Математическая сказка, 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Особенность данного урока определяется спецификой содержания сюжетной линии. За основу был взят сюжет известной ученикам сказки. По ходу урока воспроизводятся фрагменты сказочного повествования, и в этот процесс включается выполнение математических заданий. Литературное путешествие по страницам детской книги направлено на расширение кругозора учащихся, формирует у детей познавательную мотивацию. Сюжет сказки не сохранен в оригинальном виде и преобразован с учетом целей и содержания урока математики.

Задания урока способствуют формированию игровой атмосферы на уроке, а также создают значительный развивающий эффект. Они направлены на развитие у младших школьников восприятия, воображения, логического мышления, конструкторско-практических умений, самоконтроля.

Цели урока:

  • ознакомить с решением задач нового вида и с иллюстрацией в виде чертежа;
  • повторять таблицу умножения 2, 3, 4;
  • закреплять знания правил о порядке действий;
  • повторить признаки зимы;
  • прививать любовь к сказкам;
  • развивать речь учащихся.

Оборудование:

  1. выставка книг С.Я. Маршака,
  2. портрет С.Я. Маршака,
  3. опоры на порядок действий,
  4. фигурки зайца и бельчат, корзина, подснежники.
  5. “Ромашка” для повторения умножения,
  6. линейка, карандаши, циркули.

Ход урока

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. На нем мы совершим путешествие по сказке. При этом вы вспоминаете таблицу на 2, 3, 4, будете по-новому иллюстрировать задачу, решать примеры, проверите свои знания по природоведению, проявите смекалку и взаимопомощь.

Написал эту сказку С.Я. Маршак (показываю портрет). А как она называется, узнаете из загадки.

* “12 братьев

Друг за другом ходят,
Друг друга не обходят!”

- Кто эти братья?

- Месяцы!

- Как называется эта сказка?

- “12 месяцев”

- Назовите их по порядку!

- Какой по счету месяц март?

- Третий!

- А август?

- Восьмой!

- Какой месяц стоит между октябрем и декабрем?

- Ноябрь

- Какое время года наступило?

- Зима!

- Назовите зимние месяцы!

- Декабрь, январь, февраль!

- Ну что ж, пора и в сказку. Ой, а там ведь зима. Как мы должны одеться?

- Тепло!

- Встали все. (Имитируем движения, действия). Надеваем валенки, пальто или шубку, застегиваемся, повязываем шарф, надеваем шапку, варежки и пошли! Входим в зимний лес. (Садитесь).

(Читаю отрывок из книги).

*Укромная полянка. Никем не потревоженный снег лежит волнистыми сугробами, покрывает деревья пушистыми шапками, очень тихо. Но вдруг появляются белки и зайчонок. Они начинают играть в “горелки”, т.е. догонять друг друга, а вам предлагают тоже поразмяться. Для этого прочтите числа.

35, 23, 72, 1, 76, 34, 19, 37, 54, 12, 8, 10, 36, 27, 7.

- На какие две группы можно разделить их?

- 1-значные и 2-значные!

- А еще?

- Четные и нечетные!

- Какие числа называем 1-значными, а какие 2-значными? Причтите 1-значные числа!

- Какие числа называем четными? Какие – нечетными? Прочтите четные числа!

- Назовите самое маленькое число.

Самое большое?

- 1 и 76.

- Назовите соседей числа: 35, 23, 72.

- Состав чисел : 34, 19, 54, 36, используя слово “это”.

* Прочтите по-разному! 4 ? 2 = 8

- Что показывает число 4? Число 2?

- Как найти неизвестный множитель? Правило!

* Замените умножением!

3 + 3 +3 +3 +3 = 3 x 5

4 + 4 + 4 = 4 x 3

2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 2 x 6

2 + 2 + 3 + 4 = НЕЛЬЗЯ, т.к. слагаемые разные.

- Что мы называем умножением?

* А сейчас веселые задачки!

1-ая от зайчика:

* К 2-ум зайчатам в час обеда
Прискакали 3 соседа.
В огороде зайцы сели
И по 3 морковке съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок? (= 15)

- Объясните, как считали? (2 + 3) x 3 = 15.

2-ая от белочек:

* 3 бельчонка маму- белку
Ждали около дупла.
Им на завтрак мама-белка
9 шишек принесла.
Разделила на троих
Сколько каждому из них? (по 3)

9 : 3 = 3

- Последим за игрой зверушек!

(Читаю отрывок из книги).

* Белки с разгона взбираются на дерево.

Заяц: Вы куда, куда? Так нельзя, это нечестно!

Белки:

А ты, заяц, прыгни, прыгни!
Подскочи, подскочи!
Хвостом махни и на ветку!

Заяц: Да у меня хвост короткий!

Белки смеются. Девушка тоже. Зверушки быстро оглядываются на нее и прячутся.

- Что это за девушка? Кто она?

- Падчерица!

- Что значит это слово “падчерица”? Как понять?

- Неродная дочь!

- Для чего она отправилась в лес?

- Набрать подснежников!

- Почему их так называют?

- Растут под снегом!

(Читаю текст).

* Лес. На землю падают крупные хлопья снега. Густые сумерки. (что значит “сумерки”?). Падчерица кутается в рваный платок. Дует на замерзшие руки. Она еле-еле пробирается через глубокие сугробы.

- Ребята, давайте ей поможем. Сугробы исчезнут, если вы верно ответите таблицу умножения и исправите ошибки (инд. карточки) в решенных примерах.

(по несколько примеров 2, 3, 4)

wpe41.jpg (4397 bytes)

(Дети зачеркивают и пишут верный ответ).

(Читаю текст).

- В лесу все больше и больше темнеет. И вдруг девушка увидела золотой огонек. И дымком теплым как будто запахло. Неужто костер? Девушка раздвигает и приподнимает лапы густых высоких елей и видит…

- Что и кого?..

- Костер и 12 месяцев.

(Пальчиковые упражнения)

- А какой месяц сделал так, чтобы появились цветы?

- Апрель!

(Читаю текст).

- Падчерица с корзиной исчезает за деревьями.

- Поможем ей побыстрее набрать подснежников в корзину. Для этого запишем и решим примеры по 2-ум числам. Решив пример, срываете и кладете цветок в корзину.

К доске:

Сергей – 18 и 7, 40 и 14, 49 и 12, 51 и 9.

Маша – 84 и 5, 90 и 8, 36 и 25, 50 и 26.

Проверяем ответы:

“+” 25, 51, 61, 60, 89, 98, 61, 76

“-” 11, 26, 37, 42, 79, 82, 11, 24

- Молодцы! Помогли девушке собрать цветы!

- А для кого они предназначались? Куда их собирались отвезти?

- В королевский дворец.

- К какому празднику?

- К Новому году.

- А без чего не обходится Новый год?

- Без елки.

- А что с елкой делают?

- Украшают.

- А вот в одной школе ученики сами готовили украшения. Читаем задачу.

“К Новому году дети вырезали 3 снежинки, а фонариков в 2 раза больше. Сколько всего украшений для елки вырезали?”

Работа с задачей:

- Что вырезали дети?

- Снежинки и фонарики.

- Что известно о снежинках?

- Их 3.

- Что сказано о фонариках?

- Их в 2 раза больше.

- Что значит в 2 раза больше?

- По 3 взять 2 раза.

- Ребята, по условию можно сделать рисунок, а можно сделать и чертеж, беря за 1 предмет - 1 клетку.

- Снежинок было 3. Сколько клеток на чертеже?

- Три.

- А фонариков?

- Шесть.

- Прочтите еще раз вопрос задачи.

- Каким действием узнаем?

- Сложением.

- Запишем только решение по действиям с пояснением и выражением.

1. 3 x 2 = 6 (шт) фонариков

2. 3 + 6 = 9 (шт) всего

Ответ: 9 штук.

- Измените вопрос задачи, чтобы она решалась так:

3 x 2 – 3 = 3

- На сколько больше вырезали фонариков, чем снежинок?

- Что вы любите делать зимой? Какие игры предпочитаете?

- Катание на санках, лыжах, коньках, игры в снежки.

- А вот королева решила по-иному позабавиться зимой!

(Чтение текста).

* Королева хлопает в ладоши. “Подайте-ка мне шубку! Всем подавайте шубы! Да велите закладывать лошадей! Мы едем в лес и будем там на снегу собирать землянику! Это будет вроде земляники с мороженым. Лучшей новогодней забавы не придумаешь!

- Пока они собираются и блуждают по лесу, самостоятельно решим примеры с выбором ответов с доски. Вы решаете пример и находите ответ среди этих чисел. Если он есть, то решение верное, и вы можете смело записать значение выражения.

4 x 8 - 5 x 4 = 12 24 : 6 + 32 : 8 = 8 20 :(81 – 76) = 4
9 ? 4 + 36: 4 = 45 (54 – 27) : 9 = 3 (17 + 19) : 4 = 9
24 : 4 x 2 = 12 21 : 7 x 8 = 24 3 x 8 = 27 : 9 = 27
8 x (42 – 38) = 32 28 : 7 + 56 = 60 (6 x 3 : 2) + 22 = 31

Сумма значений

в 1 строке – 24

во 2 строке – 57

в 3 строке – 63

в 4 строке – 123

1 в – 1, 2 строка,

2 в – 3, 4 строка

Проверка: читаем только ответы по строчке

1 в:

12, 8, 4 = 24

45, 3, 9 = 57

2 в:

12, 24, 27 = 63

32, 60, 31 = 123

Дополнительные вопросы:

1 вариант: Сколько лап у белки? - 4

А у 2-х? У 4-х? У 7?

Дополнительные вопросы:

2 вариант: У 1 зайца 2 уха. Сколько ушей у 5 зайцев? У 7 зайцев? У 9?

- Ребята, в конце сказки в кого превратились мачеха и ее дочка?

- В собак!

- Что их погубило?

- Жадность!

- Ребята, ведь зима на дворе… Давайте их пожалеем и начертим для них конуру!

- Из каких фигур она состоит?

(Показ рисунка)

- Из

- Опуститесь вниз на 4 клетки. Стороны прямоугольника равны 3 и 8 см. Крышу дорисуйте самостоятельно! (От середины вверх 2-3 клетки).

- Чего не хватает в этой конуре?

- Входа!

- На какую фигуру он может быть похож?

- На круг!

- Возьмите циркули, отложите по линейке 1 см и начертите вход. (Окружность)

- Молодцы! Теперь им будет где укрыться от мороза!

- Какое свойство прямоугольника вы знаете?

- …

- Найдите сумму длин сторон. (3 + 8) x 2 = 22 см

- Ребята, а за что всем месяцам нравилась падчерица? Какая она?

- … … …

- Вам надо брать с нее пример, особенно девочкам.

- С.Я. Маршак написал много стихов и произведений.

(Выставка книг). Обратитесь в библиотеку или друг к другу.

- Вот и подходит к концу наше путешествие. Пора возвращаться из сказки. Для этого необходимо вспомнить признаки зимы!

- …

- Сейчас я это проверю! Я буду читать текст, а вы, если найдете ошибку, хлопните в ладоши. Приготовили руки!

* Решил я однажды сходить в зимний лес погулять. Как сейчас помню, было это в одно из воскресений декабря. А на улице мороз стоял аж +25 0С было. Взял я коньки, оделся потеплее и поехал в лес на коньках. Качусь, значит, я по лесу, а вокруг сугробы по пояс, солнце светит. И вдруг небо нахмурилось и пошел дождик, а ветер подул холодный-холодный. Поднял я воротник и посмотрел на верхушки деревьев, а там птичек видимо-невидимо и все поют. Скоро в лесу все стихло, и тихонько на землю стал опускаться снег. А снежинки все разные, похожие то на иголочки, то на звездочки. Пока я наблюдал за снежинками, сильно замерз. Думаю: надо домой возвращаться, а то так и в сосульку превратиться можно. Сел я на свой велосипед и поехал домой. Еду я, значит, вот уже вдалеке и просветы видны, скоро из леса выеду. Как вдруг слышу: сзади кто-то за мной бежит. Оглянулся, а это заяц, злой такой, при виде меня облизывается, а глаза так и сверкают. “Ну, - думаю, - съест!”. И я изо всех сил побежал. Я бегу, а он не отстает, лес кончился, полем бежим, силы мои уже на исходе. Вдруг я споткнулся и … проснулся.

Вот какой сон мне приснился. Хорошо, что это было не на самом деле!

- А теперь нам осталось только выйти из леса. Перед вами 2 тропинки: половина пойдет по этой, а другая - по той! Подумайте, какая группа выйдет быстрее из леса?

- Одинаково!

- А раз встретились, - поиграем в снежки!

1 снежок – ваше предложение о том, чем мы занимались на уроке!

- Кто больше вспомнит, - тот и выиграет.