Использование разноуровневого анализа текста как одного из приемов для формирования и развития коммуникативных умений и навыков обучающихся

Разделы: Русский язык


Выбор текста в качестве дидактической единицы, обеспечивающей успешную работу по формированию и развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся, можно считать вполне обоснованным, так как:

1. Овладение языком предполагает овладение умением свободно осуществлять речевое общение, то есть умением порождать и воспринимать текст. Следовательно, обучение языку в школе, в том числе и родному, должно быть в той или иной степени подчинено решению задачи – научить школьников полноценному общению. Это не только важнейшая учебная задача, но и проблема социального характера, оптимальное решение которой будет способствовать активизации коммуникативно-познавательной деятельности человека, создавать базу для "преобразовательной практической деятельности социальных субъектов", которыми станут выпускники школы после ее окончания.

2. Обучение полноценному общению – это, прежде всего обучение учащихся порождению и интерпретации текстов, то есть текстовой деятельности, задачей которой является не формирование отдельных предложений, а передача цельного смысла, определенного замысла. Следовательно, научиться общаться – значит овладеть приемами текстовой деятельности.

3. Процесс обучения должен быть по возможности связан с решением школьниками мыслительных задач, что будет способствовать развитию их мышления в целом. Усвоение языка, по словам Н.И. Жинкина, это самонаучение, а не подражание. Следовательно, овладение языком возможно только при наличии у учащихся положительной мотивации учения.

При обучении речи следует помнить, что формирование речевого произведения в естественных условиях никогда не является самоцелью. Человек говорит, пишет, читает, слушает потому, что это необходимо для реализации каких-либо целей, связанных с удовлетворением его личных, общественных, учебных, культурно-эстетических запросов. Следовательно, речевая учебная деятельность школьников должна стать элементом какой-либо другой, внеречевой деятельности, требующей от учащихся активизации определенных речевых умений.

4. Научить учащихся порождать и интерпретировать тексты в процессе коммуникации представляется возможным при соблюдении двух условий: использование текста как базы для усвоения единиц языка и речи и как модели семантических типов речи.

Урок повторения изученного в 10 классе

Синтаксис. Пунктуация. Однородные члены предложения

Цели:

  1. Обобщение знаний по синтаксису, пунктуации, полученных в 5-9 классах. Закрепление навыков постановки знаков препинания при однородных членах предложения.
  2. Обобщение знаний по морфологии.
  3. Повторение безударных гласных в корне, (н-нн) в разных частях речи, не – с разными частями речи. Повторение признаков текста.

Ход урока

I. Опрос.

1. Фронтальный опрос

  • Что изучает синтаксис? Пунктуация?
  • Какие члены предложения называются однородными?

2. Работа у доски.

  • Синтаксический разбор предложения (№10 – из текста) – 1 чел.

- Когда ставится запятая между однородными членами предложения? (пример из текста).

  • Выписать из текста слова с пропусками, орфограммы обозначить.

- Правило "не" с глаголами, причастиями, деепричастиями.

  • Тест (н-нн) в разных частях речи (в суффиксах) – 1чел.

3. Самостоятельная работа класса.

Комплексный анализ текста (фронтально).

1. Я много раз читал "Обломова".

2. Автор (по) моему изображал человека ему с.. мпатичного.

3. Чем больше вчитываеш... ся в "Обломова" тем меньше р...здражает и в…змуща…т в нем любовь к д....вану и халату.

4. Вероятно мои вп…чатления зависят от любви самого автора к покою и созерцанию и от его (не) сравне (н, нн)ого умения опоэтизировать самую простую и (не) пр...глядную вещь.

5. (Мало) помалу, представился мне образ Обломова пр...близительно в таком виде.

6. Илья Ильич не обсевок в поле.

7. Это человек п...родистый2 он кр...сив3 и чистоплотен у него мягкие м...неры и (не)множко т...гучая реч...

8. Он умен но (не)цепким хищным практическим умом3 а скорее1 тонким мьсль его скло(н, нн)а к расплывчатости.

9. Хитрости и ра...четливости в нем нет лгать он (не)умеет.

10. В нем (н...)жадности (н...)распутства (н…)жестокости с сердцем более нежным чем страс…ым он получил от ряда рабовладельческих поколений здоровую чистую и спокойно текущую кровь источник душевного целомудрия.

И. Анненский "Гончаров и его Обломов"

Задания:

  • Подготовьтесь к выразительному чтению текста
  • Докажите, что это текст.
  • Определите тему текста
  • Найдите предложение, в котором заключена основная мысль текста
  • Озаглавьте текст.
  • Определите стиль текста, докажите свое мнение.
  • Каким типом речи является данный текст?
  • Какие средства связи между предложениями используются в тексте?
  • Какой способ связи предложений в тексте (цепная, параллельная, их сочетание)?
  • Объясните значение выделенных слов.
  • Выпишите слова с пропусками и скобками, обозначьте орфограммы
  • Сделайте синтаксический разбор предложений, вычертите схемы предложений.
    I вариант – №7
    II вариант – №8
  • Сделайте разбор указанных слов.
  • Объясните знаки препинания в предложении №6.
  • Найдите предложения с однородными членами, объясните в них знаки препинания.
  • Чем обусловлена высокая насыщенность текста однородными членами? " Сформулируйте правило о расстановке знаков препинания при однородных членах предложения.
  • Найдите предложения соответствующие схемам:

- Сделать синтаксический разбор с последующей взаимопроверкой (1 человек комментирует).

I вариант – №7

II вариант – №8

(Кто закончит быстрее – проверка работы у доски)

II. Закрепление.

  1. Найти предложения, соответствующие схеме, объяснить знаки препинания (по вариантам с листочка с текстом).
  2. Объяснение знаков препинания в остальных предложениях.
  3. Пунктуационный разбор предложения (1 человек у доски, пока остальные пишут диктант)

Деталь (от фр.)- подробность, мелочь.

Художественная деталь – это выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно – эмоциональную нагрузку.

(Обозначить орфограммы на месте пропусков, расставить знаки препинания, объяснить их, вычертить схему.)

Слово учителя: Объяснить диктант (на оценку).

Халат Обломова.

Как шел домашний халат Обломова к покойным чертам его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу всё шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но всё ещё сохранял яркость восточной краски и прочность ткани. Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; не чувствуешь его на себе; он как послушный раб, покоряется самомалейшему движению его тела.

- Чем обусловлена высокая насыщенность текста однородными членами и как это помогает передать символическое значение халата в образе Обломова? (Вещи Обломова, наделены писателем психологическими свойствами: его домашние туфли символизируют покой и неподвижность как стихию жизни владельца. В этом тексте отразился гоголевский принцип "овеществления" человека).

С точки зрения стилистической окрашенности и по своему предметному содержанию детали бывают эффектными, экзотическими (Катаев, Олеша) и сдержанными, скромными, даже тривиальными, не теряя своей характерологичности (Гончаров).

III. Домашнее задание:

По аналогии с данным текстом написать сочинение – мини в публицистическом стиле "Мое представление об Обломове". (Согласны ли вы с автором статьи?)

Описание внешности и характера одного из героев романа "Обломов".