Формирование рефлексивно-оценочных умений учащихся на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Вспомним слова А.И. Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

Учить детей осознанному овладению языком и умелому пользованию им – вот задача каждого из нас. По-моему, её успешное решение во многом зависит от сформированности у школьников рефлексивно-оценочных умений.

Проблема обучения детей рефлексивным действиям не нова. Ещё К.Д. Ушинский писал о том, что именно учитель русского языка должен «научить ребенка осознанно учиться, приобщить его к самостоятельной беседе с книгой, к самостоятельному умственному труду».

Мы с вами знаем, что степень овладения учащимися рефлексивной деятельностью определяет все стороны и результаты обучения:

  • состояние физического, психического и эмоционального здоровья;
  • уровень практической грамотности;
  • сформированность коммуникативной компетентности;
  • уровень интеллектуального и творческого развития;
  • культуру учебного труда;
  • воспитание чувства ответственности, самостоятельности;
  • потребность в самообразовании.

Что же такое рефлексия? В словаре иностранных слов читаем: «Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий, анализ собственного психического состояния».

В педагогике учение о рефлексивных действиях связывают с теорией Л.С. Выготского о связи обучения с умственным развитием и определяют рефлексию как осознание себя в собственной деятельности.

Всякое ли учение является учебной деятельностью? Нет. Учение становится учебной деятельностью, если школьник в ходе добывания знаний овладевает обогащающими его новыми способами учебных действий, вытекающими из самостоятельно поставленных учебных задач, усваивает приёмы самодиагностики, самоконтроля и самооценки своей деятельности.

Вот почему на уроках русского языка я учу детей выполнять следующие рефлексивные действия:

  • самостоятельное определение цели учебной деятельности и учебных задач;
  • самодиагностика и самооценка своих возможностей перед изучением темы;
  • самостоятельная работа по устранению пробелов в знаниях, расширению и углублению знаний, необходимых для успешного изучения нового материала;
  • осуществление прогнозирующего самоконтроля, т.е. определение, в какой последовательности будут выполняться действия и какими правилами следует руководствоваться;
  • рациональное использование общих способов учебно-познавательной деятельности и приемов учебной работы;
  • пошаговый и итоговый самоконтроль;
  • самостоятельное исправление ошибок;
  • самооценка своих успехов в достижении цели;
  • планирование и осуществление деятельности по самокоррекции.

На мой взгляд, формированию рефлексивно-оценочных умений учащихся способствует методическая организация уроков русского языка.

Содержание учебного материала я отбираю с учетом целей языкового образования учащихся, требований программы (работаю по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, И.И. Кулибабы, а в 5-6 классах по программе М.М. Разумовской), интересов и потребностей учащихся, выявить которые мне помогают рефлексивные действия перед изучением темы:

  • беседа по вопросам;
  • тестовые задания;
  • самостоятельная работа;
  • заполнение учащимися листа самодиагностики.

Опираясь на психологическую концепцию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, в уроках русского языка выделяю три этапа:

  1. побудительно-мотивационный;
  2. операционально-познавательный;
  3. рефлексивно-оценочный.

1. На побудительно-мотивационном этапе помогаю детям осмыслить тему урока, осознать её практическую значимость, сформулировать цель учебной деятельности и систему учебных задач, актуализирую теоретические сведения, необходимые для изучения нового материала, предлагаю практические задания, позволяющие детям оценить свои реальные возможности перед изучением темы.

2. На операционально-познавательном этапе создаю условия для усвоения детьми содержания учебного материала и применения его в практической деятельности. Учу школьников:

  • обобщенным способам действий: анализу, синтезу, сравнению, рассуждению по аналогии, систематизации и обобщению;
  • работе с учебником, словарями, справочной литературой и другими источниками информации;
  • культуре устной и письменной речи;
  • пошаговому контролю.

В этом мне помогают освоенные мною следующие педагогические технологии:

  • технология коллективных способов обучения;
  • технология проблемного обучения (Урок русского языка в 9 классе «Отличие СПП с придаточным места от СПП с придаточными изъяснительными и определительными». См. Приложение 1);
  • технология исследовательской деятельности;
  • элементы компьютерных технологий;
  • деятельностная технология.

В основном я использую такие методы обучения, как:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • частично-поисковый;
  • проблемный.

Стараюсь разнообразить формы организации познавательной деятельности:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • работа в статических и динамических парах.

(Урок русского языка в 7 классе «Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом и одиночным деепричастием». См. Приложение 2)

Чтобы обеспечить оптимальный для каждого ученика уровень развития, предлагаю им индивидуальные задания.

Для учащихся с устойчивой положительной мотивацией учения-задания, требующие самостоятельности, творческого поиска, высокого уровня обобщения и систематизации материала.

Например:

Замените выделенные слова одним словом. Где необходимо, измените падеж существительного.

Принять участие в экскурсии; задать вопрос отцу; оказать влияние на товарища; совершать путешествие по стране; одержать победу над врагом; дать согласие на выступление; хранить в памяти виденное; подвести итоги соревнования.

Перепишите текст, заменяя, где возможно, согласованные определения несогласованными.

На полевой дороге мне попались навстречу две деревенские девушки. Увидев меня, эти сероглазые и смешливые девушки сразу же напустили на себя суровость. (К. Паустовский) В беседке, при свечах под стеклянными колпачками, ужинали взрослые. (В.Катаев)

Допишите предложения, используя союзы и, а, но так, чтобы получились сложносочиненные предложения.

  1. Наступила весна.
  2. Закончились каникулы.
  3. Прозвенел звонок.
  4. Сверкнула молния.
  5. Показался самолет.

Продолжите ряды слов, обозначая суффиксы. Какое общее значение объединяет эти слова?

  • изн (а): белизна…
  • от (а): краснота….
  • ость (), есть (): бодрость, свежесть…
  • ни(е): высказывание…
  • ени (е): сцепление…

Для учащихся, имеющих низкие учебные возможности, подбираю задания, повышающие активность в процессе восприятия, осмысления, оказывающие оперативную помощь в процессе первичного закрепления материала, обучающие приемам рациональной умственной деятельности, способствующие систематизации знаний и совершенствованию способов деятельности.

Задания с наличием образца выполнения.

Запишите все формы прошедшего времени. В чем особенность образования этой формы у данных глаголов? Обозначьте корни, в которых происходит чередование. Образец: жечь - жег, жгла, жгло, жгли. Печь, стричь, прилечь, умереть, стереть, запереть, расти, вырасти.

Задания, в которых учащиеся выполняют отдельные его части. Например: предлагается определить, сложное это предложение или простое, и расставить знаки препинания. Выполнение задания облегчается тем, что в предложениях выделяются грамматические основы.

Задания со вспомогательными вопросами, цель которых – помочь учащемуся вспомнить знания, которые являются необходимой основой для выполнения задания.

Запишите словосочетания в два столбика: причастия, образованные от глаголов 1 спряжения + существительное; причастия, образованные от глаголов 2 спряжения, + существительное.

Дремл…щий великан, дежур…щий врач, кол…щий предмет, пен…щиеся струи воды, стел…щийся туман, свет…щийся семафор, маяч…щая фигура, колыш…щееся отражение.

Чтобы выполнить это задание, вспомни:

От чего зависит выбор главных у(ю),а(я) в суффиксах действительных причастий настоящего времени?

Какие глаголы относятся к 1 спряжению? Ко 2 спряжению?

Задания с сопутствующими указаниями, инструкциями, которые способствуют усвоению изучаемого материала. Выделите окончание в имени прилагательном школьный.

Рассуждайте так: чтобы найти в данном слове окончание, изменим его по родам, числам, падежам: школьная, школьное, школьные, школьного и т.д. Изменяемая часть есть окончание. Следовательно, окончание – ый. Оно имеет значение мужского рода, единственного числа, именительного падежа. Волшебный, солнечный приморский, чудесный, добрый, алмазный.

Задания с теоретическими справками, направленные на формирование умений обосновывать выбор того или иного действия соответствующей теорией, воспитание привычки контролировать выбор орфограммы и пунктограммы определенным правилом.

Уч…м – учить, глагол на –ить, значит, он 2 спряжения, пишу в окончании – и. Леле…т , дыш…т, вид…м, слыш…т, се…т, ве…т, терп…т, стел…тся.

Задания с алгоритмическими предписаниями оправдывают себя в том случае, когда учащиеся хорошо владеют элементарными операциями в выборе орфограммы или пунктограммы.

Задания с применением классификации (схемы, таблицы). Школьникам предлагается представить материал в определенном порядке. Спишите слова, распределяя их на группы: ци ………….ция, …………..ци, ……………цын.

Авиация, медиц..на, эволюц..ия, ц…трусовые, ц...стерна, куриц…н, ц…ферблат, лисиц…н, ц…ркачка, сестриц…н, огурц…, информац…я, две лисиц…, молодц…, ц…ркуль, синиц…н, ситуац…я, скворц….

3. Итак, формируя у школьников рефлексивно-оценочные умения, учу их составлению таблиц, схем, алгоритмов и использованию их в деятельности. Все это способствует:

  • осмысленному восприятию учащимися значительного по объему лингвистического материала;
  • развитию аналитического мышления;
  • осознанному применению теоретического материала при выполнении заданий различного уровня сложности;
  • осуществлению пошагового и итогового самоконтроля, взаимоконтроля.

(Примеры таблиц, алгоритмов.)

Зная то, что продвижение ученика по пути овладения им комплексом знаний, умений по предмету невозможно без оценочной деятельности, серьезное внимание уделяю рефлексивно-оценочному этапу урока.

Его организую с помощью таких методических приемов, как

  • рецензирование ответов учащихся;
  • тестовое задание;
  • задание для самодиагностики знаний и умений;
  • тесты на определение уровня обученности;
  • тестовые задания на определение уровня обучаемости;
  • контрольный диктант;
  • самостоятельная работа;
  • мини-зачет. (Примеры заданий.)

А чтобы учащиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения, проявить инициативу, самостоятельность, предлагаю и такие виды заданий, например:

  • составьте схему (модель) изученного материала, в которой отразите основные понятия и связи между ними;
  • составьте вопросы и задания, по которым можно проверить уровень усвоения изученной темы;
  • напишите перечень основных вопросов по теме и отметьте, как вы их усвоили;
  • перечислите умения, которые вы формировали в процессе изучения темы.

В заключение я хочу вспомнить слова Дистервега: « … развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственными силами, собственной деятельностью».

И если мы хотим научить детей грамотно писать, красиво и выразительно говорить, нужно сформировать у них потребность в рефлексивных действиях и умение их осуществлять.

(Презентация к статье – Приложение 3).