Использование информационных технологий в организации проектной деятельности учащихся на уроках литературы

Разделы: Литература


Исходя из дидактических возможностей ПК как средства обучения, его возможно использовать на уроках литературы в следующих направлениях:

  • Репетитор (электронный учебник);
  • Тренажёр;
  • Виртуальная лаборатория;
  • Средство создания мультимедийных презентаций и т.д.

Применение ПК способствует не только успешному освоению предметных знаний и умений, но и развитию ОУУ:

  • учебно-интеллектуальных: умение анализировать материал, сравнивать, классифицировать, абстрагировать, обобщать, выделять главное, синтезировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, аналогии, пользоваться исследовательскими умениями;
  • учебно-информационных: пользоваться каталогом, пользоваться техническими средствами массовой информации, обрабатывать информацию;
  • учебно-коммуникативных: выступать перед аудиторией, полемизировать, доказательно аргументировать свой ответ.

Использование ПК повышает мотивацию, познавательный интерес к предмету и к учению в целом, и, как следствие, творческое развитие. Творческий подход проявляется в интерпретации, изложении изучаемого материала. Происходит качественное изменение в осмыслении себя и своего места в окружающем мире.

Большим потенциалом в этом направлении обладает метод проектов. Организация проектной деятельности становится актуальной при изучении литературы.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Использование возможностей информационных технологий и компьютерных телекоммуникаций становится важным средством для достижения этой цели.

Деятельность учащихся в рамках проектного метода направлена на выполнение учебного проекта. Работа над учебным проектом предполагает групповую учебно-познавательную, творческую, самостоятельную деятельность учащихся направленную на достижение конкретной цели, результата. Такая цель и согласованные методы, направленные на достижение этой цели формирует у учащихся навыки и умения работать в коллективе, развивает коммуникативные способности. Возрастающее значение информационных технологий в процессе обучения литературе выявляет новые дидактические возможности метода проектов. Работая над проектом с использованием телекоммуникаций, учащиеся получают доступ к богатым информационным ресурсам и могут обсуждать проблемы с любым заинтересованным человеком. Такая совместная работа в сети способствует формированию стимула для поиска дополнительной информации, для ознакомления с различными точками зрения и оценки собственного результата. Любой учебный проект, в том числе и проект по литературе, проводится в несколько этапов и в зависимости от типа проекта изменяется содержание каждого этапа, однако, структура реализации его во многом однотипна.

Кто мог себе представить ещё несколько лет назад школьника, который будет читать «Евгения Онегина» Пушкина с экрана домашнего компьютера. Как же быть в этой ситуации учителю, как увлечь учеников миром классической русской литературы, проблемой, выдвинутой в произведении, как научить детей познавать литературу личностно, познавать не только художественные особенности, творческие поиски автора, но и самих себя?

Решение этой проблемы может оказаться и таким: освоить информационные технологии, доступные школьникам, предложить задачу, решение которой потребует применения этих технологий, пройти вместе с учениками путь поиска информации в Сети, этап обработки и переработки этой информации. А потом работа из обременительного задания превращается в совместный творческий проект. Каждый школьник создаёт свою неповторимую творческую работу, соответствующую его уровню развития, кругозору, знаниям. Вы обнаруживаете, что дети прочитали (внимательно и с интересом!) всю «Войну и мир», многие освоили не только параграфы учебника, но и дополнительный литературоведческий материал. Кроме того, учитель становится обладателем огромного количества иллюстративного материала, а некоторые из творческих работ уже могут быть использованы на уроках.

Этап первый. Определяю круг вопросов, т. е даю индивидуальное задание каждому из учащихся или группе учеников, например, вашему вниманию предлагается мультимедийная презентация ( смотреть приложение № 1) исследовательского проекта при изучении романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» в 10 классе.

Цель работы над проектом:

  1. Развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции
  2. Освоение текста художественного произведения в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.
  3. Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого

Предложено для разработки пять тем:

  • Тезисная запись сюжета романа
  • Личность Базарова Евгения Васильевича. «Живой, цельный человек схвачен автором в каждом действии, в каждом движении Базарова »
  • Система образов в романе. Базаров и Н.П.Кирсанов. Базаров и П.П.Кирсанов. Базаров и Аркадий. Базаров и Ситников, Кукшина
  • Тема любви в романе «Отцы и дети». Сложность взаимоотношений Базарова и Одинцовой.
  • Базаров и его родители

Второй этап. На уроках информатики по теме "Интернет. Поиск информации в Интернет" ученикам была предоставлена возможность практической работы с Интернет-ресурсами без каких-либо ограничений. Информация найдена очень быстро и информации много, теперь следует оценка и отбор информации.

Internet – лишь источник информации, которую ещё надо переработать и дополнить материалами учебника и справочников, поэтому в итоговых работах в списке использованной литературы ссылки на Internet указаны в одном ряду с учебниками и справочниками.

На третьем этапе возникает вопрос.Что со всем этим теперь делать? А вот теперь наступает время индивидуальных консультаций. На этом этапе совместной работы проникаешься чувством глубокого уважения к своим ученикам, которые не только знают неизмеримо много о современных информационных технологиях, но и щедро делятся своими знаниями, сохраняя при этом терпение, тактичность, снисходительность, так что, кто кого здесь консультирует – большой вопрос.

Четвёртый этап. Использование готовых работ в процессе преподавания литературы. Сразу отмечу, что задания для школьников продумывались мной с учётом тематического планирования уроков литературы. Каждая работа представляет собой опережающее задание, т.е ребёнок знает, что например, на следующей неделе в среду он выступает со своей презентацией. Такие опережающие задания мы готовили и прежде, но теперь мы это делаем на качественно ином уровне – с использованием информационных технологий, теперь школьник не просто делает сообщение, он показывает через мультимедийный проектор свою работу, делая необходимые комментарии. Таким образом школьники воспринимают информацию многоканально: здесь задействовано слуховое, зрительное, эмоциональное восприятие, кроме того, каждый ребёнок получает возможность творчески самореализоваться.

Таким образом, я думаю многие со мной согласятся, что использование компьютера на уроках не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения. Он помогает учителю создавать принципиально новые условия работы в классе. Компьютер с мультимедийным проектором заменяет всю совокупность технических средств обучения: доску и книгу, телевизор и видеомагнитофон, иллюстративный материал и звуковое сопровождение. Я очень люблю это средство обучения и использую его на своих уроках.

Очень помогают мне в работе компакт диски серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», на которых имеется и тематический материал к уроку, и рисунки, и фотографии, и интерактивные тренажеры, и видеофрагменты, и звуковые фрагменты, и материалы для итогового тестирования.

Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках литературы расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками мира художественной литературы. Но не надо забывать и о том, что какими бы прекрасными возможностями не обладали информационные технологии, живое человеческое общение нельзя заменить ничем.