка».

Ведущий. Фридрих Шиллер – автор многочисленных драм: «Разбойники» (“Die Rauber”), «Коварство и любовь», «Дон Карлос», «Вильгельм Телль» и других. Легендарный швейцарский стрелок Вильгельм Телль, не стерпев издевательств чванливого австрийского наместника, убивает его; выстрел Телля звучит сигналом для соотечественников для совместного сопротивления гнету Австрии. Драма «Вильгельм Телль» при всем своем драматизме не носит трагического характера. Свободолюбивые устремления её героев совпадают с исторической необходимостью, с задачами национально-освободительной борьбы. В ней, как и во всем творчестве Шиллера, живёт пафос свободы и бунта против тирании. Schiller starb nach langer Krankheit im Jahre 1805. Предлагаем вашему вниманию отрывок из драмы Шиллера «Вильгельм Телль».

Показ инсценировки по мотивам драмы Шиллера «Вильгельм Телль» (эпизод)в исполнении актёров школьной театральной студии.Звучит произведение Бетховена «Император».

Ведущий. Also, gut, Kinder! Unsere Kulturfahrt durch Osterreich und Deutschland ist zu Ende.
Мы узнали во время нашей воображаемой поездки по Австрии и Германии много нового и интересного о жизни и творчестве великих австрийских и немецких композиторов, драматургов и поэтов. Знания, полученные на этом уроке, расширили ваше представление вообще о культуре Австрии и Германии, обогатили вас, они пригодятся вам в дальнейшем. Я желаю вам успехов в изучении немецкого языка. Благодарю вас за внимание! До новых встреч! Wir haben viel Neues und Interessantes uber das Leben und Schaffen grо?er osterreichischen und deutschen Komponisten, Dramatiker und Dichter erfahren. Diese Kenntnisse haben euch bereichert, eure Vorstellung uber die Kultur dieser Lander verbreitet. Ich wunsche euch Erfolg beim Erlernen der deutschen Sprache. Hals-und Beinbruch! Und ich danke euch fur die Aufmerksamkeit! Bis bald!

Музыка продолжается.

Список используемой литературы:

  1. Зарубежная литература. Хрестоматия для 8-10 классов средней школы. Составитель В.А. Скороденко. М., «Просвещение», 1984.
  2. Большая Советская энциклопедия, т. 14. М., «Советская энциклопедия», 1973.
  3. Зильберквит М. «Мир музыки». М., «Детская литература», 1988.
  4. Лессинг Г.Э. Избранное. Пер. с немецкого. М., «Художественная литература», 1980.
  5. Лейтес Н.С. «От «Фауста» до наших дней». М., «Просвещение», 1987.
  6. Программы. Музыка. М., «Просвещение», 1994.
  7. «Сказки». Составитель Смирнова Г.М. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1988.
  8. Тураев С.В., Дюшен И.Б. и др. «Зарубежная литература». М., «Просвещение», 1987.
  9. Шиллер Фридрих. Избранные произведения. М., Государственное издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1955.