Повторительно-обобщающий урок "Тип Членистоногие", 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


Цель урока: Повторить и обобщить знания по теме “Тип. Членистоногие”.

Задачи урока:

  • Обобщение знаний по классификации типа Членистоногие; определения места Членистоногих в естественной системе животного мира; закрепление навыков и умений в анализе и синтезе знаний по особенностям морфологического и физиологического строения представителей типа Членистоногих классы: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые; продолжение формирования понятийного аппарата по данной теме.
  • Воспитание интереса к предмету и к процессу обучения; эстетическое воспитание, пропаганда идей охраны Членистоногих, как неотъемлемая часть окружающей нас среды.

Программа: Захарова В. Б., Сонина Н. И. Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. – 2-е изд. – М. : Дрофа, 1999. – 248 с. : ил.

Форма урока: урок-игра.

Методы:

  • Словесный: вводная беседа, блиц-опрос, “Да-нет-ка”;
  • Алгоритмический метод: работа с карточками названий; “волшебные окошки”.
  • Моделирование: создание модели “систем органов”
  • Наглядный: тематические таблицы, высказывания, видеофрагменты, слайд-фильм

Оборудование:

  • Наглядность: таблица “строение ракообразных”, “паукообразных”, “насекомых”, Наглядное пособие “внешнее строение ракообразных”, “паукообразных”, “насекомых”, коллекции насекомых.
  • ТСО: мультимедийный кинопроектор, компьютер, экран, телевизор и видеомагнитофон.

Вступительное слово учителя.

(демонстрируется слайд-фильм о разнообразии представителей типа членистоногих). Презентацию можно взять у автора.

В пятой книге И. Акимушкина из цикла “Мир животных” есть такие слова: “Приходит лето, и они в великом изобилии наполняют наши леса, сады, поля, даже пустыни. Сколько их на планете? Где тот всемогущий компьютер, способный выразить в цифрах это население Земли? Как предполагают, их на Земле 1018! Миллиард миллиардов! Больше, чем звёзд в нашей Галактике! О ком написаны эти строки? (О Членистоногих) Кто такие Членистоногие? Насколько необходимы Членистоногие в системе животного мира?

Сегодня у нас с вами заключительный повторительно-обобщающий урок-игра по теме “Членистоногие” и вы сегодня не обычные ученики, а “знатоки-теоретики”. Вы разделены на группы, каждая группа специализируется на знании морфологии и физиологии только одного класса Членистоногих.

Группе необходимо расшифровать своё название на карточке и вписать вместо цифр буквы алфавита. (Рисунок 1)

  • 1 группа - КРУСТОЛОГИ (Ракообразные)
  • 2 группа – АРАХНОЛОГИ (Паукообразные)
  • 3 группа - ЭНТОМОЛОГИ (Насекомые)

Оценивать вашу работу и вести строгий учет ваших баллов будет уважаемое жюри. (идёт представление жюри)

Конкурс “Узнай меня” или “Волшебные окошки”.

Каждой команде раздаются три конверта, внутри которых находится изображение определённого вида Ракообразных, Паукообразных и Насекомых. На внешней части конверта вырезано небольшое окошко и видна небольшая часть изображения, ребятам необходимо по фрагменту определить вид животного.

Конкурс “Объясни факты”.

Ещё встречаются в жизни непонятные явления, которые рождают легенды, суеверия, страхи…

Не многие из таких явлений, непонятных ранее, человек уже может объяснить… Вам предоставляется такая возможность. Каждой команде даётся по три факта.

1 команда:

  1. Какую роль играет хитиновый покров у ракообразных?
  2. У одного из высших раков – омара – клешни неодинаковые: одна – лёгкая тонкая, другая мощная, тяжёлая с тупыми зубцами. Различаются они не только внешне, но и по толщине панциря, силе мышц. Если омаров выращивать в неволе, в определённых условиях, клешни вырастают одинаковыми. Почему?
  3. Объясните, почему, если раков обнаруживают в водоёме, это показатель экологической чистоты данного водоёма?

2 команда:

  1. Некоторые паукообразные способны издавна звуки в виде стрекотания, писка, жужжания, шипения. Все эти звуки имеют разное биологическое значение. Какое?
  2. Этот паук живёт в Северной Азии, на Кавказе, в Крыму. Он очень ядовит – от его яда часто гибнут лошади и верблюды. На овец яд паку не действует. Его имя с тюркского на русский переводится как “чёрная смерть”. О ком идёт речь? (каракурт)
  3. Некоторые паукообразные живородящие. Кто это и каковы их преимущества перед остальными собратьями? (скорпионы)

3 команда:

  1. Самку ночной бабочки подержали в садике и поместили в геометрически закрытый прозрачный сосуд. Прилетевшие самцы скапливались около садика и не обращали внимание на самку, банка которой находилась рядом. Объясните, какой раздражитель является главным для ночных бабочек и почему?
  2. Если пчелиная семья погибает от холода, то почему первыми гибнут рабочие пчёлы?
  3. Сколько видов насекомых насчитывается в мире? Что, по вашему мнению, способствует такому широкому распространению насекомых?

Конкурс “Системы органов”.

(демонстрируются слайды со строением представителей типа членистоногих)

Каждая команда получает по 6 силуэтов представителя своего класса. На каждый силуэт следует нанести одну из указанных систем органов. Результаты работы поместить на магнитную доску и обсудить. (Рисунок 2)

Системы:

  • Пищеварительная
  • Нервная
  • Кровеносная
  • Дыхательная
  • Выделительная
  • Органы чувств
  • Половая

Конкурс “Капитанов”.

Конкурс проходит по принципу “Ты – мне, я – тебе”, ребята спрашивают по очереди друг друга термины и их определения по теме Членистоногие. Победитель окажется тот, кто последний даст определение термину. Конкурс Капитанов проходит одновременно с конкурсом “Система органов”.

 Конкурс “Светофор”.

(используются карточки - семафоры с зелёной и красной стороной, если ученик согласен с высказыванием, то он поднимает зелёную сторону, если не согласен, то красную)

  1. Один из основных признаков членистоногих – наличие членистых конечностей. (да)
  2. Тип Членистоногие объединяет два класса. (нет)
  3. Тело рака состоит из трёх отделов. (нет)
  4. Хитин – это минеральное вещество. (нет)
  5. Большинство раков имеет пару сложных глаз. (да)
  6. Выделительная система представлена двумя парами железистых органов – зелёных желёз. (да)
  7. Головогрудь у паука несёт четыре пары конечностей. (да)
  8. Все пауки – хищники. (нет)
  9. Органом дыхания всех пауков являются лёгочные мешки. (нет)
  10. Все пауки строят паутину – ловчую сеть. (нет)
  11. Насекомые насчитывают более 1,5 млн. видов. (да)
  12. Тело насекомых состоит из трёх отделов. (да)
  13. Все насекомые имеют две пары хорошо развитых крыльев. (нет)
  14. Насекомые дышат всей поверхностью тела. (нет)
  15. У насекомых чётко виден половой диморфизм. (да)

Конкурс “Экологический видеоклип”.

(используются видеофрагменты из учебного фильма по Зоологии, часть 2)

“Берегите всех зверей внутри природы;

Убивайте лишь зверей внутри себя”.

Каждой команде показывается небольшой неозвученный видеосюжет из жизни Ракообразных, Паукообразных и Насекомых. Ребятам необходимо внимательно просмотреть сюжет и придумать текст для озвучивания, в котором пропагандировалась бы защита и охрана видов данного класса. При повторном просмотре идёт озвучивание текста.

Домашнее задание (заранее оформляется выставка): творческое задание в форме сообщений и рефератов, биологические стихи и сказки учащихся.

Подведение итогов:

После конкурса “Экологический видеоклип” учитель подводит итоги урока-игры, выявляет победителей, слово предоставляется жюри.

- Вспомните проблемный вопрос, поставленный в начале урока, и ответьте на вопрос о значении Членистоногих в системе животного мира? Что на ваш взгляд нам удалось, а что не удалось выполнить на уроке?

Если позволит время можно провести конкурс “Рекордсмены”, который не будет оцениваться. Сведения о рекордах записаны на вырезанных из цветной бумаги “листочках и “бабочках”, прикреплённые скрепками к ветке дерева, установленной в цветочном горшке. От каждой команды вызывается по одному человеку и, которые по очереди снимают эти листочки с дерева и зачитывают их.

“Рекордсмены”

  1. В 1900 году в Париже на Всемирной выставке демонстрировался канат из паутины для удержания воздушного шара. Масса каната составляла всего 300 грамм.
  2. Размах клешней гигантского японского краба достигает 3 метра.
  3. Иксодовые клещи, являющиеся переносчиком энцефалита, способны голодать 7 лет.
  4. На Земле примерно 1018 экземпляров насекомых, то есть по 250 млн. на каждого человека.
  5. Самое большое насекомое – Вета – обитает в Новой Зеландии. Его вес – до 80 грамм, размер – с мышь.
  6. Самая крупная муха в мире обитает в Южной Америке. Длина её тела – 5,5 см, а размах крыльев 10 см. Тело мухи длиной 5 см.
  7. Летним днём корова бывает укушена 3-500 раз в день и теряет при этом 1 литер крови.
  8. Самым крупным скоплением муравьёв на планете считается царство красных муравьёв на берегах одного из заливов японского моря. Там имеется 45 тыс. муравейников, каждый площадью по 1 квадратный метр. Все муравейники соединены между собой подземными коридорами.

На этом урок-игра заканчивается. Спасибо всем за внимание, урок окончен!