Урок окружающего мира во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема. Твой адрес в этом мире.

Цели урока:

  • Расширить представления детей о стране, в которой они живут, о родном городе; воспитывать любовь к родному краю, Родине.
  • Познакомить с государственной символикой России (флаг, герб, гимн), воспитывать чувство патриотизма.

   Оборудование:

  • Учебник «Окружающий мир», автор ПлешаковА. А. 2 класс.
  • Глобус.
  • Физическая карта Росси, герб флаг, гимн России.
  • Картины нашей Родины (лес, парк, город, памятники и т. д.).
  • Медиапроектор, презентация. (Приложение 1)

                                                 ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока. (Слайд 2)

– Добрый день, мои юные друзья! Приглашаю вас в увлекательное путеше­ствие. Нашим путеводителем  будет книга А. А. Плешакова «Мир вокруг нас», а верными спутниками – семья Любознательных. Познакомьтесь с ними (см. учебник, с. 3).
– Кто с нами будет путешествовать в этом учебном году? (Герои книги «Мир вокруг нас»: мама, папа, Сережа и Надя, попугай Илья и собака Рыжик.)
–  О чем нам расскажут герои книги? (Они расскажут нам о том, где мы живем. О природе. О жизни города и села. И т. д.)
Вы готовы отправиться в путь? (Да.)

III. Вступительная лекция: "Наша планета Земля" (Слайд 3)

Звучит  музыка,  гаснет свет,  учитель  показывает слайды  «Вселенная», «Солнечная система»

– Посмотрите на экран, мы переносимся в бескрайнее космическое  пространство. Это наш общий большой дом с прекрасным названием Вселенная. На доске закрепляется карточка «Вселенная», дети записывают в тетради. Вот что говорит легенда: жил-был Создатель. Неведомый нам, таинствен­ный, непознаваемый. Скучно ему стало жить в такой безграничной пустоте и решил он населить Вселенную. Был у него мешок с космическим веществом, красивым, разного цвета. Вытряхнул Создатель его и дунул. И разлетелось вещество во все стороны. Позвал Создатель своих помощников и приказал строить дома.
– Дома в Космосе, что это? (Это планеты, звезды, кометы, спутники.)
А название каких планет вы знаете? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Са­турн, Юпитер, Уран, Нептун, Плутон.)
Найдите среди этих планет наш дом. (Слайд 4–6)
– Как называется планета, на которой мы живем? (Планета Земля.)
А как вы узнали, что это Земля? (Наша планета голубого цвета.)
– Как вы думаете, а почему она голубая? (На Земле много воды.)

Учитель показывает слайды «Планета Земля». (Слайды 7–8)

– Да, именно Земля – наш общий дом.
Земля, земной шар – это действительно наш общий большой дом. У нас над головой одна большая голубая крыша – небо. У нас под ногами – один общий пол – зем­ная поверхность. У нас, у всего человечества, одна на всех великанская лампа – Солнце. У нас общий водопровод – дождевые и снежные тучи. И вентилятор тоже один на всех – ветер-ветрило. (Слайд 9)
Посмотрите на глобус. (Слайд 10)
Глобус – это не что иное, как уменьшенная модель огромной планеты Земля, где живете вы, где живут все люди на свете.
Посмотрите на географическую карту и глобус, – в какие только цвета они не раскрашены: тут и синий, и голубой, и зеленый, и желтый, и коричневый, и белый. (Слайд 11)
Сделано это не ради красоты, а для того, чтобы и карта, и глобус могли как можно больше и понятнее рассказать нам о Земле.
Каким цветом вы раскрашиваете море на своих рисунках? Конечно, синим. Недаром же в сказках, песнях так и говорится «сине море». Вот и на карте, на глобусе все моря, океаны, озера и реки синие. Но приглядись, в одном месте океан темно-синий, в другом – посветлее, а в третьем – бледно-голубой. Это тоже сделано неспроста. Чем глубже океан, тем темнее, гуще синий цвет. Чем глубина меньше, тем краска на глобусе светлее.
На земном шаре есть и горы, и долины, и вершины, и низины, а глобус и карта совсем гладкие. И все-таки они могут рассказать, где на Земле находятся горы, где долины. Ровные, низкие пространства Земли – низменности – окра­шивают зеленым цветом. Более высокие участки суши – возвышенности – тёмно-желтым или коричневым цветом. Горы – ведь они еще выше – темно-коричневым.
А есть карты куда ярче, пестрее. На них обозначены все страны мира.
На нашей планете живет великое множество людей – четыре с половиной миллиарда. (Слайд 12)
У одних кожа белая, у других – желтая или красноватая. У одних волосы черные, кучерявые, у других – русые, прямые. Люди говорят на разных языках: кто на русском, кто на японском, кто на французском, кто на арабском, кто на немецком.

IV. Знакомство с государственной символикой России

– Как называется наша Родина? Каждому человеку нашей страны дорога Россия, ее славная история, ее древ­ние символы.
– Какие символы страны вам известны? (Ответы детей.)
– Догадайтесь, о каких символах страны идет речь:
– прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов. (Флаг)
–  Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. (Герб)
– Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства. (Гимн)
– Как вы думаете, есть ли у России перечисленные символы?
– Как же и почему именно они стали российскими символами? Сейчас мы об этом узнаем.
Учитель показывает изображение герба России. (Слайд 13)
– Кто знает, как называется этот символ России? (Слайд 14)
– Что изображено на гербе? (Двуглавый орел с поднятыми крыльями.)

Учитель рассказывает:

– Русское государство было образовано при князе Иване III. В старину непременной частью вооружения воинов являлся щит, на котором изобра­жался личный родовой знак. Со временем такие знаки стали передаваться по наследству от отца к сыну. Так возникли первые гербы. Раньше у каждого князя был свой герб, а когда Иван III объединил русские княжества в одно большое государство, то у нового Русского государства появился свой, но­вый герб.
Иван III женился на дочери императора Византии – очень сильного и богатого государства. На гербе Византии был изображен орел, как символ непобедимости и силы, поэтому Иван III решил, что и на гербе России тоже должен быть  орёл, чтобы все знали, что Россия – сильная страна. (Слайд 15)

Как у каждого государства, у России есть свой герб, флаг, гимн.

Гербэто главный символ любого государства.
Герб России – двуглавый орел, на своих мощных крыльях взмывающий над страной. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный черный змей– это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Более четырех столетий он олицетворял нашу державу. Немного най­дется в мире таких долговечных гербов!
Двуглавый Орел – символ вечности России, символ глубокого уважения к своим историческим корням и национальной истории.
Две головы орла напоминают об исторической необходимости обороны от запада и востока, а три короны  над ними, скрепленные  единой  лентой, символизируют кровнoe братство и  единую историю трех восточно-славян­ских народов – русских, украинцев и белорусов.
Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоёв нашего Отечества.
Нашему российскому гербу очень много лет. Уже давно не правит страной царь, но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что Россия – древняя и могучая страна. (Слайд 16)
– В центре герба еще один герб. Кто скажет – какой? (Герб Москвы.) Кто догадался: почему он расположен в центре российского герба? (Москва – столица России.)
– Где можно встретить изображение российского герба?

Государственный флаг тоже является символом государства. (Слайд 17)
Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатические представительства и, автомобили послов. В торжест­венные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.
Размеры флага, его цветовая гамма устанавливаются верховной властью страны. В Росси флаг утверждает Государственная Дума и Президент.
Цвет флага никогда не выбирают случайно. Существует специальная наука, изучающая государственную символику, – геральдика. В ней разработаны опре­деленные условия создания символов.
По решению Государственной Думы и Президента Россия вступила в XXI век и третье тысячелетие с бело-сине-красным государственным флагом.
Этот флаг был дарован по указу Петра I в 1705 году коммерческим, торговым судам. Этот флаг в течение полутора веков верой и правдой служил торговле России, но никогда не утверждался как государственный.

Гимн в переводе с греческого языка – «торжественная песнь». Гимн испол­няется при открытии торжественных заседаний, при встрече зарубежных гостей правительством, при выступлении наших спортсменов на Олимпиадах, мы его слышим по радио – гимном начинается каждый новый день и заканчивается.
Гимн – это главная песня нашей страны. Мы – россияне – должны знать его, подпевать, когда он звучит и слушать его стоя, показывая этим самым ува­жение к нашей стране и нашему правительству.

 Знакомство детей с текстом гимна России (учебник, с. 6).

Если посмотреть на карту России, можно увидеть, что страна наша огром­на. Она протянулась с юга до самого крайнего севера, где летом и зимой всегда лежит снег и лед. А на юге нашей страны снег большая редкость. Наша страна очень красива.
Найдем на карте место, где мы живём.

– Какое ключевое слово должно определить наш поиск? (Ставрополь) (Слайд 18)

Беседа о Ставрополе. (Слайды  19–20)

V. Итог урока

– О чем мы сегодня с вами говорили на уроке?

– Какие символы нашего государства вы видели на торжественном празд­нике, посвященном началу учебного года? (Слайд 21)
Запомните эти символы.  Каждый гражданин должен знать символы своей Родины, гордиться ими, гордиться своей Родиной, быть ее патриотом. Сила каждого государства – в патриотическом духе его народа.

Патриотизм – эмоциональное отношение к Родине, которое выражается в готовности служить ей.– Какие чувства вы испытывали, когда звучал гимн нашей Родины?
В чем на ваш взгляд, может проявляться служение Родине? (Служба в рядах вооруженных сия, готовность каждого человека в трудную минуту встать на защиту Родины, добросовестный труд на благо Родины, береж­ное отношение к природе, природным богатствам...)
В чем может проявляться служение Родине вас как маленьких граждан? (Хорошо учиться, бережно относиться к школьному имуществу, расти до­брыми, отзывчивыми, беречь и защищать окружающую природу и т. д.)На нашей планете много разных государств.
Есть большие по площади, есть и совсем крошечные, но каждый человек, являясь гражданином той или иной страны, гордится своей родиной, любит ее, старается сделать все возможное, чтобы она была еще богаче и прекрасней. И хотя вы еще маленькие дети, но уже являетесь гражданами большого и могучего государства, имя которому Россия. Пройдет немного времени, вы станете взрослыми, будете работать, пре­умножая величие и могущество нашей страны, защищая ее от возможных невзгод и неприятностей, заботясь о ней, как о матери.
Возможно, кто-то из вас станет крупным руководителем или даже президентом страны. И тогда вам придется решать многие трудные проблемы, но самая главная задача всех людей на Земле – помнить о том, что стран на свете много, а дом у нас один, общий, который называется – планета Земля. Все мы на ней должны жить как добрые друзья, уважая традиции, культуру, обычаи разных стран и народов, помогая в беде и делясь радостями, как живут добрые соседи.

VI. Кроссворд «Символика России» (Слайды 22–29)

1. Главный символ (эмблема) любого государства, города.
2. Птица, изображенная на российском гербе.
3. Какой цвет имеет средняя полоса на флаге России?
4.  Столица нашей Родины.
5. Торжественная песня – символ государства.
6. Как иначе называется флаг?

VII. Домашнее задание

1. Составить свой адрес:

Вселенная
Планета – Земля
Страна – Россия
Город  – ...
Улица – ...
Дом – ...
Квартира – ...

2. Ответить на вопросы в учебнике (с. 11).

– Наш урок закончен. Спасибо. Желаю успехов в домашней творческой работе! (Слайд 30)