Интегрированное воспитание детей с отклонениями в развитии в условиях коррекционной школы-интерната как средство успешной социализации

Разделы: Внеклассная работа


Обучение детей осуществляется дифференцированно. Учащиеся, имеющие сходный дефект, обучаются в одном классе. Воспитание носит как дифференцированный, так и интегрированный характер.

Осуществление такого вида обучения имеет много положительного:

  1. Ребенок получает адресную помощь со стороны государства в одном учреждении.
  2. Методическое оснащение, накопленное годами, позволяет повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса (книги, раздаточный материал, специальные технические средства).
  3. В рамках школы традиционно большое внимание уделяется формированию трудовых и профессиональных навыков. Эта работа проводится специалистами, знающими специфические особенности работы с данной категорией детей.
  4. В рамках учреждения сосредоточены профессиональные кадры, имеющих дефектологическое образование, проще проводить повышение квалификации специалистов, осуществляется их преемственность. Так в школе 27% учителей имеют дефектологическое образование.
  5. Режим школы предполагает не только проведение предметной подготовки, но и внеучебную работу, включающую в себя выполнение домашних заданий, проведение воспитательных мероприятий. Обычно находится ребенок в школе до 17.00. Дети бесплатно питаются. Учащимся, проживающим за пределами города, предоставляется проживание в интернате.
  6. Количество учащихся в коррекционном классе сокращено, не более 12. Это позволяет осуществлять индивидуальный подход, учитывать темп работы каждого ученика, добиваться понимания инструкций и учебного материала, проводить опрос.
  7. Находясь в среде сверстников с подобными проблемами ребенку проще пережить психическую травму, связанную с его инаковостью. Педагогам проще организовать межличностные взаимодействия, прежде всего, потому что они знают закономерности их формирования у данной группы детей, во-вторых, схожесть уровня социальной перцепции упрощает этот процесс, снижает риск психической травмы.

Воспитательный процесс в школе носит как дифференцированный, так и интегрированный характер. Воспитание детей с ограниченными возможностями осуществляется через работу классного руководителя (дифференцированное воспитание): классные часы, беседы, походы, экскурсии и т.д.

Наряду с дифференцированным воспитанием осуществляется и интегрированное воспитание.

Процесс интеграции в школе носит социальный (раздельное обучение в одном учреждении, совместное проведение внеклассной деятельности) и интернальный (интеграция – внутри специального образования) характер.

Интеграция в ходе воспитательного процесса имеет несколько видов:

  1. Эпизодическая интеграция. Дети объединяются во время посещения выставок, театра, проведения соревнований, праздников.
  2. Временная интеграция. Объединение детей во время летнего отдыха, оздоровительных мероприятий.
  3. Частичная интеграция. В данном случае предполагается совместное пребывание лишь в части учебно-воспитательного процесса, например во время выполнения домашних заданий, воспитательных мероприятий в группах продленного дня, но в отличие от эпизодической это явление постоянное.

Основными задачами интегрированного воспитания детей с отклонениями в развитии являются: укрепление здоровья детей и предупреждение возникновения вторичных нарушений физического и психического развития; обеспечение прав детей и родителей в получении необходимого комплекса коррекционно-образовательных услуг; осуществление своевременной социальной адаптации и интеграции ребенка в общество; своевременное исправление, компенсация нарушений психофизического развития; формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость от посторонней помощи и повысить социальную компетентность.

Интегрированное воспитание осуществляется в ходе воспитательной работы в группах интерната и ГПД, общешкольных воспитательных мероприятиях, в кружковой работе.

Успешно интегрированное воспитание осуществляется у учащихся, проживающих в интернате и посещающих ГПД.

Так в группах интерната проживают учащиеся, обучающиеся по разным программам и имеющие разные дефекты. По программе 5 вида-4 человека, 7 вида-8 человек, 8 вид – 18 человек.

Интегрированное воспитание осуществляется во время выполнения режимных моментов, при проведении воспитательных мероприятий, бесед, экскурсий и т.д.

В вечернее время для воспитанников интерната проводятся развлекательные мероприятия, на которых дети, имеющие разные отклонения в развитии успешно совместно принимают участие. Среди детей популярны дни именинников, приключения у Новогодней ёлки, «Осенние посиделки», «Состязания богатырей», «Девицы-красавицы» и т.д.

Во время проведения данных мероприятий у воспитанников, имеющих разные дефекты, формируется альтруистичное поведение, эмпатия и гуманность. Происходит переоценка значимости собственного поведения, ценностей жизни. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу.

Интернальная социальная интеграция происходит и во время общешкольных внеклассных мероприятий. Традиционным стало проведение таких мероприятий как: «Праздник урожая», «Зелёный огонёк», «У самовара я и моя мама» и др.

Большой популярностью среди детей пользуются Дни здоровья, спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», русские фольклорные праздники.

Ежегодные встречи с ветеранами, поэтические часы с членами литературного объединения «Стрежень», встречи трёх поколений за круглым столом имеют большое познавательное значение для ребят. Каждая такая встреча-праздник. Она несет для обеих сторон положительный заряд эмоций: гостям приятно внимание учащихся, а детям эти встречи важны тем, что каждая из них есть частичка истории не только отдельно взятого человека, но и страны в целом. Такие мероприятия помогают разглядеть красоту Саянской земли, с уважением относиться к старшему поколению, построившему на этой земле СШГЭС, СаАЗ и наш город Саяногорск.

В школе функционирует 14 кружков. 90% воспитанников посещают кружки: мини-футбол, теннис, баскетбол, лозоплетение, фольклорную группу «Печки-лавочки», «Волшебный клубок», ансамбль «Конфетка» и др….

Наряду с осуществлением интернальной социальной интеграции осуществляется и экстернальная (взаимодействие специального и массового образования) социальная интеграция.

Данный вид интеграции осуществляется через внеклассную работу вне школы: городские и республиканские мероприятия, совместные мероприятия с воспитанниками детских садов, совместные мероприятия с учащимися общеобразовательных школ, мероприятия пришкольного оздоровительного лагеря дневного пребывания.

Воспитанники школы являются постоянными участниками городских и республиканских мероприятий.

Больших успехов добились учащиеся школы в спорте:

  • 2003-2004 уч.год. Спартакиада среди школ города (1-4 кл.) «Лёгкая атлетика» VI место; участники спортивного городского праздника «Супермен»
  • 2004-2005 уч.год. Спартакиада учащихся коррекционных школ; 2 место по настольному теннису в городе; участие в городской эстафете, посвящённой Дню Победы; городской кросс «Золотая осень».
  • 2005-2006 уч.год. «Весёлые игры»-городские соревнования IV место; городской фестиваль марафон «За здоровый образ жизни»,
  • 2006-2007 уч.год. участие в городской спартакиаде среди детей – инвалидов. III место в общекомандном зачете в Спартакиаде для обучающихся, воспитанников специальных, коррекционных образовательных учреждений.

Наравне с учащимися массовых школ воспитанники школы являются участниками, и победителями в городских и республиканских конкурсах прикладного искусства.

Так в 2004 г в городской выставке технического творчества и прикладного искусства заняли одно I место и три III места. 2005-2006г. 2 - I места и 1- III место; 2006-2007г.5- I места , 1- II места, 1- III место.

В республиканской выставке технического творчества и прикладного искусства в 2004 г. II место.

Показали неплохие результаты в творческих конкурсах:

  • 2004-2005г. Фестиваль детей-инвалидов. г.Абакан, участники конкурса детского художественного конкурса «Юный патриот России», получили подарок; конкурс сочинений, посвящённых «Дню матери», грамота; всероссийский конкурс «Лучший урок Письма» отмечены в номинации «Письмо президенту» .
  • 2005-2006г. Республиканский конкурс «Сохрани себя, III место. Номинация «Плакат».
  • 2006-2007г. Победители конкурса 100 классных проектов.

Традиционными в школе стали совместные мероприятия с воспитанниками детских садов:

  • «Сказки Шахерезады»; «Веселые старты в стране «Мульти-Пульти», спортивный праздник «Супер дошкольник»; русские фольклорные праздники, праздники по творчеству детских писателей: А. Барто, К.И.Чуковского и т.д.
  • Совместные мероприятия с учащимися общеобразовательных школ имеют огромную роль в процессе интеграции воспитанников. Детям полюбились совместные конкурсы патриотической песни; вечера выпускников; спартакиады, первенства по теннису, пионерболу и др.

Каждое лето в школе функционирует оздоровительный лагерь дневного пребывания. Состав воспитанников лагеря разнообразен, кроме воспитанников с отклонениями в развитии , получают оздоровление учащиеся массовых школ. Так в прошлом году, на 60% детей с отклонениями в развитии приходилось 40 %, учащихся массовых школ города. Именно во время пребывания в лагере воспитанники, имеющие отклонения в развитии, безболезненно интегрируются в среду своих нормально развивающихся сверстников.

Здесь интеграция осуществляется через всё: через режимные моменты, через воспитательные мероприятия и что самое важное, через неформальное общение друг с другом.

Совместные спортивные мероприятия, праздники, экскурсии, развлекательные и игровые программы являются неотъемлемой частью процесса интеграции.

Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии, способствует формированию у «нормы» альтруистического поведения, эмпатии и гуманности. Часто происходит переоценка значимости собственного поведения, ценностей жизни. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные» дети учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества. Стереотипы восприятия этих детей легче преодолевать при изначальном их отсутствии. Включённость учащихся с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

Таким образом, коллектив сотрудников школы обеспечивает оптимальные условия ранней социализации и успешной интеграции в общество детей с особыми нуждами, создаёт и обеспечивает безболезненный переход учащихся с задержкой психического развития и с тяжёлыми нарушениями речи, после 4 лет обучения в специальной школе, в 5 классы общеобразовательных школ города. Учащиеся, имеющие интеллектуальные нарушения, заканчивают 9 классов и успешно обучаются в училищах республики, в центре занятости, а затем трудоустраиваются.

Список литературы:

  1. Никитина М.И. Соотношение дифференцированного и интегрированного обучения // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. СПб.
  2. Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение // Дефектология.1999. №2.
  3. Солнцева Л.И. Модели интегрированного обучения детей с нарушениями зрения // Дефектология. 1997. №2.

Презентация (Интегрированное воспитание детей с отклонениями в развитии, в условиях коррекционной школы-интерната, как средство успешной социализации.)