Школа — дом, где мы живем

Разделы: Иностранные языки, Классное руководство


Захожу в класс, он пустой, завтра – 1 сентября. За партами будут сидеть ученики, но в душе моей будет приятная тоска. Тоска … и приятная! Несовместимые понятия. Я постараюсь объяснить это. Я буду рада увидеть глаза учеников 5 – 6 классов, это удовольствие возвращаться после отпуска к любимой работе. Но в сердце осталась тоска по моим любимым ученикам 11 “Г”, которые в этот день своими любопытными глазами будут смотреть на преподавателей московских ВУЗов.

Итак, воспоминания, воспоминания классного руководителя…

Я встретилась со своим классом во 2 “Г”, когда пришла этих милых крошек обучать английскому языку. И столько лет мы – это “Г” класс не просто были учениками, а личностями. Как-то наше обучение со 2-го класса пошло в игровой форме. Мы проигрывали темы английских уроков: “На улице”, “На празднике”, “На уроке”, “На дне рождения”. Играя, мы вдруг подумали: “Ведь день рождения у каждого в учебном году существует как праздник! Почему бы нам не праздновать его вместе?” и появилась традиция – это поздравление каждого классом в день рождения. И на протяжении многих лет родительский комитет в сентябре приносил в школу 28 подарков. В определенный день мы пели песню имениннику, дарили подарок от родительского комитета, шоколадку от меня, классного руководителя. И самое интересное наступало, когда именинник проходил по классу и угощал каждого сладостями. Всем нравилось, когда я чмокала в щечку именинника, а он потом с друзьями стирал помаду. Как-то я сказала детям: “Может вы стесняетесь моего поцелуя?... Вот вымахали как!...” Все в один голос: “Нет, нет, пусть все остается так, мы продолжим эту традицию, нам нравится всем поздравительный поцелуй”. Так наша игра переросла в традицию поздравления.

В 5 классе мне хотелось своих учеников приучить к диалогу со мной. Но как? В возрасте 1- 11 лет дети уже стесняются, скрывают свои мысли от нас. На помощь мне пришел конкурс, который был объявлен в нашей гимназии. Каждый класс должен был отобразить жизнь одного года учебы в школе через альбом. Мы долго обсуждали эту идею. И решили, что каждый заполнит в альбоме свою страничку об одном дне в школе. Результат этого конкурса – 1-е место 5 “Г”, нашему классу и бесплатная поездка в Москву на любую экскурсию. И вот этот шедевр творчества – альбом 5 “Г” класса – в архиве школы. Каждый ребенок с папой или мамой оформил свой листок рисунком или приклеил фото, вклеил свой рассказ об одном дне в своей школе, который ему очень понравился. Нашлись критиканы в мой адрес, мол, оформляли с родителями. Ну и что? И родители, и дети, и я, благодаря такой обшей работу сплотились в коллектив. После этой работы из моих детей предложения о нашей работе, о планах на будущее сыпались как из рога изобилия.

Кто не знает из классных руководителей как сложно найти тему для классного часа, чтобы всем было интересно? Так вот, мои дети вместе со мной придумали “корзинку вопросов”. Я вешаю на день корзиночку вопросов на доску, а мои дети бросают в нее свои вопросы, написанные на листочках. Потом я сортирую эти вопросы, и у меня вырисовываются темы будущих классных часов. Вопросы были самые неожиданнее: что такое ареофаг? Почему танки грязи не боятся? Почему Джексон делает пластические операции? А все-таки почему Земля крутится? И т. д. очень сложными для меня были вопросы о школе, я их озаглавила: :Школа…, жизнь в классе… учебные дисциплины…” Как правильно ответить на вопросы: “Как улучшить оценку по предмету? Почему по труду ставят иногда 4? Русский язык обязательно учить или нет? Как учить уроки дома побыстрее?” Здесь мне пришлось перерыть гору педагогической литературы, труды по психологии. Ответы на свои вопросы дети слушали с замиранием сердца. И я поняла, что стою на верном пути в разговоре со своими учениками, когда обнаружила массу вопросов, касающихся взаимоотношений между ребятами. Как они нуждаются в нас, старших друзьях. И возникли у нас классные часы у девочек “между нами девочками говоря…” где мы обсудили и нашли кое-какие ответы на вопросы – любовь – это хорошо, что делать, если ты влюбилась?, как познакомиться с мальчиком?, почему любовь зла?. Я понимаю, конечно, что сейчас в данной ситуации помочь прямо сложно, но очень хорошо, что мы посидим, поговорим, обсудим, приведем пару-тройку мыслей в нужное направление. Как-то мои ребята решили поговорить на тему: “Цвет в одежде”. И мой класс вооружился теорией “цвета в одежде”. И не переубедишь в том, что джинсы неприемлемы для школы, ибо мы узнали, что одежду синего цвета носят люди честные и уравновешенные, которые добросовестно выполняют сои обязанности, они спокойны, этот цвет удовлетворения собой. Таким образом, проблема классных часов в нашем классе решилась. Мне, лично, не хватало времени на поведение классных часов. И не дай бог две недели не провести мне классный час. Начинали все по одному с хитрой физиономией жаловаться: “Что-то мы давно не говорили…”

Мне повезло с моими учениками еще в том, что у них есть замечательные родители. Эти родители сделали класс родным домом для своих детей. Они украсили окна красивой тюлью и повесили веселые шторы. Их усилиями в классе висят белые кашпо с вьющимися растениями. Появился классный магнитофон, мы слушали кассеты носителей языка на уроках английского, мы танцевали на классных вечерах под музыку своего музыкального центра. Родители каждый год проходили “школу родительского комитета”.каждый год 3 человека работали в родительском комитете. Получается, что каждый родитель живет жизнью своих детей. В мае мы отправлялись на традиционный пикник в лес отпраздновать окончание школьного года. И все свободные от дел родители шли с нами. Весь день в лесу мы носились, играли в лапту, мяч, фотографировались. У нас есть небольшая “летопись класса”. Это 4 фильма: урок английского языка во 2 классе, урок труда в 5 классе, выпускной вечер, последний звонок.

Мои родители с большой благодарностью относились к учителям предметникам, работающим в нашем классе. Они всегда поздравляли их с днем Учителя, с праздником 8-е марта.

И снова я не могу, чтобы не похвастаться своими учениками. Они привыкли к дисциплине, к труду. Как-то в субботу мне пришлось задержаться на полчаса, а должен, был в 10 часов начаться субботник. Когда я пришла, то увидела, что староста вывела всех на закрепленную территорию. Все мальчики и девочки заняты делом. Половина территории уже чисто убрана и получилось, что я как-то не нужна в этом мероприятии. На следующий субботник я послала 8 человек со старшими (назначила мальчика для контроля) и они спокойно справились с уборкой без меня. Ученики сами делились на пары и дежурили по неделе.

Класс состоял из талантливых учеников: занимались танцами (9 чел.), музыкой (3 чел.), рисовали в изостудии (4 чел.), занимались спортом (4 чел.). кроме всего этого, они занимались русским языком, английским языком у репетитора.

В начале 7 класса случилась неприятность, дети стали получать тройки по математике. Все забили тревогу. Сразу же был найден выход: организована группа при “Интеллекте” в гимназии по углубленному изучению математики, 12 человек 2 раза в неделю стали посещать эти занятия. И результат налицо – по математике всего 3 тройки за III четверть в классе. Конечно, читая мои строки, вы подумаете: “Расхвасталась Светлана Анатольевна…” Может быть и да… А может быть мне хотелось вам рассказать немного о том ,что при совместной и дружной работе учителей и родителей в классе сформировался коллектив, в котором были свои традиции, свои победы, свои герои. Ведь во всех соревнованиях в параллелях 5-ых, 6-ых, 7-ых классов мы всегда занимали 1-ые места.

Итак, воспоминания – это хорошо, что они остаются, но жизнь-то продолжается.

Цель моего разговора с педагогами – это просто поделиться мыслями, как можно жить в школе. Возникает вопрос у коллег: “Почему жить, а не учиться?” тогда я отвечу такими словами: “Школа – это второй дом, где мы живем годами, смеемся, плачем, горюем, порой обижаемся друг на друга, встречаемся и прощаемся и снова встречаемся.”

Как продолжение этого – пример из жизни природы. У каждого животного (прошу прощения за такое сравнение, но в природе – мы все живые организмы) есть свои территории, где он живет, где есть свой прайд, т. е. коллектив, где существуют свои законы. Человек – это происхождение из живой природы, но – человек существо разумное. Так вот у моих “разумных” человеков из “Г” класса – утверждаю смело – была своя территория – это гимназия № 6, был свой прайд – это коллектив класса со своими традициями. Им было хорошо со мной, а мне с ними.

Поэтому – прочь тоске, я снова иду в бой за науку, образование и воспитание с другими детьми.