Урок русского языка "Правописание безударных имен существительных 1, 2, 3 склонений"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Образовательные:

  • закрепить знания учащихся по данной теме;
  • повторить написание слов с непроверяемой безударной гласной;
  • закрепить умение определять падеж, склонение имени существительного

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; умение исправлять чужие ошибки так, чтобы не обижать одноклассников.

Развивающие:

  • способствовать развитию внимание, мышление, память.

Оборудование:

  • индивидуальные карточки с текстом,
  • карточки с заданиями для исследовательской работы;
  • презентация 12 слайдов (среда POWER POINT),

Рабочая тетрадь по русскому языку “Пишем грамотно” М.И. Кузнецова. Москва “Вентана-Граф”, 2005 год (программа “Начальная школа ХХI века”).

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Ход урока

1. Орг. момент.

Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:

"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".

Как вы ее понимаете?

Дети. Мы узнаем что-то новое.

У. Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобиться этот сундучок.

2. Чистописание.

  • Прочитайте, какое слово написано в показе?
  • Что о нем можете сказать?
  • Вставьте пропущенную букву и поставьте ударение.
  • Подберите к этому слову однокоренное имя существительное 1 склонения, 2 склонения. Запишите. Выделите орфограмму.
  • Каким способом образованы однокоренные слова?
  • Что общего между записанными словами?
  • О какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке?
  • Какие слова мы называем именами существительными?
  • Какое слово лишнее? Почему?
  • Чем каждое слово отличается слова друг от друга?
  • Над каким склонением мы сегодня будем работать?
  • Давайте вспомним, какие имена существительные относятся к 1 склонению?
  • Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?
  • Какие имена существительные относятся к 3 склонению?

3. Подведение к теме урока.

А сейчас давайте проведем маленькое исследование. Каждая группа получает свое задание. Работаем.

1 группа.

Задание.

У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -.

А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность.

1. Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е.  
2. Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание, в дательном и предложном падеже окончание – е.  

Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что __________________________

Воспользуемся для доказательства опорными словами

Р.п.___________________________________окончание

Д.п. ___________________________________окончание

П.п. ___________________________________окончание

Следовательно утверждение, что имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – …., в дательном и предложном падеже окончание –…. является верным..

2 группа.

Задание.

У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -.

А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность или неверность.

1. Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – е.  
2. Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – и.  

Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что __________________________

Воспользуемся для доказательства опорными словами__________________________

П.п. ___________________________________окончание

Следовательно утверждение, что имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание –…. является верным, а второе утверждение будет неверным.

3 группа.

Задание.

У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -.

А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность или неверность.

1. Имена существительные 3 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е.  
2. Имена существительные 3 склонения имеют в имеют в родительном, дательном и предложном падежах окончание –и .  

Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что __________________________

Воспользуемся для доказательства опорными словами__________________________

Р.п.___________________________________окончание

Д.п. ___________________________________окончание

П.п. ___________________________________окончание

Следовательно утверждение, что имена существительные 3 склонения имеют в родительном, дательном и предложном падеже окончание –…. является верным.

Проверка.

Какой вывод сделала 1 группа, 2 группа, 3 группа?

На доске появляется:

1 скл. 2 скл. 3 скл.
Р.п. – И - - И
Д.п. –Е - - И
П.п. –Е - И

Какова тема нашего урока?

Начертите в тетрадях шкалу самооценки и оцените свое умение писать безударные окончания имен существительных.

Что у вас вызывает трудности?

Над этим мы и будем работать на уроке.

Всегда ли легко определить, какую букву писать в окончании?

Как проверить написание безударных окончаний в именах существительных:

Вспомним наши шаги.

Какие слова являются опорными для каждого склонения?

4. Упражнения в определении безударных окончаний имен существительных трех склонения.

1 группа с учителем, остальные – по карточкам.

Запишите слова, укажите падеж и склонение. Выдели окончание.

В деревне, по ветке, на западе, к площадке, о березе, по пустыне.

Сравни окончания. Что вы заметили?

Почему в этих словах мы написали окончание – Е?

Какое слово лишнее?

Сделайте вывод.

2-3 группы.

Задание №1. Спиши. Определи падеж, склонение, вставь пропущенные окончания.

В холод…, о жизн…, из деревн.., к сирен…, по букв…, из шерст…, в фонтан….

Проверка 2-3 группы.

Зачитайте слова с окончанием – И.

Почему в этих словах вы написали окончание – И?

Какое слово лишнее?

Сделайте вывод по этой работе.

5. Упражнение на различие имен существительных 1 и 3 склонения.

А). Составьте предложение с именем существительным 3 склонения в дательном падеже.

Запишем. (Комментировано.)

Дайте характеристику предложения.

Разберите по членам предложения и частям речи.

Составьте предложение с именем существительным 1 склонения в дательном падеже.

Сравни окончания. Что заметили?

Почему падеж один и тот же – дательный, а окончания разные?

Значит, от чего зависит правильное написание окончаний имен существительных?

Б). Работа в парах. (У каждого варианта карточка с ответом другого варианта, после индивидуальной работы следует взаимопроверка в парах.)

Карточка. 1 вариант

Карточка . 2 вариант

Кто справился с этим заданием без ошибок? Кто ошибся?

Какие ошибки допустили?

Как вы думаете, что нужно было вам сделать, чтобы избежать ошибок?

Над какой темой мы с вами работаем?

Что вы должны сегодня уяснить для себя?

Каким алгоритмом вы воспользуетесь, чтобы не ошибиться в правописании безударных падежных окончаний?

6. Тестовая проверка.

Внимательно прочитай предложения. Если соглашаешься с высказыванием, поставь плюс, если не соглашаешься, поставь минус.

1. У имён существительных третьего склонения окончание - и пишется в родительном, дательном и предложном падежах.  
2. У имён существительных второго склонения, никогда не пишется окончание -и.  
3. У имён существительных первого склонения в предложном падеже пишется окончание -и.  
4. У имён существительных первого склонения в предложном падеже пишется окончание -е.  
5. У имён существительных первого склонения в форме родительного падежа окончание -е.  
6. У имён существительных первого склонения в форме родительного падежа окончание -и.  
7. Словом-подсказкой для имён существительных первого склонения с безударными окончаниями может быть слово стена.  
8. У имён существительных третьего склонения окончание - и пишется в родительном, а в дательном и предложном падежах – окончание –е.  

7. Итог урока. Рефлексия.

Какое умение мы оценивали в начале урока?

Давайте оценим умение писать безударные окончания имен существительных еще раз. Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +.

Кому стало легче определять безударные окончания имен существительных?

Кто остался на том же уровне.

Как оцениваете свою работу? Расскажите по схеме:

На мониторе помещена схема:

Сегодня на уроке img1.gif (389 bytes) узнал, открыл для себя…
научился, смог…
могу похвалить себя и своих одноклассников за …

(Дети оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников по заданной схеме.)

8. Домашнее задание.

В рабочей тетради №2 на странице 19 упражнение № 5.

(Урок построен с использованием презентации)