Родительское собрание в начальной школе "Телевидение: друг или враг?"

Разделы: Работа с родителями


ЦЕЛЬ: Обсудить с родителями проблему влияния телевидения на развитие личности младшего школьника.

ЗАДАЧИ:

- ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ОБЩЕНИЯ РЕБЁНКА С ТЕЛЕВИЗОРОМ.

- ОПРЕДЕЛИТЬ НАИМЕНОВАНИЯ И КОЛИЧЕСТВО ПЕРЕДАЧ ДЛЯ ПРОСМОТРА ДЕТЬМИ.

ФОРМА: информационный лекторий с элементами дискуссий.

УЧАСТНИКИ: родители, классный руководитель.

ОБОРУДОВАНИЕ: оформить собрание можно выставкой рисунков учащихся на тему “Моя любимая телепередача”.

ХОД СОБРАНИЯ.

Добрый вечер!
В этот час
Рада видеть
Здесь всех вас.

Сегодня наше заседание в клубе “Педагогика воспитания” посвящено проблеме телевидения.

Сегодня телевидение стало обыденным явлением повседневной жизни каждого из нас и частью жизни детей.

Нам предстоит выяснить что же такое телевидение: друг или враг?

НЕМНОГО СТАТИСТИКИ:

Возможно, вы подумайте, что эта статистика не относится к нашим детям? Напрасно. Я хочу показать вам результаты статистики в нашем классе.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА.

1.Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?

Постоянно- ….. чел.
Редко- …. чел.

2.Ты любишь смотреть всё подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи?

Подряд-….. чел.
Выборочно-.….чел.

3.Ты смотришь телевизор один или со своей семьёй?

Один-….. чел.
1 и вместе-….чел.

4.Обсуждаете ли вы с родителями просмотренные телепередачи?

ДА-…. чел.
НЕТ-…. чел.
ИНОГДА-…. чел.

5.Рекомендуют ли тебе родители смотреть какие-то телепередачи?

ДА-…. (познавательные, спортивные, учебно-познавательные.)
НЕТ - ….чел.

6.Что тебе больше всего нравится делать в свободное время?

7.Какие телепередачи тебя больше всего интересуют?

НОВЫЙ РОБИНЗОН ИЛИ ЧТО ВОЗЬМЁТ С СОБОЙ НА НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ СОВРЕМЕННЫЙ РЕБЁНОК.

(провели психологический эксперимент.)

Методика “РОБИНЗОН” представляла собой игровую ситуацию.

Ребёнок, воображая себя на необитаемом острове с замечательными деревьями и добрыми зверями, может заказать по рации, которая работает в определённое время, что-либо себе из следующего списка:

*сладости, *книги, *компьютер, *телевизор, *друга, подругу, *игры, *маму, *папу.

НО “По рации, которая заработает через час поле твоего приезда на остров, потом через неделю , через месяц, последний раз через год.

Ты можешь заказать из списка всё, что ты хочешь, но только что-то одно.

Результаты приводим в таблице.

Посмотрите внимательно: СЛАДОСТИ через 1 час.

Но компьютер и телевизор предпочтительнее мамы с папой для многих детей.

Видим что потребность в удовольствии, потребность в общении, и наконец ценности сегодняшнего дня- это прежде всего телевизор и компьютер т.е.ЭКРАН.

*ЭКСКУРСИЯ НА ВЫСТАВКУ РИСУНКОВ “МОЯ ЛЮБИМАЯ ТЕЛЕПЕРЕДАЧА”,

*ПРОГРАММА ТЕЛЕПЕРЕДАЧ 3Б КЛАССА.

ВОПРОС ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

*Какие телепередачи, на ваш взгляд, положительно влияют на личность ребёнка, а какие наоборот?

(ОБСУЖДЕНИЕ) выслушиваем.

Давайте разберёмся, что же такое телевидение для наших детей-

ДРУГ или ВРАГ?

У нас сегодня присутствуют 2 команды.
1-ДЕТИ.
2-РОДИТЕЛИ.

Я предлагаю:
1-ДЕТИ найти в телевидении (+) для детей.
2-РОДИТЕЛИ найти (-) для детей.

ОБСУЖДЕНИЕ.

ЗАСЛУШИВАЕМ 1-ДЕТИ, (+),

*Возможности телевидения в развитии ребёнка очевидны. Оно помогает детям находить ответы на те вопросы, на которые не отвечают взрослые, понять, что такое “ХОРОШО” и что такое “ПЛОХО”.,узнавать о различных явлениях в разных областях знаний ,развивать воображение, эмоциональную сферу, фантазию наконец ,занять свободное время ребёнка.

Телевидению как средству массовой коммуникации отводится ряд функций: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ,РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ, ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ, ОРГАНИЗУЮЩАЯ.

Имеется также в виду, что практически каждая телепередача не просто разнообразит досуг, но и воздействует на интеллект, эмоции и чувства человека.

*Стих.

Я тружусь целый день,
И поверьте, мне не лень
У компьютера сидеть.
Телевизор поглядеть.
Все программы без разбора
Я смотрю аж “до упора”.
Лёжа книжки я читаю,
Свет при этом не включаю.
Стало плохо с головой
И с глазами ..я- слепой!

Но что-то есть и (-) слово 2 РОДИТЕЛИ.

  • В то же время исследования врачей- гигиенистов доказывают отрицательное влияние телевидения на здоровье детей. Более всего при этом страдает нервная система, слух и зрение. Не только медики , но и наиболее внимательные родители сами замечают, что под воздействием зрелищ, которые ребёнок изо дня в день смотрит по телевизору, в его поведении резче проступает раздражительность и апатия. Он всё чаще жалуется на усталость и головную боль.
  • Увлечение телевидением разрушает режим дня ребёнка: резко сокращает время сна и пребывания на свежем воздухе. Недосыпание и кислородное голодание снижает сопротивляемость детского организма к заболеваниям. Нередко при этом ухудшается память, ослабевает внимание. Успехи в учёбе даются всё с большим трудом.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЕЙ. “ТЕЛЕВИДЕНИЕ ДЛЯ МЕНЯ….”

(РАЗВЛЕЧЕНИЯ, ПОЗНАВАНИЕ МИРА, ЗАНЯТЬ ВРЕМЯ).

Увлечение телевидением таит реальную опасность нарушения семейных отношений, ослабления эмоциональных связей между близкими людьми. В то непродолжительное время, когда семья собирается дома, включенный телевизор лишает людей возможности общаться друг с другом. Нередко такие отношения способствуют своеобразному бегству ребёнка в “телеэкранные дебри”. Поглощая одну передачу за другой, он привыкает к пассивной роли “ наблюдателя со стороны”. Особенно страдают в этом случае робкие- застенчивые и неконтактные-подростки. Им Телевизор заменяет товарищей, собеседников, советчиков. Чем сильнее в семье такого ребёнка взрослые увлечены телевидением, тем более одиноким чувствует он себя в родном доме. У ребёнка может возникнуть самая настоящая зависимость, страсть к телевидению, замещение им всех остальных ценностей, которое называют ТЕЛЕМАНИЕЙ.

*Слово предоставляется школьному психологу.

*Самоанализ родителей с помощью фишек.

А сейчас я предлагаю вам, дорогие родители, необычное задание.

Дайте пожалуйста самооценку. Цель этого самоанализа помочь разобраться в отношениях с ребёнком, своевременно предотвратить ошибки, чтобы не допустить, избежать нервных срывов, агрессивности у своих детей.

Я задаю вопрос, а вы отвечаете с помощью фишек.

КРАСНАЯ – ВЫ ПОСТУПАЕТЕ ТАК ( ДА).

ЖЁЛТАЯ –  НЕ ВСЕГДА.

ЗЕЛЁНАЯ – НЕ ПОСТУПАЕТЕ ТАК.(НЕТ).

1.Каждый вечер вы уделяете своему ребёнку время на разговоры, игры, рассказы..
2.Вместе с ребёнком смотрите детские передачи.
3.Вы обсуждаете просмотренные телепередачи.
4.Ребёнок не смотрит со взрослыми передачи для взрослых.
5.Совершаете прогулки, экскурсии.
6.Есть ли передачи, которые собирают у экрана всю вашу семью.
7.Обсуждаете телепередачи с членами семьи.
8 Устраивает ли вас отношение вашего ребёнка к телевидению.

Позади день, полный важных дел и будничных забот, тревог и огорчений, неизбежных в любой работе. Однако почти в каждом из них есть прекрасные вечерние мгновения, когда мы разговариваем с детьми. Эти разговоры часто возникают неожиданно и подчас так же неожиданно обрываются, но некоторые надолго остаются в памяти и после них возникает удивительное чувство радости, близости со своим ребёнком, чувство взаимопонимания и доверия. Пусть такие вечера украсят детство ваших детей и будут ежедневными.

 НЕСКОЛЬКО ПРОСТЫХ СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: (ПАМЯТКА).

  • Существует ряд элементарных требований к гигиене просмотра телепередач: достаточное расстояние от экрана до телезрителя.
  • Дополнительная подсветка вечером и частичное затемнение днём, уровень громкости, не превышающий естественную потребность.
  • Не рекомендуется сидеть близко у телевизора, а также на полу перед ним, так – как рентгеновские лучи исходят вниз.
  • Очень вредно для детей, если в квартире постоянно работает телевизор: его вроде бы никто не смотрит, но никто и не выключает.(такой звуковой фон вызывает дискомфортные ощущения, чувство утомления, усталости.
  • Сколько времени проводит ваш ребёнок у телевизора?
  • Для дошкольника оно не должно превышать 1,5 ч в неделю, для младшего школьника – 3ч включая просмотры и в выходные дни
  • Подбирайте “телерепертуар” для ребёнка, будьте в курсе того, что он смотрит, обсуждайте всё что происходит на экран.
  • Желательно, чтобы из-за телевидения не страдали другие занятия: учёба, спорт, чтение художественной литературы, помощь по дому, общение с друзьями.

ОБЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИИ. “Дети глазами родителей, родители глазами детей”.

  • 1-дети.
  • 2-родители.

*Вы поручили ребёнку прибраться и помыть посуду, а он (она) проиграл всё это время в компьютер (просмотрел телевизор), ничего не сделал. Ваша реакция?

*Мама попросила вас убрать комнату и помыть посуду, а пришёл друг с интересным фильмом и вы засмотрелись. Как объяснить это маме и папе?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ РОДИТЕЛЯМ.

1.Обратите внимание, сколько времени проводит ваш ребёнок у телевизора?
2.Задаёт ли ребёнок вопросы после просмотра передач, хочет ли обсудить с вами передачу?
3.Какие передачи предпочитает?

Если ваши дети сильно увлечены телевизором, компьютером, не хотят гулять, общаться с друзьями, то телевизор должен “ сломаться” хотя бы на месяц. Вы спросите: а как же взрослые? Ответ: Воспитание требует жертв. Задумайтесь над этой проблемой!

Давайте подведём итог : мы все хотим что бы наши дети были умными, здоровыми, коммуникабельными, успешными.

Давайте с помощью мяча закончим фразу “МОЙ РЕБЁНОК БУДЕТ УСПЕШНЫМ ЕСЛИ…” и передаёте мяч другому .

Бьёт по стеклу хрусталь лучом,
Ковры разбросаны по стенам,
Мы твёрдо знаем, что почём,
Но забываем о бесценном.