Показательные уроки в практике подготовки учителей начальных классов + урок технологии "Символ моей Родины Лотос", лепка из пластилина — расписной пластилин

Разделы: Технология, Начальная школа


В современных условиях развития общества институт образования осуществляет поиск новых подходов к совершенствованию подготовки учителей. Однако, сколько бы не создавалось теоретических курсов по изучению методических дисциплин начальной школы ничто не заменит непосредственного соприкосновения будущих учителей с реальной педагогической действительностью.

К.Д. Ушинский отмечал, “… в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, поэтому воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы он хитро ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания.” /Ушинский К.Д. Сор.соч. – М.; Л., 1948. – Т. 2. – С.63 -64/

Любая деятельность может успешно осуществляться только при условии готовности к ее выполнению. Готовность к педагогической деятельности складывается из наличия определенного уровня теоретических знаний и сформированности у будущего учителя практических умений. Мостиком, соединяющим теорию и практику в процессе обучения, является накопление опыта, которое первоначально происходит при участии студента в качестве активного наблюдателя на показательных уроках учителей и методистов.

Показательные уроки проводятся при изучении конкретной методической дисциплины, а также перед проведением педагогической практики “Пробные уроки”.

Посещение, знакомство с опытом работы учителей и анализ показательных уроков позволяют студентам – практикантам реально осмыслить и понять теоретические положения об организации учебно – воспитательного процесса. Серия показательных уроков способствует формированию методического мастерства, основанного на становлении умения осмысления и анализа возникающих педагогических ситуаций, выбора и построения адекватной модели урока, конструирования содержания и способов воздействия, адаптации существующих способов и системы на свою педагогическую индивидуальность.

В процессе педагогической деятельности создается своеобразная копилка показательных уроков, конспект одного из них предлагается в качестве методического материала для учителей начальных школ и студентов педагогических учебных заведений.

Тема: “Символ моей Родины - Лотос”

Лепка из пластилина – расписной пластилин

Класс: 2 класс

Время: 45 мин

Цель: познакомить учащихся с особой техникой лепки – расписной пластилин;

  • Образовательная задача: закрепить знания детей о свойствах пластилина; учить детей работать самостоятельно, выполнять работу аккуратно; обобщить знания учащихся о символах малой родины, расширить представления учащихся о лотосе;
  • Развивающая задача: сформировать навыки работы в технике расписного пластилина; развивать навыки работы с пластилином, мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление; наблюдательность, внимание, память, любознательность, развивать кругозор;
  • Воспитывающая задача: воспитывать ответственность и аккуратность, эстетический вкус, интерес к предмету;

Объект труда: аппликационная композиция из пластилина “Лотос”

Материалы: пластилин, картон.

Инструменты: подкладные доски, стеки, резачки, тряпочка для рук;

Оборудование: демонстрационный материал – “Лотос”; иллюстрационные пособия “Символика Калмыкии”; Таблицы: Правила техники безопасности; Технологическая цепочка; Схема: Последовательности создания расписного пластилина; приложение.

Технические сведения: приемы работы с пластилином – расписной пластилин;

Тип урока: практическое занятие – развитие навыков работы с пластилином;

Ход урока

Орг. момент (1 мин)

Приветствие;

Проверка готовности к уроку

Вводная часть

Беседа “Моя родина – Калмыкия!”

Учитель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, где мы с вами живем?

Ученик: В России.

Учитель: А как называется место, где мы живем, а точнее?

Ученик: Калмыкия.

Учитель: А как иначе можно назвать место, где мы с вами родились, выросли, ходим в школу?

Ученик: Родина.

Учитель: Действительно, Россия наша с вами родина, а Калмыкия – малая родина! Прочитаем предложение, записанное на доске. Почему так говорят?

Ученик: Потому что это самое родное место. И еще здесь наша семья, друзья и все знакомо.

Учитель: Правильно, ребята! Посмотрите, и скажите, какое слово зашифровано в прочитанном нами предложении?

Разгадывание зашифрованного слова

Ученик: ЛОТОС.

Учитель: Действительно, это слово ЛОТОС - это растение является символом нашей малой родины. Оно изображено и на флаге и на гербе нашей республике. О чем же эти символы государственной власти могут нам рассказать и что обозначает изображение лотоса на них. Может кто – нибудь из вас знает? /Приложение флаг и герб республики/

Ученик: На флаге лотос – он красивый и чистый.

Учитель: Пять лепестков лотоса изображенных в центре на флаге обозначают пять континентов, что говорит нам о том, что Калмыкия является частью мирового пространства, а четыре лепестка, расположенных ниже обозначают четыре стороны света. А о чем нам рассказывает герб республики и где изображены лепестки лотоса на нем?

Ученик: Внизу изображения герба, лепестков там много!

Учитель: Правильно, лепестки лотоса как бы являют собой основание герба – чистоту мыслей калмыков! А еще на гербе изображен “хадак” - это полотно, которое преподносят приехавшим в гости в Калмыкию вместе с пиалой джомбы символизирует мир, гостеприимство и доброту калмыков. “Улан зала” - красная кисточка в центре герба является отличительным знаком калмыков, а орнаментальная полоса “зег” символизирует светлый путь калмыцкого народа. Вверху герба четыре кольца скрепленных между собой означают единство четырех калмыцких племен, некогда объединившихся и решивших жить в мире и согласии.

Лотос классический символ буддизма, основной религии калмыков, олицетворяющий чистоту учения Будды; цветок, вырастающий из глубины озера, из грязевого ила, но белоснежного цвета. Соответственно лотос на флаге и гербе – символ чистоты и святости степной республики.

Сообщение – Лотос- символ Калмыкии!

Учитель: Лотос растет в проточных водах, в озерах и реках с медленным течением, там, где тепло и много солнца. Желтый лотос растет в Южной и Центральной Америке, на Ямайке и Гавайских островах. Розовый лотос издавна известен в Юго-Восточной Азии, Японии, в Индии, на Филиппинских островах и в Северо-Восточной Австралии. В России он растет в дельте Волги и на дальнем Востоке. А у нас в Калмыкии лотос растет в Юстинском районе.

Учитель: Лотос красивое цветущее водное или околоводное растение из семейства кувшинковых. /Приложение Розовый лотос/

Людей издавна изумляла, радовала и притягивала красота цветков лотоса. Над поверхностью воды среди ярко-зеленых плавающих листьев распускается крупный (до ЗО см диаметром) цветок. Желтый венчик окружен несколькими рядами нежных ярко- розовых или желтых лепестков. У основания их цвет более насыщенный, чем на кончиках.

Цветок лотоса всегда обращен к Солнцу, поэтому древние египтяне, индусы, китайцы обожествляли его, считали священным и загадочным растением. Лотос — цветок богов, так считали древние индусы и египтяне. И не только из-за его красоты и обращенности к Солнцу. Лотос имеет сходство с подсолнухом, он поворачивается за солнышком.

Лотос всегда кормил и лечил людей. Крестьяне в Китае, Индии и Японии и в наше время из семян и корневищ лотоса изготовляют муку, крахмал, сахар и масло. Корневища лотоса готовят в качестве гарнира, как картофель. Засахаренные ломтики его корневищ, напоминающие мармелад, продают в кондитерских Китая. В корневищах лотоса много крахмала, а также сахара, жиров, витамина С. /Приложение Съедобные корневища лотоса/

Лотос как лекарственное растение упоминается в китайских справочниках, составленных за 3 тысячи лет до нашей эры. Им лечили заболевания нервной и сердечно-сосудистой систем.

У лотоса мощное корневище, общей длиной иногда до 340 км. Листья у лотоса двух видов — плавающие и стоячие. Листья сверху покрыты восковым налетом, и вода скатывается с него, как капельки ртути. Семена лотоса — темные орешки с очень прочной одеревеневшей кожурой и дыхательным отверстием для зародыша. Известен случай, когда орехи лотоса пролежали не менее тысячи лет в торфяниках Северного Китая, а потом, когда их вытащили, проросли и дали цветущие растения.

Учитель: Лотосы бывают двух видов – орехоносный, он имеет цветок розового цвета и желтый лотос, у которого цветок светло - желтый.

Инструктаж перед проведением практической работы

Анализ поделки.

Учитель: Мы с вами будем делать красивые лотосы и создадим “поле” лотосов. Посмотрите и скажите, какой основной материал использован при изготовлении аппликации. /Приложение Работа в технике расписной пластилин к уроку “Символ моей Родины - Лотос”/

Ученик: Пластилин, только он цветной.

Учитель: Правильно, это особая техника называется она – расписной пластилин. Назовите основные элементы композиции аппликации.

Ученик: У лотоса есть лепестки, стебелек, он прямой и еще листочек.

Учитель: Что мы будем использовать в качестве основы нашей аппликации?

Ученик: Картон.

Учитель: Правильно ребята. У вас на партах есть все необходимое – один кусочек белого пластилина, он нужен для серцевинки, два кусочка светло розового пластилина для ближних лепестков и два кусочка ярко розового пластина, который будем использовать для крайних лепесточков лотоса. Что еще есть у вас на партах из материала?

Ученик: Зеленые кусочки.

Учитель: Как вы думаете для чего они нам понадобятся?

Ученик: Для изготовления стебелька и листочка.

Учитель: Правильно.

Объяснение последовательности работы;

Кусочки пластилина раскатать и придать им форму прямоугольника.

Учитель: С чего же мы начнем? Посмотрите на рисунок № 1.

Ученик: Мы должны размять пластилин и раскатать его, придав прямоугольную форму.

Учитель: Правильно. Однако, обратите внимание, на то, что белый прямоугольник должен быть в серединке он должен быть толще, а к краям необходимо уменьшить толщину. Остальные прямоугольники нужно изготовить иначе. Посмотрите.

Сложить их последовательно, соответственно цвету;

Учитель: Следующим этапом является изготовление вот такого “пирога”. Важно правильно сложить прямоугольники по цвету.

Легонько сжать и равномерно уменьшить края получившегося “пирога”

Учитель: Ребята, легонько сдавите получившуюся заготовку, равномерно уплощая края. Посмотрите на рисунок № 2.

Осторожно срезать резачком пластинку расписного пластилина – лепесток.

Учитель: Возьмите заготовку “пирог” в левую руку и, держа резачок правой, охватите проволочкой край. Осторожно потяните резачок, вправо отрезая лепесток. Изготовьте остальные лепестки аналогично. Посмотрите на рисунок № 3.

Собрать лепестки и составить композицию на картоне.

Учитель: Составьте цветок лотоса из лепестков.

Правила работы с пластилином;

  1. Выбери для работы нужный цвет пластилина.
  2. Отрежь стекой нужное количество пластилина.
  3. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
  4. По окончании работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.

Пальчиковая гимнастика

Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Вот наш розовый цветок
Развернувшись на восток,
Тихо засыпает, головой качает

(Плавное раскрывание пальцев рук из исходного положения – кулачки: помахивание ими перед собой и медленное опускание их на парту)

Практическая работа

Подготовка пластилина;

Учитель: Каждый кусочек пластилина необходимо разогреть и придать ему форму прямоугольника. Старайтесь, чтобы прямоугольники имели ровную поверхность, в центральной часто были потолще, а краям толщина уменьшалась.

Создание заготовки “Пирог”;

Учитель: Сложите получившиеся пластинки соответственно цвету: белый, розовый, красный, оранжевый. Аккуратно прижимайте каждую следующую пластинку, так, чтобы не образовывалось просветов. Следите, чтобы края получившегося пирога, были тоньше, чем центральная часть.

Изготовление лепестков лотоса;

Учитель: Аккуратно резачком проведите по краю “пирога” и отложите лишнее и ровно отрежьте еще раз – получится первый лепесток лотоса. Следите за тем, чтобы толщина лепестка была одинаковой по всей длине. Изготовьте остальные лепестки аналогично.

Изготовление стебелька и листьев лотоса.

Учитель: отделите немного пластилина зеленого цвета и сделайте “колбаску”. Раскатайте ее на подкладной доске не сильно тонко. Возьмите кусочек зеленого пластилина и разомните его. Сделайте овал и стекой отрежьте небольшой кусочек похожий на полумесяц – это листик лотоса. Посмотрите на рисунок № 4

Аппликационно – композиционная работа – размещение цветка лотоса;

Учитель: Разместите элементы композиции и слегка придавите на картон, который служит фоном.

Подведение итогов урока;

Оценивание;

Анализ выполненных работ;

Выставка работ;

Уборка рабочего места.

Итог урока.