Рекреационные ресурсы России

Разделы: География


Тема: Рекреационные ресурсы России.

Цели:

  • познакомить с рекреационным хозяйством России, видами рекреационных ресурсов,
  • совершить путешествие по городам Золотого кольца России,
  • познакомить с достопримечательностями старинных русских городов.

Оборудование: карта России, видеомагнитофон, мультимедийный проектор, магнитофон.

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Повторение пройденного материала.
  3. Сообщение темы урока.
  4. Работа над новым материалом.
  5. Проекты: « Моя малая родина».  Реклама п. Молодёжный.
  6. Итог урока.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Повторение пройденного материала. Фронтальный опрос

– Мы с вами на предыдущих уроках изучали инфраструктурный комплекс.
– Какова основная задача инфраструктурного комплекса?
– Напомните состав инф. комплекса. (Коммуникационная система и сфера обслуживания)
– Что входит в коммуникационную систему? (Транспорт и связь)
–  Какова главная задача транспорта? (Связывать между собой отдельные звенья хозяйства и районы страны)
– Какие виды транспорта вы знаете?  
– В чём основные достоинства и недостатки ж/д транспорта?         
–  Расскажите об автомобильном транспорте. (Достоинства и недостатки)
–  О каких достоинствах и недостатках авиатранспорта вы знаете?
– Какой транспорт занимает первое место в России по грузообороту? (Трубопроводный)
– Самый дорогой вид транспорта? (Авиатранспорт)
– Главная ж/д магистраль России? (Транссибирская)
– Самые дешёвые грузоперевозки? (Морские)
– Погодные условия особенно влияют на работу, какого транспорта?
– На предыдущем уроке мы с вами изучали сферу обслуживания. Из каких отраслей состоит сфера обслуживания?

3. Сообщение темы урока

– Сегодня на уроке мы с вами разберём отрасль сферы обслуживания – рекреационное хозяйство России.

4. Работа над новым материалом

Рекреационное хозяйство – должно обеспечивать отдых людей. Восстановление здоровья, сил человека проходит в специальных учреждениях: санаториях, домах отдыха, пансионатах, турбазах. Скопление этих учреждений в одном городе образует город-курорт.

– Какие города-курорты вы знаете? (Сочи, Пятигорск, Анапа, Кисловодск…)

 (В тетрадь)

Рекреационные ресурсы

Лечебные

Оздоровительные

Спортивные

Познавательные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Приведите примеры городов России и распределите их по группам.
– Какие требования предъявляются к рекреационному району?

  • Рельеф – горный, плоский, равнинный;
  • Климат благоприятный.
  • Наличие водных объектов.
  • Исторические и культурные памятники.
  • Безопасность жизни.

– Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по историко-культурному месту России Золотому кольцу.
«ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ», (в древности Залесье), туристический маршрут, включающий сеть древнерусских городов: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Владимир, Суздаль, Углич. Название Залесье, прежде всего географическое, оно подразумевало все то, что находилось «за лесом» по отношению к Киевской Руси. Туристический маршрут (действует с начала 1970), проложенный по историческим городам, проходит по территории пяти областей — Московской, Ярославской, Костромской, Ивановской, Владимирской.     
Древние города этих земель имеют свою судьбу, свое прошлое. Они проделали сложный путь в своем историческом развитии от первых дней рождения до дня сегодняшнего. Многое безвозвратно утеряно на этом долгом пути. Равнодушие и небрежность приводят к частичному или полному уничтожению уникальных построек, тому пример город  Молога, который  известен с XIII в., в XV–нач. XX вв. крупный торговый центр. В нач. 40-х гг. XX в., после сооружения Рыбинской ГЭС и водохранилища, территория города затоплена, жители были переселены.
Таким отрицательным примером может служит и г. Углич. При постройке Угличской ГЭС взорван и ушел под воду древний Покровский монастырь с уникальными памятниками XV–XVII вв. Половина церквей Углича была снесена, разобраны ограды монастырей, что разрушило их ансамблевую целостность. Усилиями реставраторов удалось вывести из аварийного состояния и спасти от гибели десятки объектов старинной архитектуры, казалось, непоправимо утраченных. (Приложение 1)

– Подошла к концу наша небольшая экскурсия по Золотому кольцу России. История этих земель связана с жизнью и деятельностью Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Сусанина, А. В. Суворова, Н. А. Некрасова, Е. А. Баратынского, Ф. И. Тютчева, М. А. Врубеля, В. М. Васнецова, И. И. Левитана, Ф. Г. и многих других представителей русской истории и культуры.
– Велика наша матушка – Россия! Не объять все прекраснейшие уголки её, невозможно изучить её просторов, её красот и памятников природы, её красивейших мест, созданных умелыми руками русского народа.
(Фон Ю. Антонов «Города центральные». Слайд. П. Молодёжный.)

–   Но у каждого человека есть малая Родина, то место, где он родился и вырос, где прошло его детство и юность, те места, с которыми связаны многие добрые воспоминания. Таким местом для нас является наш маленький уютный городок п. Молодёжный.

Есть в городке моём места,
Что с детства мне знакомы…
Родная сердцу простота
В берёзке той и клёне.
Метель иль пасмурное лето
Я в Молодёжном рад всему
Отеческим теплом согрет я
И верен дому своему…

– Каждому человеку хочется, чтобы его малая родина процветала, становилась краше, чтобы людям жилось лучше, чтобы люди ни в чём не нуждались. А для этого необходимы, к сожалению, деньги. Почему к сожалению? Так потому, что кроме денег человек в настоящее современное время ничего не видит: ни красоты, ни доброты… «Деньги – это навоз», – говорит схиигумен Савва, «навоз нужен растения для роста». Но так устроена наша жизнь и мы не можем противиться ей. И поэтому для процветания нашего городка нужны денежные средства.

– Все вы знаете, что на данный момент одним из самых прибыльных бизнесов является туристический бизнес.

– Я предлагаю вам поработать рекламными менеджерами. Объединившись в группы, вы за отведённое время должны составить рекламу нашего городка, для того чтобы привлечь туристов. Подумайте, а что в нашем городке можно изменить, чтобы он привлёк как можно больше  туристов и денежных средств. На выполнение этой работы вам даётся 5 мин.

5. Творческая работа в группах

Защита творческих проектов.

6. Подведение итогов урока

7. Домашнее задание. Реферат, на к.к. отметить города Золотого кольца России.

Приложение 2