Модель мониторинга воспитательной деятельности в образовательном учреждении

Разделы: Администрирование школы


Основное назначение заместителя директора школы — строить воспитательную систему и управлять ее развитием. А это управление всегда предполагает исследование реального состояния системы, то есть изучение результативности воспитательного процесса. Очень важно правильно выбрать методики диагностирования и показатели, которые объективно и достоверно отражают состояние воспитательного процесса. В настоящее время очень остро стоит проблема мониторинга воспитательной деятельности в общеобразовательном учреждении. Единства по этому вопросу не наблюдалось и ранее, но в наше время эта проблема выходит на первый план в связи с изменениями, происходящими в школьном образовании. Как отследить уровень образования (обучения, воспитания и развития) ребенка? Если уровень обученности не вызывает столь жарких споров, то уровень воспитанности провоцирует жаркую полемику среди педагогов. Как оценить качество работы классного руководителя? Вот еще один вопрос, который не дает покоя руководителям, работающим в сфере воспитания.

Мониторинг — понятие, относительно недавно появившееся в лексиконе социально-гуманитарных наук, в том числе и в педагогике. В "Словаре-справочнике по педагогике" (2004 г.) мониторинг трактуется как контроль с периодическим слежением за объектом исследования и обязательной обратной связью. Мониторинг в образовании — постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Мониторинг воспитания в узком смысле ограничивается целями изучения и оценки воспитательного процесса.

Структура мониторинга воспитания в широком значении состоит из четырех элементов:

  1. изучения состояния воспитания путем непосредственного наблюдения за ним;
  2. оценки состояния воспитания;
  3. прогноза развития воспитания;
  4. выработки предложений мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов.

В соответствии с приказом Минобразования РФ от 27.12.2002, воспитательная деятельность образовательного учреждения оценивается по двум критериям:

  • наличие в образовательном учреждении условий для внеучебной работы с обучающимися;
  • организация воспитательной работы с обучающимися и формирование стимулов развития личности.

Приняв во внимание все описанное не возможно не сказать, что все указанные параметры могут корректироваться в зависимости от того каким является образовательное учреждение. Поскольку моя деятельность, в качестве заместителя директора по воспитательной работе проходит в гимназии, следовательно, мониторинг должен отображать реальное положение по достижению цели работы гимназии. Основная цель гимназии  — создание для каждого ребенка условий, в которых он мог бы максимально обнаружить и развить свои склонности, способности, задатки при постоянном стимулировании творческой активности. Специфика воспитательной системы определяется идеологией развития содержания образования в школе, социальным заказом социума, родителей и самого ребенка. Воспитание в школе призвано обеспечивать условия образовательного процесса, в результате которого учащийся определяет способ своей жизнедеятельности, становится устроителем своей судьбы. Воспитательная работа строится по следующим направлениям:

  • Нравственное,
  • Эстетическое,
  • Трудовое,
  • Гражданское,
  • Экономическое,
  • Физическое.

Основным назначением воспитательной работы гимназии является формирование личности, которая приобрела бы в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, научить ее делать этот выбор и находить способы его реализации.

Цель воспитательного процесса - свободная, всесторонне развитая гармоничная личность, способная жить и занимать активную позицию в современном мире. Воспитание будет успешным, если оно системно. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь учащихся, разнообразные виды деятельности, общения, традиции, всю общешкольную среду через выполнение следующих задач воспитания:

  1. Создание и поддержка условий для формирования личностных структур, обеспечивающих высокий уровень развития личностного потенциала и его реализации в будущем.
  2. Развитие самоуправления учащихся, предоставление им реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений.
  3. Укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта.
  4. Вовлечение школьников в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности.
  5. Воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного достоинства, уважение прав человека, гражданственности, патриотизма.
  6. Создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, привлечение родителей к участию в самоуправлении школой.

Для конкретизации анализа деятельности по достижению цели работы гимназии мониторинг подразделяется на две группы.

В первую группу входят объективные статистические показатели:

  • Процент успеваемости и посещаемости.
  • Количество правонарушений, совершенных учащимися.
  • Количество учащихся класса состоящих на внутришкольном учете, на учете в ОППН.
  • Участие (результаты) учащихся в школьных, районных, городских и российских конкурсах и проектах.
  • Процент охвата учащихся горячим питанием.
  • Количество конфликтных ситуаций (с родителями, среди учащихся, с учителями).

Во вторую группу входят показатели анализа эффективности процесса воспитания:

  • диагностика уровня развития классного коллектива (Социометрия);
  • уровень воспитания ученика, класса и гимназии в целом (Уровень воспитанности);
  • эмоционального настроя класса (“Психологический климат в классе”)
  • а также диагностики, входящие в мониторинг программ, работающих в школе ("Одаренные дети", "Здоровьесберегающая педагогика как основа педагогической деятельности современного ОУ", компьютеризации)

В условиях перехода учреждений образования на нормативно - подушевое финансирование на первый план выходит проблема: как отследить качество работы классного руководителя. В нашей гимназии разработаны следующие критерии оценки эффективности деятельности классного руководителя. К ним относятся:

  1. Участие педагога в профессиональных и творческих конкурсах, выступления на семинарах, педсоветах, заседаниях МО по вопросам воспитания; награждения самого классного руководителя;
  2. Планирование воспитательной работы (наличие в классе воспитательной системы, использование в работе воспитательных технологий, методик, программ, в т.ч. авторских; анализ за прошлый год, задачи воспит.работы, система мероприятий класса по всем направлениям воспитательной работы, участие в организации общешкольных мероприятий, участие в общешкольных мероприятиях);
  3. Результативность воспитательной деятельности / классные грамоты, дипломы, таблица участия и занятых мест в различных школьных конкурсах/;
  4. Участие класса в различных районных, городских и областных конкурсах;
  5. Рейтинг класса (по итогам полугодия);
  6. Проведение мониторинга уровня воспитанности (положительная динамика);
  7. Работа с родителями (проверка дневников, активность родителей в общешкольной жизни, активность родителей в классной жизни);
  8. Дежурство по школе (оценка выставляется на заседании школьного парламента);
  9. Содействие классного руководителя работе Фонда поддержки и развития гимназии №12;
  10. Работа по здоровьесбережению (программы по ЗОЖ, посещение спортивных секций учащимися, организация коллективного питания)
  11. Соблюдение делового стиля одежды учащимися

Данные критерии отражаются в портфолио классного руководителя и рассматриваются на заседании творческой группы по распределению стимулирующей части заработной платы.

Таким образом, мы выяснили, что мониторинг в образовании — это постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. В широком смысле под ним понимается систематическое наблюдение за состоянием воспитания подрастающего поколения с целью его изучения, оценки, прогноза, развития позитивных и предупреждения негативных процессов. Мониторинг воспитания в узком смысле ограничивается целями изучения и оценки воспитательного процесса. Мониторинг состоит из следующих этапов:

  1. Изучения состояния воспитания путем непосредственного наблюдения за ним;
  2. Оценки состояния воспитания;
  3. Прогноза развития воспитания;
  4. Выработки предложений мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов.

Мы систематизировали реальные показатели анализа эффективности воспитательной работы, как всей школы в целом, так и отдельного классного руководителя. Кроме того, на базе гимназии №12 Калининского района г.Новосибирска были разработаны критерии оценки эффективности работы классного руководителя в условиях нормативно-подушевого финансирования. Таким образом, была выстроена система мониторинга, позволяющая проводить общий и детальный анализ воспитательной деятельности в МОУ гимназия №12.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Словарь-справочник по педагогике/ Авт.-сост. В.А.Мижериков; Под общ. ред. П.И.Пидкасистого. М., 2004.
  2. Социальный мониторинг воспитания детей вРоссийской Федерации / Под ред. С.В.Дармодехина. М., 2004.
  3. О внесении изменени в приказ Минобразования России от 29.06.2000 г. № 1965 "Об утверждении перечня показателей государственной аккредитации и критериальных значений, используемых при установлении вида высшего учебного заведения" / Приказ Министерства образования РФ от 27.12.2002 г. № 4670// Официальные документы в образовании: Информ. бюллетень. № 5. Февраль 2003.